С нами 13406 учителей, 4697 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Примеры реализации межпредметных связей на уроках информатики"

Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск Московской области

 
Примеры реализации межпредметных связей на уроках информатики
 
Все науки настолько связаны
между собою, что легче изучать
их все сразу, нежели какую-либо
одну из них в отдельности от всех  прочих.

Рене Декарт.
 
 
        Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся. С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся техникума, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
      Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, историей, биологией.
        При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройства передачи информации и др.). Основой при объяснении устройства ЭВМ являются сведения из курса физики. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в физике и математике. Знания о системах счисления должны формироваться в курсе матем
атики.
           Как осуществляется связь информатики с процессом преподавания других предметов:
-Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.
-Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики.
-Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.
-Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.
-Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для обучающихся формул математики, химии, физики.
-Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.
-Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.
-При изучении темы «Графический редактор» обучающиеся должны создавать и редактировать изображения в расчёте на субъективное восприятие зрителя.
          Как осуществляется взаимосвязь других учебных предметов и информатики:
•Математические методы при решении задач информатики.
•Физика – представление о кодировании сигналов.
•Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике.
•Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера.
•Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании.
•История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации.
•Рисование и лепка (повар, кондитер), черчение, техническая графика (слесарь) – цветовые модели, чертежи в компьютерной графике.
•Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.
 
Общая схема тематического планирования межпредметных связей
Тема Связь с другими предметами Методы и приемы обучения Наглядные пособия Задания по предмету и межпредметные
Основные этапы развития информационного общества История
Литература
обществознание
Объяснительно-иллюстративный
 
Поисковый
 
Проблемный



















































 
Презентация Поиск информации в Интернете
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов История
Математика
Физика
Английский язык
Презентация. ЭОР Оформить таблицу по теме в рабочих тетрадях
Правовые нормы и правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения Право
 
Презентация. ЭОР Опорный конспект
Организация и представление данных в ПК Математика
Физика
Презентация Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Алгоритмы и способы их описания Математика
Физика
Химия
Русский язык
Презентация Подобрать задачи по математике, физике, химии
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров Математика
Физика
Презентация Оформить таблицу по теме в рабочих тетрадях
Передача информации между компьютерами Физика
Английский язык
Презентация Опорный конспект
Основные характеристики компьютеров Физика
Английский язык
Презентация. ЭОР Презентации по отдельным типам компьютеров
Архитектура компьютеров История
Физика
Презентация. ЭОР Разобрать принцип Джона фон Неймана
Виды программного обеспечения компьютеров Английский язык
Русский язык
Презентация. ЭОР Сообщения о программистах
Возможности и основные области применения информационно-вычислительной техники Спецпредметы
Русский язык
Презентация. ЭОР Сообщения по теме «Информатика в моей профессии»
Линии связи, их основные компоненты и характеристики Физика Презентация Опорная таблица в рабочих тетрадях
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему мест Физика
Химия
Презентация Опорный конспект
Текстовый редактор Microsoft Word Общеобразовательные предметы
Спецпредметы
Презентация Оформление письменных экзаменационных работ
Графический редактор Microsoft Paint Общеобразовательные предметы
Спецпредметы
Русский язык
Презентация Тематические рисунки в векторной и растровой графике
Электронные таблицы Microsoft Excel Общеобразовательные предметы
Спецпредметы
Презентация Расчётные задания по профессиям
Базы данных Microsoft Access Общеобразовательные предметы
Спецпредметы
Презентация Составление баз данных
Представление о мультимедийных средах. Программа Microsoft Power Point Общеобразовательные предметы
Спецпредметы
Русский язык
Презентация Презентации к защите ПЭР, по предметам по заданию преподавателей
История возникновения и структура сети Интернет История
География
Иностранный язык
Русский язык
Презентация. ЗОР Поиск информации в Интернете. Презентации
Основные услуги сети Интернет Обществознание
История
Иностранный язык 
Спецпредметы
Презентация. ЭОР Рефераты
Современные тенденции развития интернет-технологий Обществознание
История
География
Иностранный язык 
Русский язык
Презентация. ЭОР Поиск информации в Интернете
         Выбор различных сочетаний учебных предметов даёт возможность построить учебно-воспитательный процесс в зависимости от способностей и интересов обучающихся и тем самым обеспечить направленность на дифференциацию образования.
         Практическая значимость  данной темы заключается в том, чтобы реализовать межпредметные связи информатики с другими учебными предметами в форме задач метапредметного характера, что позволит обучающимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также научит обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться  в современном обществе, быть востребованными и успешными.
      Планирование курса информатики средствами межпредметных связей с учётом профильных предметов, помогает развивать у обучающихся способность к деятельности в той сфере, которая им наиболее близка, мотивируя  на творческую и познавательную деятельность, тем самым повышая качество знаний как по предмету информатика, так и по предметам профессионального цикла. Информатика и ИКТ используется как метапредмет, некая надпредметная оболочка, способствующая более глубокому развитию межпредметных связей учебных дисциплин в техникуме.
 
           Литература:
1.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5. - С. 150-154.
2.Воронина Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147с.
3.Иванова М.А. Межпредметные связи на уроках информатики / М.А. Иванова, И.Л. Карева // Информатика и образование. – 2005. - №5. – С. 17-20.

Комментарии

#1 Интересная статья. Кое- что взяла для себя. Спасибо!
Елена Маратовна Онищук, дата: 03.07.2015 в 10:40  
#2 Межпредметная связь информатики прослеживается в преподавании абсолютно всех предметов. Таблица планирования межпредметных связей будет очень удобна в использовании всех педагогов а так же во внеуроной детельности
Наталья Чубаева, дата: 03.07.2015 в 11:19  
#3 Спасибо,Татьяна Ивановна, за очень своевременную, актуальную статью. Межпредметные связи повышают интерес студентов к материалу темы урока, способствует применению полученных знаний в жизни.
Гульнара Айтуганова, дата: 03.07.2015 в 11:22  
#4 Спасибо, за интересную и актуальную статью. Действительно, сегодня информатику можно связать с любым из изучаемых предметов. Такие уроки более продуктивные и интересные учащимся.
Эльвие Алимова, дата: 03.07.2015 в 11:35  
#5 Татьяна Ивановна,При реализации межпредметных связей эффективной формой является мини исследовательская работа по различным предметам, объединенным одной темой. Например, до изучения темы «Меры длины» учащиеся получают задания провести небольшие исследования по русскому языку (изучить происхождение слов), по литературе (найти произведения, в которых используются различные меры длины), по математике (выяснить значение величины длин). Результатом этой деятельности является публичная презентация исследовательских работ с использованием интерактивной доски. Обращение к справочникам и дополнительной литературе, поиск информации в интернете формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Интересную информацию, найденную учащимися использую при выполнении различных творческих заданий. Например: выполните действия, запишите в таблицу букву, соответствующую полученному результату. Полученное слово означает название самого короткого в мире алфавита. В нем насчитывается 11 букв, и он используется жителями Папуа Новой Гвинеи. Сколько букв содержится в русском алфавите? Где расположена Новая Гвинея? Такими вопросами выявляю различные межпредметные знания.
Валентина Титова, дата: 03.07.2015 в 11:53  
#6 “Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике”, - писал выдающийся немецкий математик Карл Вейерштрасс. Сказка, поэзия… Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Это очень важно для учащихся 5-6 классов. Ребята сами пишут сказки: “Математическое королевство”, “Страна отрицательных чисел”, “Алиса в Дробном царстве”, “Путешествие Нуля” и т.д. Очень интересными получаются сочинения на темы: “ За что я люблю или не люблю математику”, “Математика в профессии моих родителей”, “Этот прекрасный геометрический мир”. Татьяна Ивановна, на моей странице в учебных материалах есть интегрированный урок геометрии, биологии, музыки, литературы, посмотрите.
Валентина Титова, дата: 03.07.2015 в 11:57  
#7 Татьяна Ивановна, информатика ну никак не может обойтись без межпредметных связей. Очень часто при объяснении материала пользоваться примерами из разных областей: математика - без неё и не будет информатики, физика, химия, биология, география, русский язык... Практически, все предметы можно использовать и задействовать. Интересно в такие моменты смотреть на лица ребят: Откуда Вы это знаете? С информатикой веду одновременно и биологию. Как тут не обойтись без стуктурирования данных - заполнение всевозможных таблиц, схем, графов. Измерение информации, системы счисления, ЭТ и т.д. Так что Ваша статья очень актуальна.
Татьяна Медведева, дата: 05.07.2015 в 0:09  
#8 Татьяна Ивановна! Не буду повторять слова предыдущих авторов. Скажу, коротко: спасибо!
Ольга Даниловская, дата: 06.07.2015 в 12:57  
#9 Согласна с Ольгой Николаевной. Спасибо огромное Вам! Межпредметная связь есть на каждом уроке: русский язык, литература, история, музыка, ИЗО...
Галина Борискина , дата: 29.07.2015 в 16:27  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.