Статья "Школьный музей МБОУ СОШ №21 как средство повышения эффективности преподавания изобразительного искусства"
Елена Волкова
11.07.2016
1987
2
Методика преподавания
Волкова Елена Александровна
читель изобразительного искусства,
руководитель школьного музея
первая квалификационная категория
МБОУ СОШ №21 город Шарья
Костромская область
Школьный музей МБОУ СОШ №21 как средство повышения эффективности преподавания
изобразительного искусства
изобразительного искусства
В настоящее время школа находится на этапе перехода к реализации ФГОС второго поколения, что инициирует обновление содержания художественного образования. В основе стандартов лежит системно - деятельностный подход, а это значит, что процесс обучения понимается как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта, формирования толерантности жизни в поликультурном обществе. Таким образом, возникает необходимость переосмысления места и роли социальных институтов и, в частности, музеев, ресурсы которых можно успешно использовать в современном образовательном процессе [4].
МБОУ СОШ №21 – старейшая школа города Шарьи, школа с серьезной историей и традициями. Одной из отличительных особенностей школы является наличие в ней школьного музея.
Школьный музей ведет свою историю с октября 1977 года. За время существования музея накоплен серьезный объем экспонатов - это единицы учета отдела этнографии, отдела истории школы, отдела Великой Отечественной войны, библиотеки. Музей бережно хранит более двух тысяч фотографий, свидетельствующих о разных периодах истории, начиная с дореволюционных времен, до наших дней. В музее собран богатейший материал об истории нашей Родины, известный людях края, о героях Великой Отечественной войны и труда.
Школьный музей МБОУ СОШ №21 органично вписывается в образовательный процесс школы и способствует формированию ключевых компетенций в преподавании целого ряда предметов, особое значение имеет использование фондов музея в преподавании изобразительного искусства.
Ход каждого урока изобразительного искусства не мыслим без визуального ряда, школьный музей позволяют открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузится в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, экскурсовода [4].
Музейные предметы обладают такими свойствами, как информативность, знаковость, подлинность, эмоциональная насыщенность. Музейный экспонат является первоисточником социальной информации, при этом, уместно отметить ведущую роль метода демонстрации, который обеспечивает восприятие, как внешних форм, так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания [2]. Эффективность метода повышается при условии активности учащихся, особенно когда происходит «движение» мысли от конкретного к абстрактному и наоборот [4].
Следует отметить, что демонстрация экспонатов школьного музея включает в себя использование всех органов чувств ребенка. Учащиеся имеют возможность взять предмет в руки, рассмотреть его, почувствовать его запах, услышать его звук, повторить характерное движение, все это обеспечивает наиболее полное восприятия объекта.
Программа «Изобразительное искусство. 5-7 классы» объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, что позволяет выстраивать современное художественное образование в соответствии с системно – деятельностным подходом [3;4]. Для успешного формирования ключевых компетентностей которого могут быть использованы элементы технологии «музейная педагогика».
Обучение с помощью ресурсов музея и включения элементов технологии «музейная педагогика» в современный образовательный процесс активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к культуре народа. Поэтому такое обучение является эффективным и актуальным.
Рассмотрим содержание предмета «Изобразительное искусство» исходя их возможностей обеспечения образовательного процесса наглядным материалом школьного музея.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. В программе отмечено, что изучение данной темы требует использование местного материала, здесь школьный музей предоставляет широкие возможности использования в качестве демонстративно-иллюстративного материала экспонатов зала этнографии: гончарные изделия, берестяные изделия, стеклянная, деревянная посуда, орудия сельхоз труда, одежда местных жителей различных исторических периодов, образцы тканей, инструменты и другие предметы домашней утвари.
Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Формированию основ изобразительного языка, основ грамотности художественного изображения, способствует демонстрация подлинных работ шарьинских художников: Н. Буланова, С. Богородского, В. Васкова. Изучению языка искусства способствуют встречи с Л. Никитинской, В. Федоровым. При личном контакте с художником ребенку легче понять сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Тема 7 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна. И здесь, казалось бы, возможности музея, имеющего явный этнографический уклон, исчерпаны, но, тем не менее, целый ряд тем может быть рассмотрен на базе музея, в частности это: «Искусство шрифта», темы, касающиеся графического дизайна, основ макетирования; «Вещь как сочетание объёмов и образ времени», «Форма и материал», «Образы материальной культуры прошлого», «Интерьер и вещь в доме», «Встречают по одежке» и другие.
Технология музейной педагогики органично сочетается с многочисленными инновационными технологиями, но следует отметить, что комплекс технологий не будет достаточно эффективен без наличия средств мультимедиа, поэтому школьный музей МБОУ СОШ №21оснащен самыми современными видами цифровой техники: ноутбук, проектор, документ-камера, сканер. Использование раритетных исторических экспонатов проходит в современной мобильной цифровой среде, поэтому процесс обучения всегда интересен детям, о чем свидетельствует стабильно растущий процент качества обучения предмету.
В заключение вышесказанного можно утверждать:
Музейная педагогика в наши дни – это активно развивающееся направление педагогической деятельности [1].
Школьный музей МБОУ СОШ №21 является эффективным средством повышения качества преподавания изобразительного искусства, на основе включения музейного предмета в образовательный процесс.
Школьный музей ведет свою историю с октября 1977 года. За время существования музея накоплен серьезный объем экспонатов - это единицы учета отдела этнографии, отдела истории школы, отдела Великой Отечественной войны, библиотеки. Музей бережно хранит более двух тысяч фотографий, свидетельствующих о разных периодах истории, начиная с дореволюционных времен, до наших дней. В музее собран богатейший материал об истории нашей Родины, известный людях края, о героях Великой Отечественной войны и труда.
Школьный музей МБОУ СОШ №21 органично вписывается в образовательный процесс школы и способствует формированию ключевых компетенций в преподавании целого ряда предметов, особое значение имеет использование фондов музея в преподавании изобразительного искусства.
Ход каждого урока изобразительного искусства не мыслим без визуального ряда, школьный музей позволяют открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузится в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, экскурсовода [4].
Музейные предметы обладают такими свойствами, как информативность, знаковость, подлинность, эмоциональная насыщенность. Музейный экспонат является первоисточником социальной информации, при этом, уместно отметить ведущую роль метода демонстрации, который обеспечивает восприятие, как внешних форм, так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания [2]. Эффективность метода повышается при условии активности учащихся, особенно когда происходит «движение» мысли от конкретного к абстрактному и наоборот [4].
Следует отметить, что демонстрация экспонатов школьного музея включает в себя использование всех органов чувств ребенка. Учащиеся имеют возможность взять предмет в руки, рассмотреть его, почувствовать его запах, услышать его звук, повторить характерное движение, все это обеспечивает наиболее полное восприятия объекта.
Программа «Изобразительное искусство. 5-7 классы» объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, что позволяет выстраивать современное художественное образование в соответствии с системно – деятельностным подходом [3;4]. Для успешного формирования ключевых компетентностей которого могут быть использованы элементы технологии «музейная педагогика».
Обучение с помощью ресурсов музея и включения элементов технологии «музейная педагогика» в современный образовательный процесс активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к культуре народа. Поэтому такое обучение является эффективным и актуальным.
Рассмотрим содержание предмета «Изобразительное искусство» исходя их возможностей обеспечения образовательного процесса наглядным материалом школьного музея.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. В программе отмечено, что изучение данной темы требует использование местного материала, здесь школьный музей предоставляет широкие возможности использования в качестве демонстративно-иллюстративного материала экспонатов зала этнографии: гончарные изделия, берестяные изделия, стеклянная, деревянная посуда, орудия сельхоз труда, одежда местных жителей различных исторических периодов, образцы тканей, инструменты и другие предметы домашней утвари.
Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Формированию основ изобразительного языка, основ грамотности художественного изображения, способствует демонстрация подлинных работ шарьинских художников: Н. Буланова, С. Богородского, В. Васкова. Изучению языка искусства способствуют встречи с Л. Никитинской, В. Федоровым. При личном контакте с художником ребенку легче понять сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Тема 7 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна. И здесь, казалось бы, возможности музея, имеющего явный этнографический уклон, исчерпаны, но, тем не менее, целый ряд тем может быть рассмотрен на базе музея, в частности это: «Искусство шрифта», темы, касающиеся графического дизайна, основ макетирования; «Вещь как сочетание объёмов и образ времени», «Форма и материал», «Образы материальной культуры прошлого», «Интерьер и вещь в доме», «Встречают по одежке» и другие.
Технология музейной педагогики органично сочетается с многочисленными инновационными технологиями, но следует отметить, что комплекс технологий не будет достаточно эффективен без наличия средств мультимедиа, поэтому школьный музей МБОУ СОШ №21оснащен самыми современными видами цифровой техники: ноутбук, проектор, документ-камера, сканер. Использование раритетных исторических экспонатов проходит в современной мобильной цифровой среде, поэтому процесс обучения всегда интересен детям, о чем свидетельствует стабильно растущий процент качества обучения предмету.
В заключение вышесказанного можно утверждать:
Музейная педагогика в наши дни – это активно развивающееся направление педагогической деятельности [1].
Школьный музей МБОУ СОШ №21 является эффективным средством повышения качества преподавания изобразительного искусства, на основе включения музейного предмета в образовательный процесс.
Список литературы и Интернет ресурсов
1. Щербинина Надежда Геннадьевна Использование средств музейно – педагогической
технологии в образовательном процессе (из опыта работа школы как муниципальной опорной образовательной площадки в 2007-2008 учебном году). Интернет-источник http://skmuseum.ru/index.php?id=63&Itemid=205&option=com_content&task=view
2.Зайченко Иван Васильевич. Классификация методов обучения. Интернет-источник http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/klasifikatsiya_metodiv_navchannya.htm
3. Неменский Борис Михайлович. Изобразительное искусство. Рабочие программы - М.: Просвещение, 2011, С.177.
4. Сокольникова Наталья Михайловна. Методика преподавания изобразительного искусства - М.:Академия, 2012, С.20.
технологии в образовательном процессе (из опыта работа школы как муниципальной опорной образовательной площадки в 2007-2008 учебном году). Интернет-источник http://skmuseum.ru/index.php?id=63&Itemid=205&option=com_content&task=view
2.Зайченко Иван Васильевич. Классификация методов обучения. Интернет-источник http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/klasifikatsiya_metodiv_navchannya.htm
3. Неменский Борис Михайлович. Изобразительное искусство. Рабочие программы - М.: Просвещение, 2011, С.177.
4. Сокольникова Наталья Михайловна. Методика преподавания изобразительного искусства - М.:Академия, 2012, С.20.
Другие статьи
- Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира через внедрение информационно – коммуникационных технологий
- Работа за конторкой по технологии В.Ф.Базарного
- Современный учитель. Какой он?
- Использование эвристических методов на уроках в начальной школе как средство развития умственной деятельности
- Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов.
- Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС ООО
- Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. Из опыта работы
- Применение компьютерных технологий в обучении математике
- Страх перед математикой (из опыта работы)
- Опыт выполнения группового проекта
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Известный французский художник Жан Луи Давид, обращаясь к членам Конвента по поводу воспитания, воскликнул: «Музей — это не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Музей — это школа большого значения».
Юлия Пасынок, дата: 14.08.2016 в 16:08
#2 Создатели школьного музея учащиеся и педагоги, как правило являются его основными потребителями или пользователями. Это отличает школьный музей от многих других музеев, которые создаются группой лиц. Подростки, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе,пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности, учатся приносить пользу другим людям, обществу. Спасибо автору,хорошее дело делаете.
Юлия Рухлова, дата: 18.08.2016 в 6:19
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.