С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Модульное обучение в образовательном процессе"

Медведева Татьяна Александровна
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г.
  Модульное обучение в образовательном процессе  
     Модульная система  введена в семидесятых годах двадцатого века и была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения взрослых.
     В России модульная система обучения используется  в ряде московских школ.  Авторская работа «Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография» [4] посвящена  содержательной структуре и организации  модульного обучения в школе.
    Одной из фундаментальных работ по модульному обучению является монография П.А. Юцявичене «Теория и организация модульного обучения» [5], в которой были определены и систематизированы теоретические основы и принципы модульного обучения как дидактической системы и который  определяет модуль  как «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».
       Теория модульного обучения, его философское осмысление и практическое применение в школе и вузе, также подробно изложены в работах М.Чошанова,  И.Б.Сенновского, П.И. Третьякова. [4]
      Гареев В.М. пишет, что обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме, и что  модуль – это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений. (В.М. Гареев и др., 1987)  [2]
          Модуль должен совпадать с темой учебной дисциплины или блоком взаимосвязанных тем, но в отличие от темы, как указывают А.Артемов и др. (1999) [1] все измеряется, все оценивается: посещение занятий, выполнение обучающимся классных и внеклассных заданий, исходный, этапный и итоговый уровень учебных достижений.
   Несмотря на множество существующих определений модуля, все их можно систематизировать, по трём аспектам:
– модуль как единица государственного учебного плана по специальности, представляющая набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики;
– модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности, и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса;
– модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.
     Единого мнения о структуре модуля нет, однако, большинство авторов рекомендуют включать в него следующие элементы: цель, задачи, уровень овладения, содержание учебного материала, формы, виды методы учебной деятельности, направленные на   овладение учебным материалом, рекомендации по организации и методике самостоятельной работы обучающегося по данному модулю, задания для самоконтроля и самооценки результатов обучения. Число модулей зависит от сложности и значимости учебного материала, от необходимой и возможной частоты контроля. Каждый модуль содержит теоретическую и практическую части. Первая формирует теоретические знания, вторая – важные умения и навыки
    Целью создания модуля является достижение заранее запланированного результата обучения. При модульном обучении определяются   критерии оценки деятельности, которые должен продемонстрировать учащийся на уровне знаний, практических навыков и компетенций. Содержание отдельных модулей представляются законченными блоками, чтобы имелась возможность обучения в соответствии с комплексной дидактической целью.
      Модули разрабатываются таким образом, что дают знания и навыки необходимые для жизни, в них соблюдается баланс между получением знаний и их применением на практике. Этими ключевыми навыками являются: навыки общения, математической грамотности, способности решения проблем, использования новых информационных технологий и умения работать в команде [3].
      Таким образом, при внедрении модульного обучения развиваются навыки рефлексивной культуры, что создает условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других, и способствует овладению технологией рефлексии; обеспечивается мотивация, развиваются навыки самостоятельной работы по индивидуальной учебной программе, поиска информации, что, в конечном счете, влияет на развитие творческих способностей учащихся.
 
Литература
 
  1. Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система.// Высшее образование в России. 1999. – с.121-125.
  2. Гареев В. М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения //Вестник высшей школы. 1987. №8. - с. 30–33
  3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.240 с
  4. Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М.1987.- с. 246.
  5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1979 - 170 с
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ