С нами 17170 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование проектной технологии с младшими школьниками во внеурочной деятельности в условиях специальной (коррекционной) образовательной школы - интерната VII вида в рамках реализации ФГОС НОО"
Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области


 
Использование проектной технологии с младшими школьниками во внеурочной деятельности в условиях специальной (коррекционной) образовательной школы - интерната VII вида в рамках реализации ФГОС НОО
 
       Внеурочная деятельность является продолжением учебного процесса в группе продлённого в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения школы – интерната №4
      Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Главное заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
    Задачи  внеурочной деятельности:
 - организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.
- развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
-воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность    и настойчивость в достижении результата.
-развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).    
- познакомить учащихся со структурой пректной деятельности, со способами поиска и сбора информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; 
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; 
- прививать интерес к проектной  деятельности.
     Проект - наиболее   перспективная    форма организации внеурочной деятельности в специальном коррекционном учреждении.
           Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми участниками образовательного процесса. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования в рамках введения ФГОС НОО.
    Технология проекта в специальной (коррекционной) школе VII вида имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность. 
Организация проектной деятельности осуществляется в нашей школе-интернате с учётом требований, предусмотренных ФГОС НОО   
Основные требования к проекту:
  1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
    2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида про­дукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие,  ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
    3. Исследовательская работа учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
    4.  Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
    5.   Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
    Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Как показывает анализ литературных источников, существует различны классификации и виды проектов
Однако специфика работы с детьми с ОВЗ предусматривает тщательный выбор разновидности проекта. В нашей школе наиболее приемлемы для наших детей следующие виды проектной деятельности:
 1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
2. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
3. Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока (мероприятия). Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
4. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 занятий, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.  1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.  3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.
5. Персональные и групповые проекты:
Преимущества персонального проекта
    план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.
  у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.
  учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.
   формирование у учащегося важнейших обще-учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества группового проекта
       в проектной группе формируются навыки сотрудничества.
       проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
       на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.
      в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Подведение итогов в проектных группах:
Подведение итогов в проектных группах проводится после окончания работы над проектом. Организуя процесс обсуждения, руководитель должен затронуть различные аспекты работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и субъективную удовлетворенность участников.
 Вопросы для обсуждения могут быть сформулированы следующим образом:
Достигнута ли цель проекта?
Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?
В чем заключались личные мотивы каждого участника группы?  Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились?
Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?
Что в проектной неделе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными неделями?
Возникало ли у вас в ходе выполнения проекта желание что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы?
 Формы продуктов проектной деятельности:
       В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка.
       Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности в начальной школе: выставка, книжка – малышка, книга – отзывов, презентация, театральная постановка, игра, праздник, журнал, газета.
 Оформление проектной папки:
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
·  паспорт проекта.
·  планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для дол­госрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное за­дание каждого участника проектной группы на предстоящий про­межуток времени, задачи группы в целом, форма выхода оче­редного этапа.
·   промежуточные отчеты группы.
·   вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet.
·   результаты исследований и анализа.
·   записи всех идей, гипотез и решений.
·  отчеты о заседаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
·  краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения.
·  эскизы, чертежи, наброски продукта.
·   материалы к презентациям (сценарий).
·  другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
Правильно составленная проектная папка позволяет:
·  организовать работу каждого участника проектной группы.
·  создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом.
·   объективно оценить ход работы над завершенным проектом.
·  судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта.
·  сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.
Виды презентаций проектов:
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
·  демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий.
·   игры с залом.
·  иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.
·        научного доклада.
·        путешествия.
·        рекламы.
·        ролевой игры.
·        соревнования.
·        спектакля.
·        спортивной игры.
·        театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
·        экскурсии.
Структура проектной деятельности включает следующие этапы
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4.Реализация проектов.
5. Презентация.
  Выбор темы.  Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.
 Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга,  фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии.
   Выбор проектов.   После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.
  Реализация проектов.  На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.
В результате проектной работы учащиеся должны научиться:
- определять цель;
- формулировать задачи
- ставить и задавать вопросы;
- выдвигать предположения;
- давать определения понятиям;
- наблюдать;
- делать выводы;
- систематизировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
 Сформированные действия.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Источники
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/01/22/vn...t-v-nachalnoy-shkole
boxcredit.ru/studentu/vneurochnaia-deiatelno
kartlen1717.ucoz.ru/load/proektnaja_dejatelnost_v_gpd/1-1-0-10
infourok.ru/material.html?mid=10331
gigabaza.ru/doc/98654-pall.html
muk21-konkovo.narod.ru/UPK-WEB/proj_2loci1103.htm
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Раскрыть и развить творческие способности не только здорового, но и имеющего ограниченные возможности здоровья ребёнка вполне возможно с применением в практике обучения проектного метода.
Татьяна Образцова, дата: 28.07.2015 в 20:03  
#2 Технология метода проектов корректирует эмоционально-волевую сферу личности ребенка (снижает агрессивно-защитные реакции, снимает тревожность и робость, развивает коммуникативные способности, формирует адекватную самооценку).
Татьяна Образцова, дата: 28.07.2015 в 20:04  
#3 На итоговом этапе - презентации проекта рассматривается выполнение работы, анализируются достижения, успехи, трудности. Взрослый, подводя итоги, может задать детям следующие вопросы: Вы выполнили всё, что задумали? Какой результат получился? Что нового вам удалось узнать? В чём проявлялась помощь со стороны? Вы планируете продолжить свою работу? Что можете посоветовать своим партнёрам? Проводится, так называемая, рефлексия. Намечаются ближайшие перспективы.
Татьяна Образцова, дата: 28.07.2015 в 20:07  
#4 Активно использую в своей деятельности все виды проектов, т.к. проекты позволяют формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; развивают общеучебные, исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки; формируют компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; приоритетно нацеливают на развитие познавательного интереса учащихся; реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Эльвие Алимова, дата: 28.07.2015 в 21:18  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ