Статья "Устная форма научной речи и ее место в обучении школьников русскому языку"
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
ГОУ "Забайкальский центр специального
образования и развития
"Открытый мир"
Сегодня современная общеобразовательная школа предполагает обучение в соответсвии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) нового поколения [1], который требует ориентировки на метапредметные результаты обучения. Особую роль в достижении этих результатов играет умение воспринимать учебную информацию на слух.
ФГОС основного общего образования второго поколения (2010г.) включает такие особенности выпускника, которые предполагают обязательное владение аудитивными умениями. От выпускника требуется активно и заинтересованно познавать мир, понимать ценность труда, науки и творчества, осознавать значимость образования и самообразования, что невозможно без этого вида речевой деятельности.
Одним из предметных результатов изучения предметной области «Филология» согласно ФГОС ООО второго поколения (2010г.) является владение видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом), которые обеспечивают «эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения» [1].
Школьное обучение русскому языку базируется преимущественно на работе с учебно-научным текстом, его письменной формой. По определению О.М. Орлова, под учебно-научными понимаются тексты, «обслуживающие особую сферу общения — учение — и выполняют присущие им дидактические функции. Поэтому они всегда строго адресованы, то есть учитываются возрастные, психологические особенности обучаемых» [2, с. 3].
При обучении русскому языку, в том числе слуховому восприятию, используется учебно-научный лингвистический текст. В лингвистическом учебно-научном тексте дается лингвистическая информация: сведения о языковедах и их научных трудах, факты и явления языка, алгоритмы применения правил и рассуждений.
Учебно-научный лингвистический текст является важнейшим средством обучения русскому языку в школе. Особенности учебно-научных лингвистических текстов описаны Л.В. Черепановой и включают перечень требований к их структуре и содержанию[3].
Однако качественное усвоение языковых знаний невозможно при использовании только письменных учебно-научных текстов, так как работа с такими текстами служит для формирования и развития навыков чтения, в то время как устная научная речь выступает средством обучения аудированию и говорению. Одним из важнейших направлений в обучении русскому языку является обучение восприятию устной формы научной речи.
Системное описание особенностей устной научной речи представлено в монографии «Современная русская научная речь» (под редакцией О.А. Лаптевой). Устная научная речь рассматривается авторами как устно-разговорная разновидность русского языка.
По мнению О.А. Лаптевой, устная научная речь - «речь специальная, она принадлежит специалистам и обращена к специалистам»[4, с. 292]. Адресат и адресант в идеале владеют одной и той же системой понятий, одной и той же системой знаний. В языковом плане это обозначает широкое использование терминов и других языковых средств, а также использование диалогичных форм общения.
Устная научная речь представляет собой синтезированную форму общения: с одной стороны, она является устным проявлением научного стиля речи, с другой — является компонентом устной разговорной формы общения и испытывает на себе ее влияние. Такая двуплановость обусловлена также взаимодействием двух процессов — процессом порождения речи, который основан на психофизиологических механизмах, и процесс отбора языковых средств, который связан с лингвистическими единицами.
Устная научная речь обладает рядом особенностей: во-первых, достаточной экспрессивностью и импульсивностью речи, повторами, остановками и возвратами, включением жаргонной и разговорной лексики, во-вторых, терминологичностью, использованием сложных синтаксических конструкций. В устной форме реализации научная речь соответствует одновременно и особенностям научного стиля и собственно разговорной речи. При этом, в устной научной речи сохраняются такие стилевые черты научного стиля, как обобщенность и отвлеченность, подчеркнутая логичность, объективность изложения, изобилие абстрактной лексики, терминов. Но под влиянием устно-разговорной речи устная научная речь становится образной и экспрессивной. Устная научная речь всегда публична, заранее подготовлена, опирается на письменный текст.
Основная функция устной научной речи — информативная. Выполняя эту функцию, устная научная речь «несет высокую информативную насыщенность и интеллектуализированный характер. Устной научной речи также присуща коммуникативная функция, но она не является основной. Что касается функции воздействия, то можно сказать об интеллектуальном воздействии устной научной речи на слушающего. В этой функции нет побуждения к действию»[4, с. 292].
Отметим, что существующие жанры научной речи — выступление в дискуссии, лекция, консультация, доклад, беседа — принадлежат как раз устной научной речи. Фактор публичности устной научной речи обусловливает явное преобладание монологических жанров, при этом развернутых и протяженных.
В школьном обучении русскому языку устная научная речь реализуется на уроке преимущественно в форме монолога учителя. Отбор лингвистического материала полностью основывается на возрастных, психофизиологических и психологических особенностях учащихся. Учитывая специфику и двуплановость устной научной речи, качественная подготовка материала обеспечивает его адекватное слуховое восприятие и помогает избежать коммуникативных неудач. В устной научной речи не допускается поверхностное, несерьезное отношение к излагаемому содержанию, но это не означает невозможность использования различных способов оживления изложения [4].
Слово учителя может быть использовано для вступительных замечаний, для изложения темы, а также для обзора и обобщений. Педагогическая эффективность речи учителя определяется не только ее научной содержательностью, логичностью, убежденностью, общей грамматической и стилистической правильностью, но и стилистическим мастерством. Кроме того, большое значение имеет и внешняя сторона речи: тембр голоса, его сила, четкость, звучание. Учитель русского языка выступает для обучающихся как образец владения языком, языковыми нормами, ораторскими навыками.
Восприятие учебной информации на слух происходит на всех фазах речевой деятельности. На этапе ориентировки и планирования учащийся осуществляет настрой на слуховое восприятие, определяет цель аудирования, прогнозирует содержание высказывания [3]. Настрой на восприятие устной научной речи во многом зависит от понимания учебной информации. В связи с этим, при прослушивании научной речи большую роль для учащегося играет наличие фоновых знаний по предмету и их качество.
На этапе реализации слушающий осуществляет восприятие и смысловую переработку речевого сообщения. На этапе контроля сопоставляет прогнозируемое содержание устного научного высказывания с понятым в ходе аудирования, результат слухового восприятия с целью [3].
Двуплановый характер устной научной речи выделяет ее как особую форму передачи учебной информации. Такая специфичность предполагает соблюдение особых требований к структуре и содержанию устной научной речи, необходимых для качественного усвоения учащимися учебного материала. Благодаря смешению нормированной научной речи и разговорной речи, устная научная речь обладает следующими особенностями.
Для нормированной устной речи характерно [5, с. 143]:
- официальность общения, установка на официальность общения;
- подготовленность речи;
- соответствие литературной норме;
- большая соотнесенность с письменной формой речи;
-общепонятность;
- небольшая возможность выбора вариантов языковых единиц.
Разговорную научную речь в то же время характеризуют:
-непринужденность общения;
-тенденция к свободному производству языковых единиц и тяготение к автоматизму речи;
- широкое использование речевых стереотипов;
-конситуативность (опора на ситуацию как составную часть коммуникативного акта);
- вариативность, подвижность языковых средств.
Таким образом, являясь синтезированной двуплановой формой общения, устная научная речь является особой формой передачи учебной информации и занимает важное место в обучении школьников русскому языку, в том числе слуховому восприятию научной речи. Устная научная речь на уроках русского языка, являясь объектом слухового восприятия, выступает одним из главных средств обучения аудированию, говорению, анализу учебного материала, выбору языковых средств, построению научного монологического высказывания.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом МОиН РФ от 17.12.2010г.) [Режим доступа: standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588. – Дата обращения: 05.02.2019г.]
- Орлов О.М. Функции устного пересказа и методика его проведения на уроках русского языка в 4 классе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1988.
- Черепанова Л.В., Трофимова О.В. Обучение аудированию на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие. - Чита, 2012. - 217с.
- Лаптева О.А., Теория современного русского литературного языка: Учебник/О.А. Лаптева. - М.: Высш. шк., 2003. - 351с.
- Шумарин С.И., Шумарина М.Р., Теория и практика научной речи. Спецкурс для негуманитарных специальностей вузов. Учебно-методический комплекс. - Балашов, 2008. - 406с.
- Ёлка Победы
- Инновационный характер использования компьютерного моделирования в историческом краеведении
- Утро и его магия
- Преемственность при обучении английскому языку в предшкольном и первом классе
- Школа + Семья = Успех
- Как подготовить дошкольника к осеннему конкурсу чтецов
- "Моя педагогическая философия"
- Причины интереса детей к настольным играм
- Современные нетрадиционные способы работы с семьями воспитанников, как эффективное средство сотрудничества
- Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников