Статья "Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности"
Ирина Матюшина
05.01.2015
5636
7
Воспитательная работа
Матюшина Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов
МКОУ Городищенская средняя
общеобразовательная школа,
Свердловская обл.,
Байкаловский р-н,
с. Городище
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности
В свете требований стандарта второго поколения Учитель 21 века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Давайте сравним творческие способности человека с деревом. Корень дерева скрыт под землей, как скрыты от непосредственного наблюдения природные задатки каждого человека. Из корня вырастает общий ствол, а его мощь зависит от того, каков корень и от влияния внешних условий. Ветви человека- проявления одаренности ребенка. Например, ветвь-художественные способности делится на изобразительные, музыкальные и артистичные способности.
Ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную лично значимую задачу, оказываются более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные.
И на нас, учителях лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы человек состоялся как личность.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Однако творческие способности не развиваются стихийно.
Мы, учителя начальной школы в своей педагогической деятельности большое внимание уделяем именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Каждый учитель нашел что –то свое, Надежда Александровна, например, ведет танцевальный кружок, Лариса Владимировна много лет развивает артистические данные детей на театральном кружке.
Необходимость решать проблему развития творческой личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал личности.
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
Творческие проекты предполагают свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и Продуктом проектной деятельности являются выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, стихи, праздники, иллюстрации, сказки.
Исследовательские проекты – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, акции.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты. Любое детское открытие, пусть даже самое маленькое, прекрасно.
Что приобретают учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Каждый что-то обдумывает, предлагает, работает с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность.
Делятся своими мыслями, идеями, берут интервью, задают вопросы, учатся вести диалог.
Была и практическая работа. Беседы, экскурсии, где ребята учатся мыслить нестандартно, общаться, искать решение выдвинутой проблемы.
Работа над проектом учит оформлять конечный результат и презентовать его. Может это рисунок, макет. Когда становятся старше, учимся использовать информационные технологии.
Даже первоклассники с удовольствием защищают проекты «Школа», «Одежда», «Мое любимое число». На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Презентация проекта проходит в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек - малышек, буклетов, макетов, театрализованного представления, спектакля, конференции, слайд-шоу, компьютерной презентации, фестиваля проектов.
Применение этой технологии придает учащимся уверенность в своих силах, обеспечивает успех в практическом применении своих знаний. При выполнении проектных работ они вовлекаются в коллективную деятельность, которая сближает учеников, помогает открыть мир и себя в этом мире, воспитывает будущего специалиста или просто творческую личность. С этими проектно-исследовательскими работами ребята выступают перед родителями, а также на школьной научно-практической конференции. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, а, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения
Проводим практико-ориентированные проекты. Так был разработан и внедрен экологический проект «Как это? Быть рядом с человеком», в ходе работы над которым решались проблемы, связанные с охраной окружающей среды, где были помещены стихи, сказки собственного сочинения, мы узнали историю нашей аллеи, навели порядок, посадили молодые тополя, повесили кормушки. С этим проектом мы ездили на районную игру «Экоколобок» и заняли 3 место в районе. А личные проекты ребят на конкурсе социальных проектов тоже занимают призовые места.
Внеучебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Мы принимаем участие в школьных и районных конкурсах и выставках рисунков, поделок и фотографий. Это тоже способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, истории родного края.
Родители моих детей –мои первые помощники. Кроме родительских собраний они принимают активное участие и в творческих делах.
Хорошей традицией стало проведение совместных праздников. Родители- активные участники в походах, вечерах отдыха.
Так, в классе были проведены совместные праздники:
"Папа, мама, я - спортивная семья"
День Здоровья.
"Наши мамы лучше всех!"
"Легко ли быть солдатом?"
Презентация проектов «Мы и наше здоровье», «Мы в ответе за нашу планету».
Вместе с родителями ребята собирают портфолио и потом в конце года его представляют на классной конференции.
Также, на мой взгляд, много дает проведение встреч поколений. На празднике «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня», собрались бабушки, мамы, тети, дети, сестры и братья. Непринужденная, праздничная атмосфера способствует открытости, сближению детей и родителей, позволяет по-иному взглянуть на мир своего ребенка и свое отношение к нему.
Мы с ребятами помогаем ветеранам и пожилым людям, с удовольствием выполняем посильную работу: убираем снег, складываем дрова.
Ходим в приют с концертами, подарками к праздникам. Стараюсь воспитать в детях духовность, милосердие, желание помочь слабому, больному человеку. Думаю, это даст свои ростки.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия, где больше возможностей для проявления инициативы ученика.
Так мы, участвуя в игре «Гномики» и к районной игре «Зарничка» много лет занимали первые места.
Мои ребята – спортсмены, футболисты, лыжники. Кирилл в кроссе наций занял 1 место. Во 2 классе из 5 человек четверо получили медали в сдаче норм ГТО.
Участвуем с ребятами несколько лет во Всероссийском конкурсе «Эрудит-марафон» и показываем неплохие результаты.
Еще одна из форм проявления творчества – сочинение стихов на конкурс «Неопытное перо». В своих стихах дети делятся своими радостями и тревогами, секретами и надеждами. Пусть не всегда получается, не та рифма, но все же дети через стихи самовыражаются. Стихи звучат на уроках и на родительских собраниях с согласия автора.
Мы поем на всех наших классных мероприятиях, на школьных праздниках и в районе.
Каждый ребенок-это личность. Нет детей неодаренных. Все они талантливы, каждый в своем. Надо только обнаружить и развить в нем его творческие способности. Считаю это одной из задач современного учителя. И помогает в этом нам внеурочная деятельность, где учитель не связан рамками программы и учебника. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы.
Другие статьи
- Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по математике
- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
- Семейное чтение, как одно из направлений духовно-нравственного развития школьников.
- Развитие математических способностей в подростковом возрасте
- Организация работы методического объединения учителей начальных классов по изучению и применению современных образовательных технологий
- Психопрофилактика, развитие и обучение детей дошкольного возраста в песочнице
- Роль исторического краеведения в формировании патриотизма молодого поколения
- Кружковая работа по математике как средство развития мотивации учения школьников
- "Моя педагогическая философия"
- Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ваша статья мне понравилась. Тема актуальная!
Татьяна Мартюшевская, дата: 10.02.2015 в 21:56
#2 Ирина Юрьевна, то что Вы пишите актуально, очень хочется,чтобы мы - учителя старшей школы были бы в полной связке с учителями начальных классов,чтобы прослеживалась преемстаенность ступеней обучения по всем направлениям урочной и внеурочной деятельности. К сожалению, в условиях ЕГЭ нам это удаётся гораздо хуже.
Ольга Луцко, дата: 15.02.2015 в 19:17
#3 Спасибо за комментарии. У нас тоже много разных проверок, в том числе министерских.
Ирина Матюшина, дата: 16.02.2015 в 18:02
#4 Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.
Анастасия Хряпова (Монакова), дата: 10.02.2019 в 13:14
#5 Творчество помогает развиваться ребенку. Дошколята с помощью творчества выражают свои чувства к окружающему миру. Особенно полезно творчество не привязанное к конкретной тематике, не ограниченное по времени; тогда ребенок сможет проявить свою индивидуальность.
Татьяна Косенкова, дата: 10.02.2019 в 13:18
#6 Творчество помогает развиваться ребенку. Дошколята с помощью творчества выражают свои чувства к окружающему миру. Особенно полезно творчество не привязанное к конкретной тематике, не ограниченное по времени; тогда ребенок сможет проявить свою индивидуальность.
Татьяна Косенкова, дата: 10.02.2019 в 13:18
#7 Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает.
Дарья Перова, дата: 10.02.2019 в 13:38
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.