С нами 17289 учителей, 7326 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Школьный краеведческий музей как средство социализации и воспитания гражданственности учащихся"
Печерина Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
МБОУ «Петуховская СОШ № 2
имени Героя Советского Союза К. Ф. Кухарова»,
г. Петухово, Курганская область
 
Школьный краеведческий музей как средство социализации и воспитания гражданственности учащихся

       Содержательные элементы образовательной среды школьного краеведческого музея дают возможность реализовать одну из главных задач современной школы: создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
       Толчком к созданию музея в нашей школе послужил бивень мамонта, найденный жителями в 1965 году при копке колодца в северной части города. Появление данной находки в школе вызвало интерес: у учеников возникло много вопросов: "Что это?", "Откуда он?", "Жили ли мамонты в нашей местности?". Ребята предложили обо всём этом узнать, начали поиски материала, занялись изучением истории района, сбором старинных вещей. Через два года плодотворной поисковой работы в школе состоялось торжественное открытие музея. Свидетельство о присвоении звания «школьный краеведческий музей» было получено в 1976 году.
       Ежегодно с активом музея составляется план работы, реализация которого позволяет школьникам активно заниматься общественно значимой деятельностью, включаться в разнообразные социальные отношения, приобретая положительный социальный опыт и ценностные ориентации. Также на базе школьного краеведческого музея для учащихся 5 – 9 классов функционирует кружок «По страницам истории нашего края». Работа школьного краеведческого музея ведётся по следующим направлениям деятельности: организационная, поисково-собирательная, исследовательская, оформительская, экскурсионно-просветительская.
       Организационная деятельность осуществляется через актив музея - социально направленную группу, задачей которой является внесение своего вклада в изучение и сохранение культурных традиций района, в улучшение окружающей жизни, что способствует развитию социальной активности, компетентности и формированию у подрастающего поколения навыков самоуправления.
       Поисково-собирательная деятельность включает в себя работу с архивами, периодической печатью, встречи с участниками и очевидцами исторических событий, тружениками, переписку с земляками, посещение предприятий города. В начале учебного года каждый ученический коллектив получает краеведческое задание, о выполнении которого отчитывается на школьной краеведческой конференции. Ежегодно проводится акция «Подарок музею». Самым ценным подарком в 2015 году стала газета «Комсомольская правда» (№ 107 (6127), среда, 9 мая 1945 г.).
       Исследовательская деятельность развивает у обучающихся социальные умения (ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, вести дискуссию, идти на компромисс, принимать правильное решение). Школьники защищают исследовательские проекты на школьном, муниципальном и региональном уровнях, занимая призовые места.
       Оформительская деятельность способствует развитию творческих способностей детей. Учащиеся оформляют альбомы, выставки, стенды, экспозиции, соответствующие тематике отделов музея: «История нашего края», «Помним. Чтим. Гордимся», «Великая Отечественная война», «Герой Советского Союза Кухаров К. Ф.. Будем достойны!», «Петуховцы - участники локальных войн», «Природа нашего края», «История нашей школы», «История Ленинской комнаты, пионерского и комсомольского движений», «Нумизматика», «В ногу со временем», «Умелые руки не знают скуки».
       Экскурсионно-просветительская деятельность помогает обучающимся не только закреплять полученные знания по краеведению, но и приобретать прочные новые, полученные в практической деятельности. Дети разрабатывают тематику и пишут тексты экскурсий, бесед, при проведении которых активно используют презентации, интерактивные сервисы, компьютерные программы и самостоятельно созданные фильмы.Члены кружка «По страницам истории нашего края» периодически публикуют статьи, связанные с краеведением, на страницах школьной газеты; ведут летопись школы на страницах школьного сайта.
       Музей в школе – это маленький исследовательский центр по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических событий. Он является средством творческой самореализации, способствует социализации обучающихся и формированию активной гражданской позиции.
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ