Статья "Всероссийская олимпиада школьников: как подготовить победителя?"
Ирина Кунц
24.07.2014
11291
0
Работа с одаренными детьми
Кунц Ирина Васильевна
учитель биологии и химии
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Крутологовская средняя общеобразовательная школа
Коченевского района Новосибирской области
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ: КАК ПОДГОТОВИТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ?
учитель биологии и химии
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Крутологовская средняя общеобразовательная школа
Коченевского района Новосибирской области
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ: КАК ПОДГОТОВИТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ?
В настоящее время стало обязательным участие каждого образовательного учреждения в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, принятого в октябре 2007 года, основными целями и задачами Олимпиады являются:
В отличие от простых контрольных работ и зачетов, проектной и исследовательской деятельности, различных интеллектуальных конкурсов, написания рефератов, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по общеобразовательным предметам и способствуют более широкой эрудиции.
Я уверена, что со мной согласится большинство педагогов, которые готовили и готовят школьников к участию в олимпиадах: разовые консультации или другие занятия к хорошему результату не приведут, и даже систематические занятия в течение только одного учебного года, тоже не дадут результата на муниципальном и, тем более, региональном уровне. Подготовка к олимпиадному движению должна быть серьезной, многолетней и систематической. Чтобы ученик 9 класса показал достойные результаты необходимо начинать, как минимум, с 6 класса.
Хочу привести высказывания учащихся, которые я нашла случайно в Интернете. Они говорят о сложности олимпиадных заданий:
- «По сравнению с олимпиадой по биологии ЕГЭ – это детский сад!» (Recently Профи)
- «Я был на районной олимпиаде. Единственное, что могу посоветовать - сиди готовься. Я достаточно хорошо знаю биологию, но чувствовал себя «чайником». (DANIEL23 Ученик)
Мои ученики тоже принимали участие в школьном и районном этапах олимпиады, если на школьном этапе были призеры и победители, то на районном - в их число мы не попадали.
Требовалось кардинально менять способы подготовки учащихся к олимпиадному движению, а точнее приводить в систему и вырабатывать конкретную методику.
Начала я с того, что собрала «Банк олимпиадных заданий», в котором были олимпиадные задания разных этапов за пять лет. Затем я приступила к анализу содержания заданий муниципального и регионального уровней и формулировке выводов. На примере заданий 10-11 класса выводы получились следующие:
1. Олимпиадные задания образуют три группы:
Часть 1 – задания с выбором одного правильного ответа из четырех;
Часть 2, 3 – задания с выбором нескольких ответом или сопоставление.
2. 25% заданий на знания предмета в рамках углубленной школьной программы.
3. 50 % заданий на знания за рамками школьной программы.
4. 25 % заданий на применение знаний в нестандартной ситуации, анализ данных и решение задач.
Как видите, знаний, которые ребята получают на уроках, не достаточно. Нужна дополнительная внеурочная подготовка.
Далее я провожу отбор учащихся и формирование школьной команды учащихся, которые хотят и могут заниматься серьезной подготовкой по предмету.
Отбор учащихся основан на их успеваемости по предмету, на уровне познавательной активности и на стремлении побеждать. Уровень познавательной активности (общий и по своему предмету) я определяю с помощью анкеты «Исследование познавательная активности учащихся» (авторы: Бойко Ю.В., Червякова Л.А.)
Далее начинается самый трудный, но очень интересный процесс подготовки.
У каждого учителя есть свои приемы, методы, формы, которыми он пользуется. По этому вопросу очень много полезной информации размещено в сети Интернет, анализируя эту информацию можно определить условия подготовки к олимпиадам:
Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя может выражаться лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.
При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:
Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.
Ресурсы:
1.http://biologii.net/index.php?option=com_content&task=view&id=36&Itemid=6
2. Каплевская С.В. «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы» - http://aplik.ru/shkolniku/11-klass/doklad-na-temu-podgotovka-uchashchikhsia-k-predmetnym-olimpiadam-iz-opyta-raboty/
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, принятого в октябре 2007 года, основными целями и задачами Олимпиады являются:
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;
- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
- пропаганда научных знаний;
- привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми;
- отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.[1]
В отличие от простых контрольных работ и зачетов, проектной и исследовательской деятельности, различных интеллектуальных конкурсов, написания рефератов, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по общеобразовательным предметам и способствуют более широкой эрудиции.
Я уверена, что со мной согласится большинство педагогов, которые готовили и готовят школьников к участию в олимпиадах: разовые консультации или другие занятия к хорошему результату не приведут, и даже систематические занятия в течение только одного учебного года, тоже не дадут результата на муниципальном и, тем более, региональном уровне. Подготовка к олимпиадному движению должна быть серьезной, многолетней и систематической. Чтобы ученик 9 класса показал достойные результаты необходимо начинать, как минимум, с 6 класса.
Хочу привести высказывания учащихся, которые я нашла случайно в Интернете. Они говорят о сложности олимпиадных заданий:
- «По сравнению с олимпиадой по биологии ЕГЭ – это детский сад!» (Recently Профи)
- «Я был на районной олимпиаде. Единственное, что могу посоветовать - сиди готовься. Я достаточно хорошо знаю биологию, но чувствовал себя «чайником». (DANIEL23 Ученик)
Мои ученики тоже принимали участие в школьном и районном этапах олимпиады, если на школьном этапе были призеры и победители, то на районном - в их число мы не попадали.
Требовалось кардинально менять способы подготовки учащихся к олимпиадному движению, а точнее приводить в систему и вырабатывать конкретную методику.
Начала я с того, что собрала «Банк олимпиадных заданий», в котором были олимпиадные задания разных этапов за пять лет. Затем я приступила к анализу содержания заданий муниципального и регионального уровней и формулировке выводов. На примере заданий 10-11 класса выводы получились следующие:
1. Олимпиадные задания образуют три группы:
Часть 1 – задания с выбором одного правильного ответа из четырех;
Часть 2, 3 – задания с выбором нескольких ответом или сопоставление.
2. 25% заданий на знания предмета в рамках углубленной школьной программы.
3. 50 % заданий на знания за рамками школьной программы.
4. 25 % заданий на применение знаний в нестандартной ситуации, анализ данных и решение задач.
Как видите, знаний, которые ребята получают на уроках, не достаточно. Нужна дополнительная внеурочная подготовка.
Далее я провожу отбор учащихся и формирование школьной команды учащихся, которые хотят и могут заниматься серьезной подготовкой по предмету.
Отбор учащихся основан на их успеваемости по предмету, на уровне познавательной активности и на стремлении побеждать. Уровень познавательной активности (общий и по своему предмету) я определяю с помощью анкеты «Исследование познавательная активности учащихся» (авторы: Бойко Ю.В., Червякова Л.А.)
Далее начинается самый трудный, но очень интересный процесс подготовки.
У каждого учителя есть свои приемы, методы, формы, которыми он пользуется. По этому вопросу очень много полезной информации размещено в сети Интернет, анализируя эту информацию можно определить условия подготовки к олимпиадам:
- Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективные курсы, эвристические олимпиады.
Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя может выражаться лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.
При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:
- Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
- Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
- Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
- Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
- Индивидуальный подход. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.
- Психологический принцип. Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.
Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.
Ресурсы:
1.http://biologii.net/index.php?option=com_content&task=view&id=36&Itemid=6
2. Каплевская С.В. «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы» - http://aplik.ru/shkolniku/11-klass/doklad-na-temu-podgotovka-uchashchikhsia-k-predmetnym-olimpiadam-iz-opyta-raboty/
Другие статьи
- контрольная для взрослых
- Базовые понятия информатики и ИТ
- Туда сюда по квадратам
- Способы организации сетевой проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- Мир добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Из опыта интеграции вопросов здоровьесбережения в предметную область «ФИЗИКА»
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.