Статья "Использование тестов на уроках русского языка и литературы"
Нина Васильевна Ефимова
14.05.2016
7925
3
Оценка знаний учащихся
Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район,
Амурская область
Источники:
Анисимова Л. А. «Тестовые технологии на уроках русского языка» http://festival.1september.ru/articles/419956/
Ефимова Н.В. Тестовые работы по литературе и русскому языку на сайте УчПортфолио http://uchportfolio.ru/create/page/32160
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район,
Амурская область
Использование тестов на уроках русского языка и литературы
Тест – это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Формировать коммуникативные умения и навыки на уроках русского языка и литературы можно, используя различные виды тестов и тестовых заданий.
Форма теста признана в системе образования многих стран мира. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла.
Структурными компонентами теста являются: тестовое задание – задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон – образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.
Тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения: Я использую тесты при проверке домашнего задания, при закреплении материала, на стадии контроля. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений.
Целью уроков гуманитарного цикла становится создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся через использование тестов на уроках русского языка и литературы. Реализация данной цели осуществляется через следующие задачи:
Формировать коммуникативные умения и навыки на уроках русского языка и литературы можно, используя различные виды тестов и тестовых заданий.
Форма теста признана в системе образования многих стран мира. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла.
Структурными компонентами теста являются: тестовое задание – задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон – образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.
Тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения: Я использую тесты при проверке домашнего задания, при закреплении материала, на стадии контроля. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений.
Целью уроков гуманитарного цикла становится создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся через использование тестов на уроках русского языка и литературы. Реализация данной цели осуществляется через следующие задачи:
- повысить эффективность урока, развивая мотивацию через использование тестов;
- расширить возможности предъявления учебной информации за счёт использования тестов;
- воспитывать у учащихся познавательную активность, используя возможности компьютера, Интернета;
- создать условия для творческой деятельности учащихся на занятии.
Использование тестов на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы деятельности учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, позволяет экономить время. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование тестов воспитывает интерес к уроку; делает урок более интересным.
Известно, что надёжным средством повышения эффективности процесса обучения русскому языку в школе является усиление его коммуникативной направленности. "Главная роскошь на земле - роскошь человеческого общения", - мудро заметил когда-то А.Сент-Экзюпери. В наш век эти слова актуальны как никогда.
В последнее время к указанным измерителям прибавилось тестирование. Оно обеспечивает полноту охвата контролируемого объекта, демократичность процедуры, чистоту результата, объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку. Перечисленные достоинства тестирования в сумме перекрывают такие его слабые стороны, как невозможность обеспечить глубину проверки и избежать определённой доли угадывания ответов.
Учитывая особенности построения экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ, следует и в процессе всего обучения в школе контроль над знаниями, умениями и навыками осуществлять преимущественно через комплексную работу с текстом. При этом в качестве обязательных компонентов этой работы использовать тестовые задания как наиболее удобную форму проверки лингвистической и языковой компетенций и задания с открытым развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение на основе исходного текста) как необходимый измерительный элемент коммуникативной компетенции.
Тестовые задания с выбором ответа, входящие в комплексный анализ текста, проверяют состояние языковой компетентности учащихся и владение ими нормами русского литературного языка. Тестовые задания, ориентированные на проверку лингвистической компетентности учащихся, контролируют знание фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса через умения опознавать в тексте единицы языка, классифицировать и анализировать их; знания орфографических и пунктуационных правил через умения опознавать вид орфограммы в слове и пунктограммы в предложении текста и объяснять написание.
Таким образом, планируя итоговую контрольную работу, необходимо объединить традиционный и тестовый подход в проверке знаний учащихся с опорой на текст. Учителю полезно не только самому подбирать тексты для комплексного анализа на уроке, но и предлагать эту работу самим учащимся.
В выпускных 9 и 11 классах ориентиром для составления итоговых работ могут послужить реальные варианты ОГЭ и ЕГЭ, помещённые в сборники для подготовки к экзаменам.
Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний. Грамотно составленные тесты позволяют определять уровень усвоения знаний и степень формирования навыков в процессе обучения.
Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. Одним из главных достоинств тестов является их объективность и большое позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося.
В своей работе я постоянно применяю тесты различных видов. Это помогает мне быстро и качественно проверить знания моих учеников. У меня есть целый набор тестов по литературе и русскому языку. Это тесты, позволяющие проверить знания учащихся по отдельным темам, тесты для вводного контроля, для промежуточной аттестации, тесты, которые готовят детей к ОГЭ и ЕГЭ и тесты итоговые, которые я провожу в конце учебного года. Я считаю, что использование тестов на уроках русского языка и литературы необходимо для каждого учителя.
Известно, что надёжным средством повышения эффективности процесса обучения русскому языку в школе является усиление его коммуникативной направленности. "Главная роскошь на земле - роскошь человеческого общения", - мудро заметил когда-то А.Сент-Экзюпери. В наш век эти слова актуальны как никогда.
В последнее время к указанным измерителям прибавилось тестирование. Оно обеспечивает полноту охвата контролируемого объекта, демократичность процедуры, чистоту результата, объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку. Перечисленные достоинства тестирования в сумме перекрывают такие его слабые стороны, как невозможность обеспечить глубину проверки и избежать определённой доли угадывания ответов.
Учитывая особенности построения экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ, следует и в процессе всего обучения в школе контроль над знаниями, умениями и навыками осуществлять преимущественно через комплексную работу с текстом. При этом в качестве обязательных компонентов этой работы использовать тестовые задания как наиболее удобную форму проверки лингвистической и языковой компетенций и задания с открытым развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение на основе исходного текста) как необходимый измерительный элемент коммуникативной компетенции.
Тестовые задания с выбором ответа, входящие в комплексный анализ текста, проверяют состояние языковой компетентности учащихся и владение ими нормами русского литературного языка. Тестовые задания, ориентированные на проверку лингвистической компетентности учащихся, контролируют знание фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса через умения опознавать в тексте единицы языка, классифицировать и анализировать их; знания орфографических и пунктуационных правил через умения опознавать вид орфограммы в слове и пунктограммы в предложении текста и объяснять написание.
Таким образом, планируя итоговую контрольную работу, необходимо объединить традиционный и тестовый подход в проверке знаний учащихся с опорой на текст. Учителю полезно не только самому подбирать тексты для комплексного анализа на уроке, но и предлагать эту работу самим учащимся.
В выпускных 9 и 11 классах ориентиром для составления итоговых работ могут послужить реальные варианты ОГЭ и ЕГЭ, помещённые в сборники для подготовки к экзаменам.
Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний. Грамотно составленные тесты позволяют определять уровень усвоения знаний и степень формирования навыков в процессе обучения.
Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. Одним из главных достоинств тестов является их объективность и большое позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося.
В своей работе я постоянно применяю тесты различных видов. Это помогает мне быстро и качественно проверить знания моих учеников. У меня есть целый набор тестов по литературе и русскому языку. Это тесты, позволяющие проверить знания учащихся по отдельным темам, тесты для вводного контроля, для промежуточной аттестации, тесты, которые готовят детей к ОГЭ и ЕГЭ и тесты итоговые, которые я провожу в конце учебного года. Я считаю, что использование тестов на уроках русского языка и литературы необходимо для каждого учителя.
Источники:
Анисимова Л. А. «Тестовые технологии на уроках русского языка» http://festival.1september.ru/articles/419956/
Ефимова Н.В. Тестовые работы по литературе и русскому языку на сайте УчПортфолио http://uchportfolio.ru/create/page/32160
Другие статьи
- Формирование УУД на этапах проектно-исследовательской деятельности
- Рейтинговый контроль как компонент модульного обучения
- Дистанционное обучение детей-инвалидов - открытый мир образования для каждого
- Исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся
- От компьютерных технологий к природе
- Вести из «Прекрасного далека»
- Преемственность эстетического воспитания между дошкольным образованием и начальной школой
- Использование презентаций в процессе обучения историии культуры родного края в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- Профилактика асоциального поведения учащихся в образовательных учреждениях
- Организация работа с одаренными детьми. Проблемы педагогического сопровождения
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Спасибо за статью. Описано всё чётко и грамотно, видна структура применения тестов. Тесты удобны и эффективны при подготовке к ЕГЭ, в моей методической копилке есть несколько тестов по разным разделам русского языка. С помощью их можно отработать и закрепить правило, устранить пробелы в знаниях по предмету. Статья Ваша нужная и полезная.
Галина Борискина , дата: 14.05.2016 в 16:04
#2 Хорошая, полезная статья не только для учителя русского языка, но и для учителей других предметов.Тесты часто применяю на уроках математики во всех классах и на разных этапах урока. Согласна с автором статьи, что тест- это "инструмент, который учитель использует как метод педагогического измерения на любом этапе обучения". Мне тесты позволяют определять уровень усвоения знаний и степень формирования навыков в процессе обучения по любой теме. Особенно эффективно проводить тестирование при повторении материала в выпускных классах и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Валентина Титова, дата: 27.06.2016 в 18:40
#3 Согласна с учителями- статья нужная ,полезная .интересная, вообще- обожаю тестирование ,как один из видов проверки знаний.
Ирина Мотылевская, дата: 03.07.2016 в 18:08
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.