С нами 13531 учитель, 4726 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Взаимодействие олигофренопедагога с другими специалистами образовательного учреждения"

Пышминцева Евгения Сергеевна,
педагог-библиотекарь,
1 квалификационная категория,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Каменск-Уральский Свердловская область

 

Взимодействие олигофренопедагога с другими специалистами образовательного учреждения

 

  Важность профессии олигофренопедагога - специалиста, который учит умственно отсталых детей, невозможно переоценить. Эта работа не из легких, далеко не каждому по силам. Олигофренопедагог обязан быть психологически устойчивым, иметь глубокие знания по медицине, психологии, педагогики, быть терпеливым.
   А это нелегко. Связь с внешним миром у таких людей изначально нарушена. Процесс обучения может спровоцировать раздражительность, стресс, ухудшение общего состояния организма. Неправильные методы воспитания нередко приводят к серьезным социальным конфликтам.
  Часто умственно-отсталые дети подвергаются насмешкам со стороны сверстников. Задача олигофренопедагога заключается в положительной мотивации процесса обучения. Он показывает своим ученикам, что учеба может и должна быть в радость. Для этого учитель подбирает интересные практические упражнения, нестандартные методы обучения.
  В специальной школе воспитание и обучение проходит не совсем так, как в общеобразовательной. Олигофренопедагог корригирует заболевания развития мозга, а не только передает информацию.
     Он развивает физические и умственные возможности ребенка в определенно созданных условиях. Кроме того, такой учитель:

  • обеспечивает длительную подготовку к усвоению традиционных бытовых и общеобразовательных навыков;

  • использует различные приемы для развития у своих учеников фонематического слуха, корректирует неправильное произношение, формирует или пополняет элементарные знания об окружающем мире;

  • расширяет пассивный и активный словарный запас;

  • воспитывает нравственные качества (трудолюбие, дисциплинированность, упорство, самостоятельность).

   Материал должен подаваться с учетом определенных умственных возможностей детей. Во время урока всегда должна быть связь между материалом и внешним миром.
 Олигофренопедагог формирует у детей с особенностями умственного развития санитарно-гигиенические навыки, обучает хозяйственно-бытовому труду, проводит социальную адаптацию.
   Умственно-отсталые люди, за исключением особенностей в коре головного мозга, мало чем отличаются от обычных людей. Они хотят работать, общаться, путешествовать.
               Чтобы это стало возможно, с такими людьми надо заниматься с раннего детства. В этом и заключается смысл работы олигофренопедагога – помочь детям с заболеваниями мозга стать полноправными членами общества.

 Олигофренопедагогика как наука на практике объединяет педагогику, медицину и психологию, так как искать причины в отставании интеллектуального развития и устранять их необходимо совместно со специалистами: медиками, психологами и другими педагогами, занимающимися с ребёнком. Психолого-педагогическая ориентация детей будет успешной при совместной коррекционно-развивающей деятельности всех работающих специалистов. Базовой основой для работы над развитием личности ребёнка является, прежде всего, диагностика. Наиболее полное и содержательное обследование обучающегося ребёнка можно провести с помощью специалистов:

  • логопеда, изучающего речевые возможности ребёнка;

  • врача, с помощью которого следует выбирать тактику занятия с ребёнком;

  • психолога, который призван исследовать тончайшие особенности психического развития  подопечного, применяя при этом лонгитюдный метод изучения личности, комплексный и различные изолированные методы;

  • наблюдения за ребёнком должны вести и работающие с ним учителя, имеющие наиболее полную информацию о возможностях ребёнка в разных видах деятельности.

 Принципы, представляющие собой основу организации дальнейшей совместной коррекционно-развивающей деятельности специалистов, это:

  • системность – когда в работе над развитием пациента задействованы знания и умения всех специалистов;

  • комплексность, ведь при прогрессе в развитии одной функции, базируясь на ней, начинают развиваться и другие;

  • адекватность нагрузок и требований к ребёнку, их соответствие возрастным особенностям и индивидуальным особенностям психофизиологического развития;

  • поиск оптимальных подходов и регуляция темпа прохождения индивидуальной образовательной программы.

 Коррекционно-развивающие занятия должны быть организованы с учётом факторов риска с помощью психолога и врачей, а также родителей ребёнка, для того, чтобы предупредить развитие нервно-психических заболеваний и речевых отклонений.
 Выработка у подопечного доброжелательного отношения к людям, постепенная социальная адаптация и интеграция страдающего заболеванием ребёнка в общество являются первоочередными задачами в работе специалистов-дефектологов.  

 Таким образом, очень важное место в системе образования должно отводится  комплекстному и систематическому взаимодействию всех выше перечисленных участников образовательного процесса. Так как только взаимодействие специалистов позволяет, в конечном счёте, добиться оптимальных для обучаемых детей результатов.
 

Источники:
 

1. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с

2. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с, [8] вкл. л.

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.