Статья "Использование приема «Логические цепочки» как способа развития креативного мышления на уроках технологии"
Ксения Шестак
19.03.2023
1410
0
Управление образовательным процессом
Шестак Ксения Викторовна,
учитель технологии
I квалификационной категории
МБОУ «Коношская СШ имени Н.П. Лаверова»,
Архангельская область, п. Коноша
учитель технологии
I квалификационной категории
МБОУ «Коношская СШ имени Н.П. Лаверова»,
Архангельская область, п. Коноша
Использование приема «Логические цепочки» как способа развития креативного мышления на уроках технологии
Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:
· На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
· На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
· Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Одним из приемов креативного мышления является «Логические цепочки». Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.
Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:
· На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
· На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
· Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Одним из приемов креативного мышления является «Логические цепочки». Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.
Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
Рассмотрим приемы использования на уроках технологии:
1. Составьте цепочку производства ткани:
Прядение, лен, ткачество, нитка, ткань, игла, волокно, отделка, краска.
Ответ: Волокно – прядение – ткачество – отделка – ткань
Ответ: Волокно – прядение – ткачество – отделка – ткань
2. Найдите соответствие к понятиям:
а | Машинная игла | 1 | Прижимает ткань к игольной пластине |
б | Платформа | 2 | Деталь швейной машины, которая контролирует скорость шитья и весь процесс |
в | Прижимная лапка | 3 | Деталь швейной машины, презназначенная для намотки ниток на шпульку. |
г | Нитенаправитель | 4 | Это рабочий инструмент швейной машины, который служит для образования стежка |
д | Моталка | 5 | Рабочая поверхность швейной машины, внутри которой находится механизм управления нижней нитью. |
6 | Различные глазки и проушины, через которые необходимо пропустить нить при заправке швейной машины |
Ответ: а-4 б -5 в-1 г-6 д-3
3. Определите принцип построения цепочки и найдите лишний элемент
- Томат, огурец, баклажан, перец,
- Кольца, брусочки, палочки, ломтики
- Почистить, рассортировать, хранить, намыть, нарезать
Ответ:
1) Лишний – огурец, все остальные пасленовые культуры
2) Лишний – палочки, все остальное формы нарезки овощей
3) Лишний – хранить, все остальное механическая обработка овощей
1) Лишний – огурец, все остальные пасленовые культуры
2) Лишний – палочки, все остальное формы нарезки овощей
3) Лишний – хранить, все остальное механическая обработка овощей
4. Назовите понятия, относящиеся к теме «Вышивка
Ответ: мулине, игла, рококко, козлик, канва.
5. Расположите этапы производства тканей из синтетических волокон - Отделка волокна, Получение прядильного раствора, Формирование волокна
5. Расположите этапы производства тканей из синтетических волокон - Отделка волокна, Получение прядильного раствора, Формирование волокна
1.............. 2............... 3.................
Ответ: 1.Получение прядильного раствора 2.Формирование волокна 3.Отделка волокна
Ответ: 1.Получение прядильного раствора 2.Формирование волокна 3.Отделка волокна
Использование приема «Логическая цепочка» во время уроков способствует развитию критического и логического мышления учащихся. Научившись понимать сущность явлений и правильно устанавливать причинно-следственные связи, ученики смогут без проблем запомнить даже самый сложный материал.
Литература:
1.Технология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Синица и др. - М.: Вентана-Граф, 2015.- 240 с.
2.Технология.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская и др. Москва: Дрофа, 2011.
3. StudFiles. [Электронный ресурс]. Технология развитие критического мышления. - 25.03.2023, Режим доступа: studfile.net/preview/3963417/
Другие статьи
- Исследовательская культура учителя. Из опыта преподавания предмета "Искусство"
- МОИ ПУТИ К УЧЕНИКАМ
- Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- Классные поручения (Из опыта работы)
- Использование эвристических методов на уроках в начальной школе как средство развития умственной деятельности
- Тестирование как одна из форм текущего контроля (из опыта работы)
- Система анализа личности "Психогеометрия"
- Виды внеклассной работы по математике
- Эссе "Быть учителем - великое счастье"
- Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности в начальной школе на примере специальной (коррекционной) школе интерната №4
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.