Статья "Об организации процедуры оценки результатов освоения ППССЗ по специальности 53.02.01 Музыкальное образование"
Вера Ермакова
01.05.2019
1821
0
Оценка знаний учащихся
Ермакова Вера Николаевна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
высшей квалификационной категории
ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»,
Воронежская область
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
высшей квалификационной категории
ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»,
Воронежская область
Об организации процедуры оценки результатов освоения ППССЗ по специальность
53.02.01 Музыкальное образование
В настоящее время изучение предметов образовательной области «Искусство» завершается в седьмом классе общеобразовательной школы. А ведь именно они направлены на формирование у обучающихся креативности и эмоциональной зрелости. Давно известно, что занятия искусством влияют на определенные стили мышления, «отвечающие» за креативность и инновации.
Специфика музыкально-педагогической деятельности состоит в том, что она решает задачи обучения и воспитания средствами музыкального искусства.
Профессиональная педагогическая деятельность учителя музыки / музыкального воспитателя синтезирует разнообразные виды творческой деятельности, которой педагог-музыкант должен владеть сам и уметь организовывать ее на уроке, а также во внеурочной / досуговой деятельности. И здесь самое время вспомнить высказывание Б. Асафьева: «Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону» [2, с. 65].
По мнению Л.Г. Арчажниковой, музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе: 1) педагогическую, 2) хормейстерскую, 3) музыковедческую, 4) музыкально-исполнительскую, 5) исследовательскую работу, основанную «… на умении самостоятельно обобщить и систематизировать получаемые знания» [1, с. 18].
Б.А. Ахмешев среди важнейших аспектов становления профессиональной позиции учителя музыки выделяет способность к профессиональному анализу реальной практики музыкального образования и воспитания, включая самоанализ личного музыкально-педагогического опыта», а также проявления творческого начала, направленного на преобразование музыкально-педагогической действительности [3].
Читатели могут упрекнуть автора статьи в том, что все эти высказывания относятся ко второй половине XX века. Но так ли они далеки от современных реалий?
ФГОС СПО по специальности 53.02.01 Музыкальное образование (базовой подготовки) в качестве требований к специалисту определяет его готовность к выполнению четырех видов деятельности: 1) организации музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных организациях; 2) преподаванию музыки и организации внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях; 3) педагогической музыкально-исполнительской деятельности; 4) методическому обеспечению процесса музыкального образования.
Как видим, перечисленные во ФГОС СПО виды профессиональной деятельности «созвучны» содержанию приведенных высказываний. Еще больше совпадений можно обнаружить при сравнении их с профессиональными и общими компетенциями, которыми должен овладеть обучающийся по специальности «Музыкальное образование» в рамках освоения программы подготовки специалиста среднего звена (ППССЗ).
Содержание рабочих программ учебных дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК), учебной и производственной практик, используемые технологии – тема отдельной статьи. Нам хотелось бы остановиться на проблеме оценки качества освоения ППССЗ в соответствии с требованиями к результатам освоения, предъявляемыми ФГОС, на примере одного из профессиональных модулей (ПМ) – ПМ.01 Организация музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях.
Таблица - Структура ПМ и формы контроля
Специфика музыкально-педагогической деятельности состоит в том, что она решает задачи обучения и воспитания средствами музыкального искусства.
Профессиональная педагогическая деятельность учителя музыки / музыкального воспитателя синтезирует разнообразные виды творческой деятельности, которой педагог-музыкант должен владеть сам и уметь организовывать ее на уроке, а также во внеурочной / досуговой деятельности. И здесь самое время вспомнить высказывание Б. Асафьева: «Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону» [2, с. 65].
По мнению Л.Г. Арчажниковой, музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе: 1) педагогическую, 2) хормейстерскую, 3) музыковедческую, 4) музыкально-исполнительскую, 5) исследовательскую работу, основанную «… на умении самостоятельно обобщить и систематизировать получаемые знания» [1, с. 18].
Б.А. Ахмешев среди важнейших аспектов становления профессиональной позиции учителя музыки выделяет способность к профессиональному анализу реальной практики музыкального образования и воспитания, включая самоанализ личного музыкально-педагогического опыта», а также проявления творческого начала, направленного на преобразование музыкально-педагогической действительности [3].
Читатели могут упрекнуть автора статьи в том, что все эти высказывания относятся ко второй половине XX века. Но так ли они далеки от современных реалий?
ФГОС СПО по специальности 53.02.01 Музыкальное образование (базовой подготовки) в качестве требований к специалисту определяет его готовность к выполнению четырех видов деятельности: 1) организации музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных организациях; 2) преподаванию музыки и организации внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях; 3) педагогической музыкально-исполнительской деятельности; 4) методическому обеспечению процесса музыкального образования.
Как видим, перечисленные во ФГОС СПО виды профессиональной деятельности «созвучны» содержанию приведенных высказываний. Еще больше совпадений можно обнаружить при сравнении их с профессиональными и общими компетенциями, которыми должен овладеть обучающийся по специальности «Музыкальное образование» в рамках освоения программы подготовки специалиста среднего звена (ППССЗ).
Содержание рабочих программ учебных дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК), учебной и производственной практик, используемые технологии – тема отдельной статьи. Нам хотелось бы остановиться на проблеме оценки качества освоения ППССЗ в соответствии с требованиями к результатам освоения, предъявляемыми ФГОС, на примере одного из профессиональных модулей (ПМ) – ПМ.01 Организация музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях.
Таблица - Структура ПМ и формы контроля
Название структурного компонента ПМ | Семестр изучения | Форма контроля и промежуточной аттестации |
МДК.01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных организациях | 3 | дифференцированный зачет |
4 | экзамен | |
Учебная практика «Введение в специальность» | 3,4 | дифференцированный зачет |
Производственная практика «Пробные музыкальные занятия в ДОО» | 5 | дифференцированный зачет |
Профессиональный модуль в целом | 5 | экзамен (квалификационный) |
Экзамен по МДК включает ответы обучающегося на теоретические вопросы и выполнение практического задания. Каждый экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание (напр.: разучить один куплет песни на ксилофоне в подготовительной группе ДОО, или – инсценировать русскую народную песню «Чудо, чудо, чудеса»).
Задания для дифференцированного зачета по производственной практике носят практико-ориентированный характер, например: подготовить и провести беседу по слушанию классической музыки; подобрать коллекцию музыкальных произведений по одной из предложенных тем; сочинить упражнения для распевания, т. е. направлены на демонстрацию обучающимся освоенных умений и приобретенного практического опыта.
Итоговый контроль по ПМ в целом осуществляется на экзамене (квалификационном). Место проведения экзамена – ДОО. В состав экзаменационной комиссии в обязательном порядке включаются представители работодателей.
Процедура экзамена организована по принципу «здесь и сейчас» и включает выполнение обучающимся трех заданий:
заполнение технологической карты фрагмента организованной музыкальной деятельности (музыкального занятия);
1) подготовка и проведение фрагмента музыкального занятия в определенной возрастной группе (например, в подготовительной) с организацией конкретных видов деятельности, указанных в экзаменационном билете (например, восприятие музыки в самостоятельной игре на музыкальном инструменте; проведение музыкальной игры; вокально-хоровая работа над песней и др.);
2) заполнение карты самоанализа проведенного фрагмента музыкального занятия.
На подготовку первого и третьего заданий отводится по одному часу. Оба задания сдаются членам экзаменационной комиссии в письменном виде. На подготовку второго задания отводится один час, на выполнение – от 10 до 15 минут в зависимости от возрастной группы. При этом четко определены оборудование, методические материалы (УМК, методические указания по заполнению технологической карты занятия, карты самоанализа), музыкальные инструменты, ноты, которыми могут пользоваться обучающиеся в процессе подготовки и проведения занятия. Членам комиссии предоставляются критерии оценки каждого задания, оценочные листы, сводные оценочные ведомости.
Для выяснения соответствия разработанных фондов оценочных средств (ФОСов) современным требованиям мы обратились к конкурсным заданиям региональных чемпионатов Ворлдскиллс по компетенции «Преподавание музыки в школе». При некоторых отличиях в рассмотренных нами трех вариантах мы обнаружили в качестве повторяющегося одно задание – подготовка и проведение урока по музыке, в которое включены: разучивание песни, слушание музыки, музыкально-ритмические движения.
Анализ технического описания компетенции «Преподавание музыки в школе» и конкурсных задний позволяет наметить перспективные направления в обновлении содержания отдельных общепрофессиональных дисциплин и МДК ППССЗ по специальности 53.02.01 Музыкальное образование, а также фондов оценочных средств для проверки результатов освоения. Так, в рамках дисциплины «Компьютерные технологии в музыке» следует уделить внимание таким практическим заданиям, как создание: видеоклипов на заданную тему; нотного текста и записи аудио-файла; самопрезентации (с включением в ее содержание определенного количества конкретных фактов и музыкального сопровождения).
При изучении МДК ПМ.01 и ПМ.02 должны выполняться практические задания на инсценировку песен с элементами сценического движении; организацию и проведение интерактивной игры-импровизации на заданную тему; исполнение ритмической импровизации на детских шумовых инструментах с использованием элементов хореографии, музыкальной bodi percussion, перестройки-дефиле; в ПМ.03 – разучивание народной песни с голоса (аудиозапись) и исполнение вокального произведения a cappella.
Как видно из перечисленных заданий региональных чемпионатов Ворлдскиллс, подготовка конкурентоспособного специалиста в области музыкально-педагогической деятельности синтезирует разнообразные виды творческой деятельности:
- поиск новаторских форм и методов;
- организацию музыкально-исполнительской деятельности детей с опорой на знание возрастной психологии;
- организацию творческого музицирования детей в сотворчестве с педагогом;
- художественно-интерпретационный анализ музыкального материала и его эмоционально-образное исполнительское воспроизведение.
Владение учителем музыки / музыкальным руководителем ДОО различными видами творческой деятельности, умение вовлечь детей в творческий процесс, создание на занятии благоприятного психологического климата и эстетической атмосферы, способствующей соотнесению детского мировосприятия с идеальным ценностным содержанием музыкального искусства – это и есть показатели высокого профессионализма педагога-музыканта.
Для выяснения соответствия разработанных фондов оценочных средств (ФОСов) современным требованиям мы обратились к конкурсным заданиям региональных чемпионатов Ворлдскиллс по компетенции «Преподавание музыки в школе». При некоторых отличиях в рассмотренных нами трех вариантах мы обнаружили в качестве повторяющегося одно задание – подготовка и проведение урока по музыке, в которое включены: разучивание песни, слушание музыки, музыкально-ритмические движения.
Анализ технического описания компетенции «Преподавание музыки в школе» и конкурсных задний позволяет наметить перспективные направления в обновлении содержания отдельных общепрофессиональных дисциплин и МДК ППССЗ по специальности 53.02.01 Музыкальное образование, а также фондов оценочных средств для проверки результатов освоения. Так, в рамках дисциплины «Компьютерные технологии в музыке» следует уделить внимание таким практическим заданиям, как создание: видеоклипов на заданную тему; нотного текста и записи аудио-файла; самопрезентации (с включением в ее содержание определенного количества конкретных фактов и музыкального сопровождения).
При изучении МДК ПМ.01 и ПМ.02 должны выполняться практические задания на инсценировку песен с элементами сценического движении; организацию и проведение интерактивной игры-импровизации на заданную тему; исполнение ритмической импровизации на детских шумовых инструментах с использованием элементов хореографии, музыкальной bodi percussion, перестройки-дефиле; в ПМ.03 – разучивание народной песни с голоса (аудиозапись) и исполнение вокального произведения a cappella.
Как видно из перечисленных заданий региональных чемпионатов Ворлдскиллс, подготовка конкурентоспособного специалиста в области музыкально-педагогической деятельности синтезирует разнообразные виды творческой деятельности:
- поиск новаторских форм и методов;
- организацию музыкально-исполнительской деятельности детей с опорой на знание возрастной психологии;
- организацию творческого музицирования детей в сотворчестве с педагогом;
- художественно-интерпретационный анализ музыкального материала и его эмоционально-образное исполнительское воспроизведение.
Владение учителем музыки / музыкальным руководителем ДОО различными видами творческой деятельности, умение вовлечь детей в творческий процесс, создание на занятии благоприятного психологического климата и эстетической атмосферы, способствующей соотнесению детского мировосприятия с идеальным ценностным содержанием музыкального искусства – это и есть показатели высокого профессионализма педагога-музыканта.
Литература
1. Арчажникова Л. Г. Профессия – учитель музыки. Книга для учителя / Л. Г. Арчажникова. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е. М. Орловой. / Б. В. Асафьев. – М.-Л.: Музыка, 1965.–151 с.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е. М. Орловой. / Б. В. Асафьев. – М.-Л.: Музыка, 1965.–151 с.
3. Ахмешев Б. А. Становление личностной профессиональной позиции учителя музыки в процессе методологической подготовки / Б. А. Ахмешев / Автореферат дисс. канд. пед. наук. – М.: 1995. – 16 с.
Другие статьи
- Праздник начинается, конкурс предлагается!
- Электронная презентация методической деятельности по темам самообразования учителя музыки
- "Я люблю тебя, жизнь!"
- Сайт учителя как Интернет-ресурс для работы на уроках русского языка и литературы
- Мотивы предновогодних уроков английского языка
- Оценка результатов обученности студентов колледжа по учебной дисциплине «Анализ музыкальных произведений»
- Вести из «Прекрасного далека»
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- Моё призвание
- Деятельность учителя начальных классов по здоровьесбережению школьников (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.