С нами 17199 учителей, 7312 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование приема «Логические цепочки» как способа развития креативного мышления на уроках технологии"
Шестак Ксения Викторовна,
учитель технологии
I квалификационной категории
МБОУ «Коношская СШ имени Н.П. Лаверова», 
Архангельская область, п. Коноша


 
Использование приема «Логические цепочки» как способа развития креативного мышления на уроках технологии

 
      Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
        Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  
· На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 
· На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
· Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 
                Одним из приемов креативного мышления является «Логические цепочки». Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.
               Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
Рассмотрим приемы использования на уроках технологии:
1. Составьте цепочку производства ткани:
Прядение, лен, ткачество, нитка, ткань, игла, волокно, отделка, краска.
Ответ: Волокно – прядение – ткачество – отделка – ткань
 
2. Найдите соответствие к понятиям:
 
а Машинная игла 1 Прижимает ткань к игольной пластине
б Платформа 2 Деталь швейной машины, которая контролирует скорость шитья и весь процесс
в Прижимная лапка 3 Деталь швейной машины, презназначенная для намотки ниток на шпульку.
г Нитенаправитель 4 Это рабочий инструмент швейной машины, который служит для образования стежка
д Моталка 5 Рабочая поверхность швейной машины, внутри которой находится механизм управления нижней нитью.
    6 Различные глазки и проушины, через которые необходимо пропустить нить при заправке швейной машины
Ответ: а-4 б -5 в-1 г-6 д-3
 
3. Определите принцип построения цепочки и найдите лишний элемент 
  1. Томат, огурец, баклажан, перец, 
  2. Кольца, брусочки, палочки, ломтики
  3. Почистить, рассортировать, хранить, намыть, нарезать
Ответ:
1) Лишний – огурец, все остальные пасленовые культуры
2) Лишний – палочки, все остальное формы нарезки овощей
3) Лишний – хранить, все остальное механическая обработка овощей
 
4. Назовите понятия, относящиеся к теме «Вышивка
Ответ: мулине, игла, рококко, козлик, канва. 

5. Расположите этапы производства  тканей из
синтетических волокон  - Отделка волокна, Получение прядильного раствора,  Формирование волокна 
1..............       2...............    3................. 
Ответ: 1.Получение прядильного раствора 2.
Формирование волокна 3.Отделка волокна

 
         Использование приема «Логическая цепочка» во время уроков способствует развитию критического и логического мышления учащихся. Научившись понимать сущность явлений и правильно устанавливать причинно-следственные связи, ученики смогут без проблем запомнить даже самый сложный материал.

Литература:
1.Технология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Синица и др. -  М.: Вентана-Граф, 2015.- 240 с.
2.Технология.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская и др. Москва: Дрофа, 2011.
3. StudFiles. [Электронный ресурс]. 
Технология развитие критического мышления. - 25.03.2023, Режим доступа: studfile.net/preview/3963417/

 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ