С нами 16306 учителей, 5608 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Рефлексия на уроке"

Алимова Эльвие Назимовна
учитель химии
магистр химии
МОУ «Вольновская школа»
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым
 
Рефлексия на уроке
 
             Каждый учитель, учитывая планирование урока, знает, как важен его заключительный этап, включающий не только стадию осмысления, но и рефлексии. Необходимо, чтобы ученики могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию.        Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
         Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания.
       Так что же означает термин «рефлексия»? Если обратиться к справочной литературе, энциклопедиям и словарям, то можно найти несколько трактовок этого понятия, в том числе и такие:
a) Рефлексия от латинского «обращение назад»- процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
b) Рефлексия-размышление, самонаблюдение, самопознание.
c) С философской точки зрения «рефлексия»- форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и законов.
d) Рефлексия - размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.
e) Рефлексия - это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. (Философский энциклопедический словарь)
       Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.
            Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Функции рефлексии в педагогическом процессе: 
1. Диагностическая 
2. Проектировочная 
3. Организаторская 
4. Коммуникативная                       
5. Смыслотворческая 
6. Мотивационная 
7. Коррекционная
Этапы  рефлексии 
1 этап – анализ своего настроения,  анализ своих успехов 
2 этап – анализ работы  одноклассников 
3 этап – анализ работы группы 
Виды рефлексии:
1.Содержательная (что понял, что узнал)
     Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием “дерева целей”, оценки “приращения” знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.   
Синквейн
Правила составления синквейна:
·         Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
·         Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
·         Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
·         Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
·         Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Пример, при изучении темы «Многоатомные спирты» в 10 классе
1. Глицерин
2. Сладкий, густой
3. Растворяется, притягивает, предохраняет
4. Сиропообразная жидкость
5. Трехатомный спирт
Чемодан, мясорубка, корзина
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Ладошка
На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.
большой – для меня это важно … / неважно …
указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
мизинец – хочу для себя выяснить …
«Плюс-минус-интересно».  
      Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
2.Деятельностная (чему научился)
         Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. 
Мишень
Представляет из себя круг, поделенный на 4 сектора
Моя деятельность.
Деятельность группы. 
Деятельность класса. 
Деятельность учителя.
Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой.
Лестница успеха
Нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
Лист опроса
«N» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«V» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«I»  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил
 Ладошка
Учащиеся обводят свою ладошку и на каждом пальце фиксируют:
1.Большой – о чем шла речь на уроке (лучше – ЦЕЛЬ)
2.Указательный – что узнал
3.Средний - на чем еще нужно поработать
4.Безымянный – психологическая атмосфера
5.Мизинец – мне здесь не хватало…
Ромашка Знаний
Запиши на лепестке, что запомнил. Приклей на доску к желтому кругу.
Учитель зачитывает ответы, неправильные удаляет.
 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Ваш новый компьютер
Материалы: по 4 разноцветные липкие бумажки, лист ватмана, на котором нарисованы контуры компьютера. Все детали компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышка) разного цвета, по цвету бумажек.
Проведение: учитель просит учеников подписать, а потом наклеить бумажки на разные части компьютера. «Монитор» - что увидел нового на уроке, «клавиатура» - чему научился, «процессор» - что понял, «мышка» - твоё настроение. По возможности всё зачитывается.
3.Эмоциональная или рефлексия настроения.
      Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Для этого применяются карточки с изображением лиц, цветовое отражение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Солнышко
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся выбирают «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
 Смайлики
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся выбирают смайлики, которые соответствуют их настроению.
 Три лица
Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Букет настроения
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
Шкала настроения
У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.
    Рефлексия на уроке направлена на решение следующих задач: организация деятельности учащихся по расширению знаний по темам курса истории; развитие интереса к урокам проблемно-творческого характера;формирование у учащихся потребности в творческой деятельности в самовыражении, самоактуализации через различные виды учебной деятельности.
    Таким образом, в рефлексии открывается не только способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы», но и как способность, характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает». Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние.

Литература:
  1. Курсы повышения квалификации «Как начать и как завершить  урок по ФГОС» http://moi-universitet.ru/ru/do/directions/attestacia/UrokFGOS/UrokFGOS/
  2. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химииШкола: день за днемСинквейн (с примером)
  3. www.moluch.ru/archive/82/14990/
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 У каждого учителя есть свои хорошо "работающие " приемы проведения рефлексии. В статье дан обзор наиболее популярных приемов, которые можно использовать на уроках по любому предмету. Спасибо!
#2 спасибо, сохранила Ваши приемы рефлексии в своей памяти для применения на практике
Елена Юрьевна Уварова, дата: 08.01.2016 в 18:31  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ