Статья "Модульное обучение в образовательном процессе"
Татьяна Медведева
02.07.2015
1924
0
Методика преподавания
Медведева Татьяна Александровна
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г. Модульное обучение в образовательном процессе
Модульная система введена в семидесятых годах двадцатого века и была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения взрослых.
В России модульная система обучения используется в ряде московских школ. Авторская работа «Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография» [4] посвящена содержательной структуре и организации модульного обучения в школе.
Одной из фундаментальных работ по модульному обучению является монография П.А. Юцявичене «Теория и организация модульного обучения» [5], в которой были определены и систематизированы теоретические основы и принципы модульного обучения как дидактической системы и который определяет модуль как «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».
Теория модульного обучения, его философское осмысление и практическое применение в школе и вузе, также подробно изложены в работах М.Чошанова, И.Б.Сенновского, П.И. Третьякова. [4]
Гареев В.М. пишет, что обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме, и что модуль – это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений. (В.М. Гареев и др., 1987) [2]
Модуль должен совпадать с темой учебной дисциплины или блоком взаимосвязанных тем, но в отличие от темы, как указывают А.Артемов и др. (1999) [1] все измеряется, все оценивается: посещение занятий, выполнение обучающимся классных и внеклассных заданий, исходный, этапный и итоговый уровень учебных достижений.
Несмотря на множество существующих определений модуля, все их можно систематизировать, по трём аспектам:
– модуль как единица государственного учебного плана по специальности, представляющая набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики;
– модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности, и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса;
– модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.
Единого мнения о структуре модуля нет, однако, большинство авторов рекомендуют включать в него следующие элементы: цель, задачи, уровень овладения, содержание учебного материала, формы, виды методы учебной деятельности, направленные на овладение учебным материалом, рекомендации по организации и методике самостоятельной работы обучающегося по данному модулю, задания для самоконтроля и самооценки результатов обучения. Число модулей зависит от сложности и значимости учебного материала, от необходимой и возможной частоты контроля. Каждый модуль содержит теоретическую и практическую части. Первая формирует теоретические знания, вторая – важные умения и навыки
Целью создания модуля является достижение заранее запланированного результата обучения. При модульном обучении определяются критерии оценки деятельности, которые должен продемонстрировать учащийся на уровне знаний, практических навыков и компетенций. Содержание отдельных модулей представляются законченными блоками, чтобы имелась возможность обучения в соответствии с комплексной дидактической целью.
Модули разрабатываются таким образом, что дают знания и навыки необходимые для жизни, в них соблюдается баланс между получением знаний и их применением на практике. Этими ключевыми навыками являются: навыки общения, математической грамотности, способности решения проблем, использования новых информационных технологий и умения работать в команде [3].
Таким образом, при внедрении модульного обучения развиваются навыки рефлексивной культуры, что создает условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других, и способствует овладению технологией рефлексии; обеспечивается мотивация, развиваются навыки самостоятельной работы по индивидуальной учебной программе, поиска информации, что, в конечном счете, влияет на развитие творческих способностей учащихся.
В России модульная система обучения используется в ряде московских школ. Авторская работа «Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография» [4] посвящена содержательной структуре и организации модульного обучения в школе.
Одной из фундаментальных работ по модульному обучению является монография П.А. Юцявичене «Теория и организация модульного обучения» [5], в которой были определены и систематизированы теоретические основы и принципы модульного обучения как дидактической системы и который определяет модуль как «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».
Теория модульного обучения, его философское осмысление и практическое применение в школе и вузе, также подробно изложены в работах М.Чошанова, И.Б.Сенновского, П.И. Третьякова. [4]
Гареев В.М. пишет, что обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме, и что модуль – это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений. (В.М. Гареев и др., 1987) [2]
Модуль должен совпадать с темой учебной дисциплины или блоком взаимосвязанных тем, но в отличие от темы, как указывают А.Артемов и др. (1999) [1] все измеряется, все оценивается: посещение занятий, выполнение обучающимся классных и внеклассных заданий, исходный, этапный и итоговый уровень учебных достижений.
Несмотря на множество существующих определений модуля, все их можно систематизировать, по трём аспектам:
– модуль как единица государственного учебного плана по специальности, представляющая набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики;
– модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности, и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса;
– модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.
Единого мнения о структуре модуля нет, однако, большинство авторов рекомендуют включать в него следующие элементы: цель, задачи, уровень овладения, содержание учебного материала, формы, виды методы учебной деятельности, направленные на овладение учебным материалом, рекомендации по организации и методике самостоятельной работы обучающегося по данному модулю, задания для самоконтроля и самооценки результатов обучения. Число модулей зависит от сложности и значимости учебного материала, от необходимой и возможной частоты контроля. Каждый модуль содержит теоретическую и практическую части. Первая формирует теоретические знания, вторая – важные умения и навыки
Целью создания модуля является достижение заранее запланированного результата обучения. При модульном обучении определяются критерии оценки деятельности, которые должен продемонстрировать учащийся на уровне знаний, практических навыков и компетенций. Содержание отдельных модулей представляются законченными блоками, чтобы имелась возможность обучения в соответствии с комплексной дидактической целью.
Модули разрабатываются таким образом, что дают знания и навыки необходимые для жизни, в них соблюдается баланс между получением знаний и их применением на практике. Этими ключевыми навыками являются: навыки общения, математической грамотности, способности решения проблем, использования новых информационных технологий и умения работать в команде [3].
Таким образом, при внедрении модульного обучения развиваются навыки рефлексивной культуры, что создает условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других, и способствует овладению технологией рефлексии; обеспечивается мотивация, развиваются навыки самостоятельной работы по индивидуальной учебной программе, поиска информации, что, в конечном счете, влияет на развитие творческих способностей учащихся.
Литература
- Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система.// Высшее образование в России. 1999. – с.121-125.
- Гареев В. М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения //Вестник высшей школы. 1987. №8. - с. 30–33
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.240 с
- Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М.1987.- с. 246.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1979 - 170 с
Другие статьи
- Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся
- Работа в качестве классного руководителя
- Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по математике
- Этика, такт, стиль –основные составляющие профессиональной культуры педагога
- Измерители социальной успешности обучающихся в школьном научном обществе
- Сайт школьного Методического Объединения как новый ресурс организации методической работы в школе
- Всероссийская олимпиада школьников: как подготовить победителя?
- Повышение мотивации, самооценки и качества знаний обучающихся через использование игровых технологий на уроках истории Древнего мира в 5 классе.
- Дезадаптация младших школьников
- Сплочение детского коллектива ( из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.