С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Методы решения творческих задач, как средство развития коммуникативных способностей"
Панасенко Татьяна Николаевна 
учитель иностранных языков,
высшей квалификационной категории 
МОАУ гимназия №8,
Амурская область, город Райчихинск


 
 Методы решения творческих задач, как средство развития коммуникативных способностей
 

В настоящее время система языкового образования в нашей стране переживает новый этап развития. Недостаточно знать иностранный язык, его необходимо применять в жизни. В связи с поставленной задачей вхождения российского образования в мировое образовательное пространство, становится ясной важность качественного изучения и владения иностранным языком.

Доминирующей целью обучения иностранному языку (наряду с образовательной, развивающей и воспитательной) в современной образовательной школе является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, в процессе которой происходит воспитание, воспитание, образование и развитие личности учащегося в целом. [3, c. 6]

Проблема обучения иностранному языку, как средству общения, приобретает особую актуальность в современной методике. В последнее время всё большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, а также активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Творческий подход в обучении иностранному языку обеспечивает овладение этими основами и повышение мотивационного интереса к изучению иностранного языка.

Советский педагог, психолог А.Н.Леонтьев писал, что учащийся должен «прожить обучение, а это значит, что учитель создаёт такую педагогическую ситуацию на уроке, когда обучение становиться частью личной жизни учащегося и приобретает для него глубокий, практический смысл» [1, c.24].

В своей педагогической практике я стараюсь создавать на уроках иностранного языка творческую среду для того чтобы учащиеся могли выходить за пределы известного,  принимать нестандартные решения, развивать свою деятельность. я вовлекаю учащихся в творческий процесс с целью создания благополучной атмосферы, которая ведёт к реализации творческих проектов, способствует развитию интеллектуальной, эмоциональной и речевой деятельности учащихся.

В своей работе я активно применяю технологию проектной деятельности. Проект является личностно-ориентированным видом работы, который обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения учащихся [2, c.4]. Само понятие «проектная деятельность» существует давно. В первой половине ХХ века французские педагоги-навторы Селестон Френе (1898-1966) и Эдуард Клапаред (1873-1940) предложили альтернативную методику: проектную. Она давала возможность учеными выразить свои идеи в творческой форме. Французскими педагогами были выделены 3 основных фактора, обеспечивающие эффективность процесса обучения в рамках проектной методики.
  1. Мотивация учащихся (создание проблемности, новизны, вариативности и разнообразия)
  2. междисциплинарный подход (содержание учебного продукта должно охватывать несколько областей)
  3. ответственность учащихся за конечный продукт ( постер, плакат, инсценировка, организация мероприятия) [4, c.41].
Результатом проектной деятельности в моей практике являются творческие продукты различной направленности.

Дети любят рисовать. Это один из способов выражения своих идей. Обучающиеся выполняют иллюстрации к прочитанным произведениям, рисуют анаграммы, в которых зашифрованы иностранные слова. В 2021 году мы с гимназистами приняли участие в международном проекте «Франция моими глазами». 20 лучших работ были отправлены во Францию в город Безансон. там в коллеже Виктора Гюго была организована выставка. по заверщении которой нам был выслан видеоролик о данном мероприятии и персональные благодарственные письма гимназистам. В этом же году мы стали активными участниками видео моста, который на время объединил 3 региона: Амурскую область, город Москву и французский город Желос. В режиме онлайн дети и некоторые приглашенные родители обучались технике «пуантилизм». Мастер-класс давала художница Дарья Тихомирова на французском и русском языках.

На своих уроках я активно применяю технологию лэпбука, которая учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Лучшие работы мы представляем на региональных конкурсах. Ребята занимают призовые места. В рамках городского объединения учителей иностранного языка в 2021 году мною был дан открытый урок по французскому языку в 5-ом классе, на котором я демонстрировала практическое применение данной технологии.
Тем ребятам, которые больше дружат с виртуальными красками, кистями, ножницами и клеем, я предлагаю выполнять буктрейлеры к прочитанным произведениям. Процесс не быстрый, трудоёмкий, но имеет очень эффектный результат. Помимо демонстрации творческих способностей ребята практикуют свои навыки устной и письменной речи.
Еще одним эффективным и в то же время приятным способом развития коммуникативной стороны речи является разучивание песен на уроках иностранного языка. В песнях есть всё - и готовые речевые клише, и живой язык, и грамматический материал. Они развивают способность естественного воспроизведения иноязычной речи, служат фонетическим и произносительным эталоном и обучают способности запоминать на слух.

Для своих учеников я всегда стараюсь подобрать лучшее, где они могут реализовать свои творческие и языковые способности. Так в течении нескольких лет мы традиционно участвуем ежегодном межрегиональном конкурсе рассказов на иностранных языках, которые проводит   ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет». Среди гимназистов есть победители данного конкурса.

Некоторые результаты творческих проектов мы публикуем на страницах международных изданий. Статьи гимназистов опубликованы в журналах «Salut! Ca va?» на французском языке и «Spotlight on Russia» на английском.

Уже несколько лет подряд в своей педагогической практике я  применяю технологию драматизации. Но не как самостоятельную технологию обучения обучения в единстве целей, содержания, принципов, методов и средств обучения, а в качестве одной из форм презентаций в рамках проектной технологии, где она является подведением итогов, отчетом о проделанной работе. Ежегодно гимназисты под моим руководством выступают на сцене Благовещенского государственного педагогического университета в рамках конкурса песни и театра на французском языке «Весна на Амуре». Каждый раз ребята занимают призовые места, что является мотивом к продолжению данной деятельности.
На мой взгляд проектная деятельность очень гибкий и универсальный инструмент. Её можно гармонично вплетать в любой этап урока. В проект можно вовлекать учащихся любого возраста и уровня. Кроме того, готовые проекты можно комбинировать и группировать между собой, давая им новый облик и находить новое применение. Так в январе 2023 года в рамках традиционной недели иностранного языка в гимназии был организован отчётный праздничный концерт на английском и французском языках.  Гимназисты исполняли песни, показывали инсценировки, читали стихи, танцевали. Мероприятие получилось ярким, красочным, запоминающимся.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что выбранные мною методы решения творческих задач - эффективны  и результативны, и направлены на формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
 
Список использованных источников
  1. Пассов Е.И., Кузовлев Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов на Дону: Феникс; М.: Глосса-пресс, 2010. - 251 с.
  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностр. языки в школе. - 2000. - №2. - С. 4-11.
  3. Примерная рабочая программа основного общего образования Английский язык. протокол 3/21  от 27.09.2021- 108 с.
  4. Теслина О.В.  Проектные формы работы на уроках иностранного языка //Иностр. языки в школе. - 2002. - №3. - С. 41-44.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ