Статья "Учебная экскурсия как средство профессионального становления специалиста"
Ирина Родионова
29.09.2015
21160
0
Научно-исследовательская деятельность учителя
Родионова Ирина Алексеевна
преподаватель спецдисциплин
высшей квалификационной категории
ОГБПОУ «Костромской политехнический колледж»
высшей квалификационной категории
ОГБПОУ «Костромской политехнический колледж»
Учебная экскурсия как средство профессионального становления специалиста
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы профессионального становления специалиста в системе СПО через проведение учебных экскурсий в производственные организации. Приводятся сведения об учебной экскурсии, её функциях и методике проведения. Показана эффективность экскурсий для учебного процесса, их роль в формировании мотивации будущих специалистов.
Профессиональное становление личности представляет собой систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под становлением обычно понимают совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, студент сам себя формирует. Профессиональное становление студента - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Обучение в колледже связывается с периодом, когда человек встал на путь приверженности профессии, и осваивает ее в процессе профессионально-познавательной деятельности.
Для того чтобы объединить учебный процесс в колледже с реальной профессиональной жизнью мы активно применяем в процессе обучения тематические экскурсии. Такая форма обучения позволяет развивать познавательные способности студентов (внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение), показать особенности приобретаемой профессии. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу будущего специалиста.
Учебные экскурсии - это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений и других качеств личности, подготовке студентов к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний в производстве. Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Преподаватель самостоятельно решает, какие объекты посещать, какие учебные темы рассматривать, как часто проводить экскурсии, привлекать ли студентов в подготовку и анализ дела, использовать ли различные методики. Таким образом, преподаватель определяет место различных организационных форм учебной деятельности, в том числе экскурсии, в формировании общих и профессиональных компетенций студента.
Мы предположили, что ведущие профессиональные компетенции будут успешно сформированы, если экскурсия как вид учебной деятельности будет осуществляться целенаправленно и систематично, и составит не менее 10-15% объема учебного времени, если социальные партнеры-представители производства, характеризуя производственные процессы, акцентируют внимание на перспективах профессионального роста, значимости профессии, дополнительно обеспечат повышение мотивации студентов.
Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурсия). Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, на строительные объекты, на выставки и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога со студентами.
Учебная экскурсия – это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях, это проведение учебного занятия в условиях производства с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности.Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др).Экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть образовательного процесса, воспитательной и культурно-массовой работы.
Одна из задач экскурсии - выработать у студентов отношение к теме экскурсии, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку – значит составить представление о чем-либо, определить значение, характер, роль чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.Оценка экскурсии – это выводы студентов, к которым его подводит преподаватель и экскурсовод (специалист).
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
Одна из функций экскурсии – функция расширения кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Нередко экскурсия конкретизирует знания студентов, помогая им увидеть то, что они знали по письменным источникам.Функция формирования профессиональных интересов студента тоже является функцией экскурсии. Задача экскурсии сообщить знания аудитории и вызвать интерес людей к конкретной отрасли знаний.
Экскурсия имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания. Этот процесс происходит с использованием заранее выбранных объектов, находящихся на производстве и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии с заранее определенной тематикой.Итак, широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании обучающегося. Но эффективность такой формы проведения учебных и внеурочных занятий будет только в том случае, если каждая экскурсия будет тщательно спланирована и методически разработана и выстроена. Поэтому организаторам таких занятий необходимо владеть методикой проведения экскурсий.
Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы. Любая методика — это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике — это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные студентами знания.
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь студентам легче усвоить теоретический материал. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.
Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия студентов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения студентами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность студентов.
Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть студент. Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи. Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.В качестве основных особенностей рассказа можно выделить следующее:
Для того чтобы объединить учебный процесс в колледже с реальной профессиональной жизнью мы активно применяем в процессе обучения тематические экскурсии. Такая форма обучения позволяет развивать познавательные способности студентов (внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение), показать особенности приобретаемой профессии. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу будущего специалиста.
Учебные экскурсии - это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений и других качеств личности, подготовке студентов к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний в производстве. Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Преподаватель самостоятельно решает, какие объекты посещать, какие учебные темы рассматривать, как часто проводить экскурсии, привлекать ли студентов в подготовку и анализ дела, использовать ли различные методики. Таким образом, преподаватель определяет место различных организационных форм учебной деятельности, в том числе экскурсии, в формировании общих и профессиональных компетенций студента.
Мы предположили, что ведущие профессиональные компетенции будут успешно сформированы, если экскурсия как вид учебной деятельности будет осуществляться целенаправленно и систематично, и составит не менее 10-15% объема учебного времени, если социальные партнеры-представители производства, характеризуя производственные процессы, акцентируют внимание на перспективах профессионального роста, значимости профессии, дополнительно обеспечат повышение мотивации студентов.
Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурсия). Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, на строительные объекты, на выставки и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога со студентами.
Учебная экскурсия – это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях, это проведение учебного занятия в условиях производства с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности.Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др).Экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть образовательного процесса, воспитательной и культурно-массовой работы.
Одна из задач экскурсии - выработать у студентов отношение к теме экскурсии, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку – значит составить представление о чем-либо, определить значение, характер, роль чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.Оценка экскурсии – это выводы студентов, к которым его подводит преподаватель и экскурсовод (специалист).
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
Одна из функций экскурсии – функция расширения кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Нередко экскурсия конкретизирует знания студентов, помогая им увидеть то, что они знали по письменным источникам.Функция формирования профессиональных интересов студента тоже является функцией экскурсии. Задача экскурсии сообщить знания аудитории и вызвать интерес людей к конкретной отрасли знаний.
Экскурсия имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания. Этот процесс происходит с использованием заранее выбранных объектов, находящихся на производстве и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии с заранее определенной тематикой.Итак, широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании обучающегося. Но эффективность такой формы проведения учебных и внеурочных занятий будет только в том случае, если каждая экскурсия будет тщательно спланирована и методически разработана и выстроена. Поэтому организаторам таких занятий необходимо владеть методикой проведения экскурсий.
Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы. Любая методика — это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике — это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные студентами знания.
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь студентам легче усвоить теоретический материал. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.
Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия студентов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения студентами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность студентов.
Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть студент. Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи. Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.В качестве основных особенностей рассказа можно выделить следующее:
- Зависимость рассказа от скорости передвижения группы. Рассказ подчинен ритму движения студентов, маршруту экскурсии.
- Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят студенты, направлен на зрительное воссоздание картины.
- Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа, демонстрации наглядных материалов.
- Адресность рассказа, то есть привязка к наблюдаемым студентами объектам. Адресный характер рассказа состоит в том, что, рассказывая экскурсовод, имеет в виду конкретный объект строительства, архитектурно-строительный отдел и т.д..
- Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность - это не только формулировка темы но и сами по себе приводимые факты, истолкование. Конкретизация материала в экскурсии - это выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.
Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа.
В процессе профессионального обучения студентов специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в Костромском политехническом колледже организуются и проводятся учебные экскурсии на отраслевые предприятия г. Костромы. Целями таких мероприятий является:
- формирование устойчивого интереса к своей будущей профессии;
- формирование профессионально-личностных качеств, позитивных мотивов к самореали- зации и самосовершенствованию с установкой на будущую профессиональную деятель- ность;
- знакомство с работой по планированию деятельности структурных подразделений пред- приятия при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконс- трукции строительных объектов;
- получение дополнительных знаний в области разработки архитектурно-строительных чер- тежей и проекта производства работ с использованием информационных технологий;
- подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня, конкурентноспо- собного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной рабо- те по специальности на уровне государственных стандартов.
На каждую экскурсию составляется методическая карта, в которой отражаются места остановок, объект показа, время и основное содержание информации. После завершения учебной экскурсии подводятся итоги, и организуется рефлексия различными методами: самооценки, ИНСЕРТ, анкети- рования. В ходе анкетирования выяснилось, что студенты узнали о работе проектных организаций, как разрабатываются проекты от начала до конца, высоко оценили автоматизированное проетиро- вание и возможность изучения программы для выполнения чертежей, решили получать высшее образование и заниматься проектной работой в будущем. Студенты дают высокую оценку учебным экскурсиям, сами предлагают темы следующих мероприятий, выбирая объекты изучения.
Результаты каждой учебной экскурсии проанализировали преподаватели, а также преподаватели вместе со студентами. Обсуждение итогов, анализ анкет позволяют сделать вывод, что студенты видят практическую значимость экскурсий в освоении специальности. Проявляют заинтересованность в продолжении знакомства с реальным производством, а также готовы участвовать в разработке тематики будущих экскурсий, что свидетельствует об успешном профессиональном становлении будущих специалистов.
Мониторинг процесса и результатов, проведенных в рамках проекта экскурсий, показал, что экскурсии действительно конкретизируют уже имеющиеся профессиональные знания, способствуют формированию новых, показывают востребованность профессиональных умений, что в конечном итоге способствует формированию общих и профессиональных компетенций, усиливает интерес к осваиваемой специальности, повышает мотивацию к обучению.
Анализ опыта работы показал, что использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов.
Источники:
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001.-272с.
- Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования/ Г.И. Кругликов.- 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.-272с.
- Беликова, Н. А. Экскурсии. Опыт проведения / Н. А. Беликова, Э. В. Ковалевич // География в школе, 2005. - N 3. - С. 48-51.
- Методика подготовки экскурсии [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://etelien.ru/Collection/39/39 00053.html.
- Букатов, В. М. Как подготовиться к экскурсии: три совершенно неожиданных совета / Вячеслав Михайлович Букатов // Народное образование, 2010. - N 3. - С. 184, 216, 230.
- Методика организации и проведения производственных экскурсий для учащихся ОУ [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
- http://profession.krsnet.ru/teacher/metod/prexcurs.html.
- Формы организации процесса обучения: традиции и новации [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://works.tarefer.ru/64/100140/index.html.
- Экскурсоведение [Электронный ресурс]/ Пути совершенствования экскурсионной методики Режим доступа: http://www.kmvline.ru/lib/exkursoveden/25.php.
- Электронная библиотека // Книги по педагогике и психологии [Электронный ресурс]. – Организация учебных экскурсий Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/geografiya88.html.
- Электронная библиотека // Книги по педагогике и психологии [Электронный ресурс]. – Другие формы организации обучения Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped176.html.
- Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
Другие статьи
- Формирование понятия времени. Обучение измерению времени
- Организация работы методического объединения учителей начальных классов по изучению и применению современных образовательных технологий
- Предметно-развивающая среда образовательной организации, обеспечивающая требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Дифференцированное обучение в классах гибкого состава (стратовая дифференциация)
- Современный учитель. Какой он?
- Предоставление равных возможностей образования для детей со специальными потребностями – приоритетная задача российского образования
- Примеры реализации межпредметных связей на уроках информатики
- Урок как диалог: «Читать нужно о том, от чего не спится по ночам…»
- Семейное чтение, как одно из направлений духовно-нравственного развития школьников.
- Компетентностный подход в профессиональном музыкально-педагогическом обазовании
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.