Статья "Психолого-педагогические приемы коррекционной работы с аутичными детьми"
Наталья Трачук
07.07.2015
2197
3
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Трачук Наталья Михайловна,
заместитель директора ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»
п. Савинский, Плесецкого района, Архангельской области
1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей // Альманах Института Коррекционной педагогики РАО. – 2004. - № 8
2. http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/ppaut.htm
3. http://www.b17.ru/article/19215/
заместитель директора ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»
п. Савинский, Плесецкого района, Архангельской области
Психолого-педагогические приемы коррекционной работы
с аутичными детьми
с аутичными детьми
Мозг ребенка - аутиста иначе, чем у здорового человека, обрабатывает поступающую в него информацию. Из-за изначально пониженного психического тонуса, визуальной, слуховой, тактильной гиперчувствительности и т.д. у ребенка возникают трудности в переработке сенсорной информации. Способности аутичных детей к пониманию и интерпретации окружающих событий ограничены. Трудности в понимании социального поведения других людей и как следствие в общении с ними, возникающие с раннего детства искажают ход психического развития ребенка, препятствуют его социальной адаптации. Как следствие у ребенка появляются аутистические установки, или погружение в мир личных переживаний, потеря контакта с окружающей средой. Таким образом, аутизм является механизмом ухода от пугающей реальности, от трудностей взаимодействия с ней.
Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Как показывает отечественный и зарубежный опыт при проведении ранней диагностической работы и своевременном начале коррекции возможно достижение положительных результатов. Большинство детей удается подготовить к обучению и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
При отсутствии коррекционной работы в 70% случаев раннего детского аутизма наступает глубокая инвалидность. Коррекционная работа должна проводиться группой специалистов. В эту группу должны входить:
- психиатры
- невропатологи
- психологи
- логопеды
- педагоги
- музыкальные работники.
Главной их задачей является восстановление основных сфер активности ребенка, а именно: речевой, когнитивной, моторной и эмоциональной. Существуют разные методы коррекции аутизма.
Первым этапом коррекционной работы будет адаптация ребенка с аутизмом к новым условиям. В этот период определяются уровни развития основных психологических функций, запас знаний, навыки. В соответствии с этими данными разрабатывается индивидуальная программа. Сначала используется восстановительная терапия, которая направлена на развитие моторики и речи, поскольку они являются основными средствами коммуникации.
На первых этапах коррекционной работы много времени отводится массажу. Он поможет сделать движение пальцев более четкими, приблизить к норме мышечный тонус и улучшить способность для проведения более сложных движений и действий. Дальше коррекционная работа проводится для глазо-ручной интеграции, умением следить за предметом. Далее специалисты должны работать над жестами ребенка. Для начала нужно отработать указательный жест. Этот этап коррекционной работы, связанный с манипуляцией предметами, развивает у детей тактильное, мышечное, зрительное и слуховое восприятие, устанавливает связи между разными видами движений и действий, а также помогает малышу в восприятии предметов. Чтобы закрепить глазо-ручную интеграцию желательно провести особые подвижные игры с пальцами рук и ног.
Для коррекции общей моторики рекомендуется использовать самые разнообразные упражнения - бег, прыжки, кувырки и т. д. Упражнения могут проводиться как в спортивном комплексе, так и на природе. Также хороши разнообразные подвижные игры - бег по склону, ходьба по бревну, игра в прятки (прятаться за деревом), бросание шишек в цель, игры «Кто бросит выше?», «Кто бросит точнее?» (надо попасть в дерево). Полезно аутичным детям находиться и двигаться в воде.
Занятия физическими упражнениями должны быть включены в общее расписание дня ребенка. Упражнение вводится постепенно. Например, чтобы обучить игре в мяч, сначала надо поиграть с воздушным шариком.
Освоив игры с шаром, ребенок овладевает умением бросать мяч, катить его, ловить, бросать в корзину, сквозь обруч, расположенный на уровне рук, сбивать им со стены предметы - картонное яблоко, круг, перебрасывать мяч через веревочку, сбивать кегли. Играя с ребенком в любую спортивную игру, взрослый должен учитывать моторную неловкость ребенка и незаметно для него помогать ему. Занятия проходят в атмосфере благожелательности, дети должны испытывать только положительные эмоции.
Коррекционная работа заключается в развитии гнозиса и праксиса с использованием зрительно-моторного комплекса. Это необходимо для познания предметов и их характеристик. Когда ребенок сможет сам опознавать и называть отдельные предметы, можно перейти к конструированию этих же предметов из частей. Детям с аутизмом тяжело дается восприятие реальных объектов через их плоскостное изображение. Поэтому для начало необходимо показывать картинки предметов с незакрашенными контурами, потом в одной цветовой гамме. Также можно разрезать плоскостное изображение предмета и сложить его вместе с ребенком в нужной последовательности. Полезными станут занятия по рисованию, лепке и аппликации. Они помогут ребенку закрепить образы предметов в памяти и развить мелкую моторику и речь.
Развитие речи можно начать с помощью манипуляции игрушкой. Дальше нужно добиться того, чтобы ребенок произнес услышанное слово. Для этого слово делится на слоги, которые многократно повторяются и в итоге сливаются в одно целое. Словарный запас необходимо расширять постепенно. Также постепенно нужно переходить от простых к абстрактным понятиям, усложняя предложения.
Многие специалисты отмечают важность использования музыкальных средств в коррекционной работе с аутичными детьми. Это направление выделяется как «Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия». Причина, по которой музыка становится помощником, объясняется тем, что она более гибкая, чем разговорный язык, особенно, если используется в сочетании с движениями. С помощью музыкальной коммуникативной терапии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, который сам по себе является аналогом активной речи. Лингвистические навыки устной или жестовой речи накладываются на те рамки, которые созданы этой предварительной работой и, как оказалось, обучение речи идет с большей гибкостью и социальным отзвуком, чем когда работают только по линии коррекции поведения.
Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от уровня развития интеллекта.
Таким образом, родители, медики, педагоги, психологи, работающие с аутичными детьми, играют роль своеобразного моста между ребенком и окружающим его миром. И то, каким будет этот мост: узким или широким, прочным или шатким, - во многом зависит от нас взрослых. От того насколько мы сможем понять, а главное принять особенности личности аутичного ребенка, от того сможем ли мы объединить наши усилия, скоординировать действия различных специалистов для создания единой программы медико-психолого-педагогической поддержки зависит благополучие многих детей…
Источники:Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Как показывает отечественный и зарубежный опыт при проведении ранней диагностической работы и своевременном начале коррекции возможно достижение положительных результатов. Большинство детей удается подготовить к обучению и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
При отсутствии коррекционной работы в 70% случаев раннего детского аутизма наступает глубокая инвалидность. Коррекционная работа должна проводиться группой специалистов. В эту группу должны входить:
- психиатры
- невропатологи
- психологи
- логопеды
- педагоги
- музыкальные работники.
Главной их задачей является восстановление основных сфер активности ребенка, а именно: речевой, когнитивной, моторной и эмоциональной. Существуют разные методы коррекции аутизма.
Первым этапом коррекционной работы будет адаптация ребенка с аутизмом к новым условиям. В этот период определяются уровни развития основных психологических функций, запас знаний, навыки. В соответствии с этими данными разрабатывается индивидуальная программа. Сначала используется восстановительная терапия, которая направлена на развитие моторики и речи, поскольку они являются основными средствами коммуникации.
На первых этапах коррекционной работы много времени отводится массажу. Он поможет сделать движение пальцев более четкими, приблизить к норме мышечный тонус и улучшить способность для проведения более сложных движений и действий. Дальше коррекционная работа проводится для глазо-ручной интеграции, умением следить за предметом. Далее специалисты должны работать над жестами ребенка. Для начала нужно отработать указательный жест. Этот этап коррекционной работы, связанный с манипуляцией предметами, развивает у детей тактильное, мышечное, зрительное и слуховое восприятие, устанавливает связи между разными видами движений и действий, а также помогает малышу в восприятии предметов. Чтобы закрепить глазо-ручную интеграцию желательно провести особые подвижные игры с пальцами рук и ног.
Для коррекции общей моторики рекомендуется использовать самые разнообразные упражнения - бег, прыжки, кувырки и т. д. Упражнения могут проводиться как в спортивном комплексе, так и на природе. Также хороши разнообразные подвижные игры - бег по склону, ходьба по бревну, игра в прятки (прятаться за деревом), бросание шишек в цель, игры «Кто бросит выше?», «Кто бросит точнее?» (надо попасть в дерево). Полезно аутичным детям находиться и двигаться в воде.
Занятия физическими упражнениями должны быть включены в общее расписание дня ребенка. Упражнение вводится постепенно. Например, чтобы обучить игре в мяч, сначала надо поиграть с воздушным шариком.
Освоив игры с шаром, ребенок овладевает умением бросать мяч, катить его, ловить, бросать в корзину, сквозь обруч, расположенный на уровне рук, сбивать им со стены предметы - картонное яблоко, круг, перебрасывать мяч через веревочку, сбивать кегли. Играя с ребенком в любую спортивную игру, взрослый должен учитывать моторную неловкость ребенка и незаметно для него помогать ему. Занятия проходят в атмосфере благожелательности, дети должны испытывать только положительные эмоции.
Коррекционная работа заключается в развитии гнозиса и праксиса с использованием зрительно-моторного комплекса. Это необходимо для познания предметов и их характеристик. Когда ребенок сможет сам опознавать и называть отдельные предметы, можно перейти к конструированию этих же предметов из частей. Детям с аутизмом тяжело дается восприятие реальных объектов через их плоскостное изображение. Поэтому для начало необходимо показывать картинки предметов с незакрашенными контурами, потом в одной цветовой гамме. Также можно разрезать плоскостное изображение предмета и сложить его вместе с ребенком в нужной последовательности. Полезными станут занятия по рисованию, лепке и аппликации. Они помогут ребенку закрепить образы предметов в памяти и развить мелкую моторику и речь.
Развитие речи можно начать с помощью манипуляции игрушкой. Дальше нужно добиться того, чтобы ребенок произнес услышанное слово. Для этого слово делится на слоги, которые многократно повторяются и в итоге сливаются в одно целое. Словарный запас необходимо расширять постепенно. Также постепенно нужно переходить от простых к абстрактным понятиям, усложняя предложения.
Многие специалисты отмечают важность использования музыкальных средств в коррекционной работе с аутичными детьми. Это направление выделяется как «Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия». Причина, по которой музыка становится помощником, объясняется тем, что она более гибкая, чем разговорный язык, особенно, если используется в сочетании с движениями. С помощью музыкальной коммуникативной терапии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, который сам по себе является аналогом активной речи. Лингвистические навыки устной или жестовой речи накладываются на те рамки, которые созданы этой предварительной работой и, как оказалось, обучение речи идет с большей гибкостью и социальным отзвуком, чем когда работают только по линии коррекции поведения.
Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от уровня развития интеллекта.
Таким образом, родители, медики, педагоги, психологи, работающие с аутичными детьми, играют роль своеобразного моста между ребенком и окружающим его миром. И то, каким будет этот мост: узким или широким, прочным или шатким, - во многом зависит от нас взрослых. От того насколько мы сможем понять, а главное принять особенности личности аутичного ребенка, от того сможем ли мы объединить наши усилия, скоординировать действия различных специалистов для создания единой программы медико-психолого-педагогической поддержки зависит благополучие многих детей…
1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей // Альманах Института Коррекционной педагогики РАО. – 2004. - № 8
2. http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/ppaut.htm
3. http://www.b17.ru/article/19215/
Другие статьи
- Ансамбль " Забайкальские казаки" Песенно-танцевальный фольклор
- Школьный дискуссионный клуб на английском языке как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
- Модель организации дополнительного образования в школе (из опыта организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС)
- Равные условия обучения - для каждого
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
- Межобразовательная среда: “Опыт Швеции и Норвегии”
- Совершенствование системы дополнительного образования через организацию работы интегрированного клуба «Отечество»
- Первое родительское собрание в 1 классе (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Наталья Михайловна, спасибо за интересный материал по работе с аутичными детьми.
Ольга Даниловская, дата: 07.07.2015 в 14:12
#2 Наталья Михайловна, у Вас интересная научно-исследовательская статья, спасибо за обширную и новую для меня информацию
Валентина Титова, дата: 07.07.2015 в 21:12
#3 Наталья Михайловна, спасибо, что вы в статье акцентируете внимание на высоком предназначении музыки в становлении личности. Музыка, как особый жанр духовного наполнения жизни, не делит и не разделяет детей на группы и "грани". Музыка поддерживает, вдохновляет, укрепляет, объединяет, развивает, воспитывает и обогащает душу и личностный опыт ребёнка.
Татьяна Мазурова, дата: 07.07.2015 в 21:19
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.