Статья "Школьный краеведческий музей как средство социализации и воспитания гражданственности учащихся"
Елена Пречерина
18.10.2015
2293
0
Дополнительное образование
Печерина Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
МБОУ «Петуховская СОШ № 2
имени Героя Советского Союза К. Ф. Кухарова»,
г. Петухово, Курганская область
Содержательные элементы образовательной среды школьного краеведческого музея дают возможность реализовать одну из главных задач современной школы: создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Толчком к созданию музея в нашей школе послужил бивень мамонта, найденный жителями в 1965 году при копке колодца в северной части города. Появление данной находки в школе вызвало интерес: у учеников возникло много вопросов: "Что это?", "Откуда он?", "Жили ли мамонты в нашей местности?". Ребята предложили обо всём этом узнать, начали поиски материала, занялись изучением истории района, сбором старинных вещей. Через два года плодотворной поисковой работы в школе состоялось торжественное открытие музея. Свидетельство о присвоении звания «школьный краеведческий музей» было получено в 1976 году.
Ежегодно с активом музея составляется план работы, реализация которого позволяет школьникам активно заниматься общественно значимой деятельностью, включаться в разнообразные социальные отношения, приобретая положительный социальный опыт и ценностные ориентации. Также на базе школьного краеведческого музея для учащихся 5 – 9 классов функционирует кружок «По страницам истории нашего края». Работа школьного краеведческого музея ведётся по следующим направлениям деятельности: организационная, поисково-собирательная, исследовательская, оформительская, экскурсионно-просветительская.
Организационная деятельность осуществляется через актив музея - социально направленную группу, задачей которой является внесение своего вклада в изучение и сохранение культурных традиций района, в улучшение окружающей жизни, что способствует развитию социальной активности, компетентности и формированию у подрастающего поколения навыков самоуправления.
Поисково-собирательная деятельность включает в себя работу с архивами, периодической печатью, встречи с участниками и очевидцами исторических событий, тружениками, переписку с земляками, посещение предприятий города. В начале учебного года каждый ученический коллектив получает краеведческое задание, о выполнении которого отчитывается на школьной краеведческой конференции. Ежегодно проводится акция «Подарок музею». Самым ценным подарком в 2015 году стала газета «Комсомольская правда» (№ 107 (6127), среда, 9 мая 1945 г.).
Исследовательская деятельность развивает у обучающихся социальные умения (ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, вести дискуссию, идти на компромисс, принимать правильное решение). Школьники защищают исследовательские проекты на школьном, муниципальном и региональном уровнях, занимая призовые места.
Оформительская деятельность способствует развитию творческих способностей детей. Учащиеся оформляют альбомы, выставки, стенды, экспозиции, соответствующие тематике отделов музея: «История нашего края», «Помним. Чтим. Гордимся», «Великая Отечественная война», «Герой Советского Союза Кухаров К. Ф.. Будем достойны!», «Петуховцы - участники локальных войн», «Природа нашего края», «История нашей школы», «История Ленинской комнаты, пионерского и комсомольского движений», «Нумизматика», «В ногу со временем», «Умелые руки не знают скуки».
Экскурсионно-просветительская деятельность помогает обучающимся не только закреплять полученные знания по краеведению, но и приобретать прочные новые, полученные в практической деятельности. Дети разрабатывают тематику и пишут тексты экскурсий, бесед, при проведении которых активно используют презентации, интерактивные сервисы, компьютерные программы и самостоятельно созданные фильмы.Члены кружка «По страницам истории нашего края» периодически публикуют статьи, связанные с краеведением, на страницах школьной газеты; ведут летопись школы на страницах школьного сайта.
Музей в школе – это маленький исследовательский центр по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических событий. Он является средством творческой самореализации, способствует социализации обучающихся и формированию активной гражданской позиции.
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
МБОУ «Петуховская СОШ № 2
имени Героя Советского Союза К. Ф. Кухарова»,
г. Петухово, Курганская область
Школьный краеведческий музей как средство социализации и воспитания гражданственности учащихся
Содержательные элементы образовательной среды школьного краеведческого музея дают возможность реализовать одну из главных задач современной школы: создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Толчком к созданию музея в нашей школе послужил бивень мамонта, найденный жителями в 1965 году при копке колодца в северной части города. Появление данной находки в школе вызвало интерес: у учеников возникло много вопросов: "Что это?", "Откуда он?", "Жили ли мамонты в нашей местности?". Ребята предложили обо всём этом узнать, начали поиски материала, занялись изучением истории района, сбором старинных вещей. Через два года плодотворной поисковой работы в школе состоялось торжественное открытие музея. Свидетельство о присвоении звания «школьный краеведческий музей» было получено в 1976 году.
Ежегодно с активом музея составляется план работы, реализация которого позволяет школьникам активно заниматься общественно значимой деятельностью, включаться в разнообразные социальные отношения, приобретая положительный социальный опыт и ценностные ориентации. Также на базе школьного краеведческого музея для учащихся 5 – 9 классов функционирует кружок «По страницам истории нашего края». Работа школьного краеведческого музея ведётся по следующим направлениям деятельности: организационная, поисково-собирательная, исследовательская, оформительская, экскурсионно-просветительская.
Организационная деятельность осуществляется через актив музея - социально направленную группу, задачей которой является внесение своего вклада в изучение и сохранение культурных традиций района, в улучшение окружающей жизни, что способствует развитию социальной активности, компетентности и формированию у подрастающего поколения навыков самоуправления.
Поисково-собирательная деятельность включает в себя работу с архивами, периодической печатью, встречи с участниками и очевидцами исторических событий, тружениками, переписку с земляками, посещение предприятий города. В начале учебного года каждый ученический коллектив получает краеведческое задание, о выполнении которого отчитывается на школьной краеведческой конференции. Ежегодно проводится акция «Подарок музею». Самым ценным подарком в 2015 году стала газета «Комсомольская правда» (№ 107 (6127), среда, 9 мая 1945 г.).
Исследовательская деятельность развивает у обучающихся социальные умения (ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, вести дискуссию, идти на компромисс, принимать правильное решение). Школьники защищают исследовательские проекты на школьном, муниципальном и региональном уровнях, занимая призовые места.
Оформительская деятельность способствует развитию творческих способностей детей. Учащиеся оформляют альбомы, выставки, стенды, экспозиции, соответствующие тематике отделов музея: «История нашего края», «Помним. Чтим. Гордимся», «Великая Отечественная война», «Герой Советского Союза Кухаров К. Ф.. Будем достойны!», «Петуховцы - участники локальных войн», «Природа нашего края», «История нашей школы», «История Ленинской комнаты, пионерского и комсомольского движений», «Нумизматика», «В ногу со временем», «Умелые руки не знают скуки».
Экскурсионно-просветительская деятельность помогает обучающимся не только закреплять полученные знания по краеведению, но и приобретать прочные новые, полученные в практической деятельности. Дети разрабатывают тематику и пишут тексты экскурсий, бесед, при проведении которых активно используют презентации, интерактивные сервисы, компьютерные программы и самостоятельно созданные фильмы.Члены кружка «По страницам истории нашего края» периодически публикуют статьи, связанные с краеведением, на страницах школьной газеты; ведут летопись школы на страницах школьного сайта.
Музей в школе – это маленький исследовательский центр по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических событий. Он является средством творческой самореализации, способствует социализации обучающихся и формированию активной гражданской позиции.
Другие статьи
- Использование рефлексивных техник на уроке
- Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов.
- Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа
- Работа по распространению собственного педагогического опыта
- Сплочение коллектива ( из опыта работы)
- Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня в коррекционной (специальной) школе
- Учебно-методическая разработка на тему "Работа школьного МО "Развивающего цикла"
- Сплочение детского коллектива ( из опыта работы)
- Духовно - нравственное воспитание на уроках информатики
- Формирование понятия времени. Обучение измерению времени
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.