Статья "Взаимодействие благочиния и школы в духовном воспитании школьников"
Валентина Дорофеева
23.06.2015
2650
0
Воспитательная работа
Валентина Владимировна Дорофеева
заместитель директора по УВР
учитель географии
МБОУ СОШ №6 имени Сахнова В.И.
города Лобня Московской области
заместитель директора по УВР
учитель географии
МБОУ СОШ №6 имени Сахнова В.И.
города Лобня Московской области
Взаимодействие благочиния и школы в духовном воспитании школьников
Духовно-нравственное воспитание непосредственно определяет те ориентиры, которые влияют на природу отношений личности. Решение этих проблем возможно в школе через приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, через формирование отношения к себе и к другим людям, к окружающему миру как к ценности, развитие сознания школьника и его душевных качеств.
Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению.
Процесс воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором обычно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, скромности, непримиримости к равнодушию и др. Кроме того, в воспитательной деятельности классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения.
Учебный план нашей школы насыщен самыми разными дисциплинами, элективными курсами. Широко используются возможности кружков, факультативов, экспозиций школьного краеведческого музея, т.е. источников информации и форм организации учебно-воспитательного процесса превеликое множество.
Школа находится в историческом центре г.Лобня – микрорайоне Красная Поляна. Первое упоминание о школе в Красной Поляне – 1873 год, законоучитель – о.Соколов, священник с.Чашниково, судя по данным Центрального исторического архива Москвы – первый учитель нашей школы, который обучал детей также грамоте и арифметике.
Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис. Не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования РФ и других документах, регламентирующих деятельность школы. На школу как центр воспитания возложена значительная часть ответственности в решении этой проблемы.
В плане учебно-воспитательной работы школы определена существенная роль для занятий и экскурсий, посвященных изучению народной культуры и истории родного края, на которых безусловно затрагиваются аспекты нравственности и духовности, неразрывно связанных с религиозной жизнью людей.
Около 10 лет назад при изучении курса «Мировой художественной культуры» в старших классах началось интегрирование тем, связанных с изучением библейских сюжетов на полотнах известных художников, архитектуры храмов, историей православия. Приходилось прикладывать большие усилия при подготовке к таким урокам, консультироваться с представителями духовенства. Специальной литературы для школьников, тем более комплектов для всего класса не было в школе. Далеко не все родители откликались или соглашались с необходимостью изучения учащимися вопросов религии и духовности.
Как только появился замечательный учебно-методический комплект «Духовное краеведение Подмосковья» (авт. Шевченко Л.Л.), была изыскана возможность его приобретения сначала только для учителей, потом для классов. Преподавался этот предмет интегрировано в рамках предметов «Мировая художественная культура», «География» и «Технология» при консультировании со стороны о.Алексея, священника Никольского храма (с.Озерецкое Московской области).
Несколько лет назад школа вошла в список школ Московской области, которые официально начали апробацию этого УМК в 9 классах. Было приобретено дополнительное количество учебников, пересмотрены возможности учебного плана школы. В 9 классе 1 час в неделю был предусмотрен на изучение этого курса.
В конце 2010 года в школу обратился о.Кирилл, священник храма Архангела Михаила (г.Лобня, микрорайон Красная Поляна), который предложил свои услуги в изучении вопросов православия и изучении курса «Основ православной культуры». Классные руководители нескольких классов совместно с о.Кириллом при поддержке администрации школы организовали классные часы и родительские собрания, на которых со стороны родителей и учеников был выражен большой интерес к данному предмету. Обсуждалась возможность введения данной дисциплины и на педагогическом совете.
В настоящее время в школе изучаются курсы «Основы православной культуры» (авт. Кураев А.В.) в 4-5 классах, «Духовно-нравственное краеведение Подмосковья» (авт. Шевченко Л.Л.) в 9-х классах, «Православная культура (авт. Шевченко Л.Л.) в 1-8 классах, «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах. В 6-7 классах преподает о.Кирилл, в других классах – учителя, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации. Нравственные беседы с учащимися также носят регулярный характер. Для организации занятий используются все возможности учебного плана и штатного расписания школы. В школе организован кабинет для изучения культурологических дисциплин с использованием всех возможных мультимедийных средств обучения. Образование в этой области получают около 900 учеников.
В рамках преподавания указанных дисциплин не предусматривается обучение религии и не подразумевается подготовка учащихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике.
С сентября 2011 года в школе организовано методическое объединение учителей, преподающих предметы культурологического цикла. о.Кирилл является постоянным участником ШМО и педагогического совета по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Учителями школы используются возможности внеурочной деятельности школы. В течение последних двух лет в школе появились новые конкурсы творческих работ и сочинений («Добро и зло», «Христианский православный храм»), состоялся Урок мужества «Православное воинство», успешно завершилась научно-практическая конференция «Православие в годы Великой Отечественной войны».
В апреле 2012 года на базе школы был организован семинар на тему «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в сфере образования» для руководителей общеобразовательных учреждений г.Лобня с активным участием о.Кирилла. В рамках семинара участники посетили мастер-классы педагогов, на которых была продемонстрирована реализация программы духовно-нравственного воспитания в школе.
Ученические коллективы совместно с родителями и педагогический коллектив очень часто совершают паломнические поездки по святым местам Подмосковья.
Поддержка участников образовательного процесса очевидна, самое главное – со стороны детей. Конечно, нельзя сказать, что изучение основ православия решит все стоящие перед нами проблемы. Но вполне возможно, что кто-то из учеников, их родителей или учителей найдет для себя этом новые ориентиры личностного развития, самосовершенствования.
Формирование у детей мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций, является для нашего коллектива одной из самых важных целей.
Мы рассматриваем школу как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом – человеческого развития ученика.
Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению.
Процесс воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором обычно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, скромности, непримиримости к равнодушию и др. Кроме того, в воспитательной деятельности классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения.
Учебный план нашей школы насыщен самыми разными дисциплинами, элективными курсами. Широко используются возможности кружков, факультативов, экспозиций школьного краеведческого музея, т.е. источников информации и форм организации учебно-воспитательного процесса превеликое множество.
Школа находится в историческом центре г.Лобня – микрорайоне Красная Поляна. Первое упоминание о школе в Красной Поляне – 1873 год, законоучитель – о.Соколов, священник с.Чашниково, судя по данным Центрального исторического архива Москвы – первый учитель нашей школы, который обучал детей также грамоте и арифметике.
Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис. Не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования РФ и других документах, регламентирующих деятельность школы. На школу как центр воспитания возложена значительная часть ответственности в решении этой проблемы.
В плане учебно-воспитательной работы школы определена существенная роль для занятий и экскурсий, посвященных изучению народной культуры и истории родного края, на которых безусловно затрагиваются аспекты нравственности и духовности, неразрывно связанных с религиозной жизнью людей.
Около 10 лет назад при изучении курса «Мировой художественной культуры» в старших классах началось интегрирование тем, связанных с изучением библейских сюжетов на полотнах известных художников, архитектуры храмов, историей православия. Приходилось прикладывать большие усилия при подготовке к таким урокам, консультироваться с представителями духовенства. Специальной литературы для школьников, тем более комплектов для всего класса не было в школе. Далеко не все родители откликались или соглашались с необходимостью изучения учащимися вопросов религии и духовности.
Как только появился замечательный учебно-методический комплект «Духовное краеведение Подмосковья» (авт. Шевченко Л.Л.), была изыскана возможность его приобретения сначала только для учителей, потом для классов. Преподавался этот предмет интегрировано в рамках предметов «Мировая художественная культура», «География» и «Технология» при консультировании со стороны о.Алексея, священника Никольского храма (с.Озерецкое Московской области).
Несколько лет назад школа вошла в список школ Московской области, которые официально начали апробацию этого УМК в 9 классах. Было приобретено дополнительное количество учебников, пересмотрены возможности учебного плана школы. В 9 классе 1 час в неделю был предусмотрен на изучение этого курса.
В конце 2010 года в школу обратился о.Кирилл, священник храма Архангела Михаила (г.Лобня, микрорайон Красная Поляна), который предложил свои услуги в изучении вопросов православия и изучении курса «Основ православной культуры». Классные руководители нескольких классов совместно с о.Кириллом при поддержке администрации школы организовали классные часы и родительские собрания, на которых со стороны родителей и учеников был выражен большой интерес к данному предмету. Обсуждалась возможность введения данной дисциплины и на педагогическом совете.
В настоящее время в школе изучаются курсы «Основы православной культуры» (авт. Кураев А.В.) в 4-5 классах, «Духовно-нравственное краеведение Подмосковья» (авт. Шевченко Л.Л.) в 9-х классах, «Православная культура (авт. Шевченко Л.Л.) в 1-8 классах, «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах. В 6-7 классах преподает о.Кирилл, в других классах – учителя, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации. Нравственные беседы с учащимися также носят регулярный характер. Для организации занятий используются все возможности учебного плана и штатного расписания школы. В школе организован кабинет для изучения культурологических дисциплин с использованием всех возможных мультимедийных средств обучения. Образование в этой области получают около 900 учеников.
В рамках преподавания указанных дисциплин не предусматривается обучение религии и не подразумевается подготовка учащихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике.
С сентября 2011 года в школе организовано методическое объединение учителей, преподающих предметы культурологического цикла. о.Кирилл является постоянным участником ШМО и педагогического совета по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Учителями школы используются возможности внеурочной деятельности школы. В течение последних двух лет в школе появились новые конкурсы творческих работ и сочинений («Добро и зло», «Христианский православный храм»), состоялся Урок мужества «Православное воинство», успешно завершилась научно-практическая конференция «Православие в годы Великой Отечественной войны».
В апреле 2012 года на базе школы был организован семинар на тему «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в сфере образования» для руководителей общеобразовательных учреждений г.Лобня с активным участием о.Кирилла. В рамках семинара участники посетили мастер-классы педагогов, на которых была продемонстрирована реализация программы духовно-нравственного воспитания в школе.
Ученические коллективы совместно с родителями и педагогический коллектив очень часто совершают паломнические поездки по святым местам Подмосковья.
Поддержка участников образовательного процесса очевидна, самое главное – со стороны детей. Конечно, нельзя сказать, что изучение основ православия решит все стоящие перед нами проблемы. Но вполне возможно, что кто-то из учеников, их родителей или учителей найдет для себя этом новые ориентиры личностного развития, самосовершенствования.
Формирование у детей мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций, является для нашего коллектива одной из самых важных целей.
Мы рассматриваем школу как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом – человеческого развития ученика.
Другие статьи
- Театральный проект
- К вопросу о деятельности отдела здравоохранения города Владимира в 1942 - 1943 годах.
- Методика углубленного психологического обследования
- К вопросу об отношениях владимирского предпринимателя и мецената Михаила Герасимовича Комиссарова (1867 – 1929) с братьями Чеховыми.
- Формы контроля знаний обучающихся техникума по информатике
- Роль пропедевтического курса начальной геометрии в формировании положительной мотивации
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- Урок-семинар как одна из форм организации урока
- Сплочение детского коллектива ( из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.