С нами 13690 учителей, 4773 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Проектная технология"

Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск Московской области
 
Проектная технология
 
      Сегодня основные задачи профессионального образования, отражённые в Концепции модернизации российского образования, сводятся к подготовке не просто квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, но и готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребности в получении соответствующего образования. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы обучающихся техникума над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в, за стимулирование профессионального роста обучающихся, воспитание их творческой активности и инициативы.
     Проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности обучающихся сложна и многогранна. Обучающиеся приходят в СПО без сформированных умений и навыков самостоятельной работы (конспектирование, аннотирование, реферирование, работа с библиографией и пр.), без умения рационально её планировать. И в системе учебного процесса перед преподавателями стоит задача формирования такого рода навыков.
     Привлечение обучающихся к хорошо организованной, методически продуманной самостоятельной работе, тесно связанной с учебным процессом и профилем будущей специальности, становится весьма эффективным средством улучшения качества и повышения уровня их подготовки.
        Сегодня в СПО преподаватель должен владеть и активно пользоваться не только знаниями педагогики и психологии, но и технологическими знаниями, необходимыми для эффективного использования электронной техники. Преподаватель информатики не может детально изучить методику другого предмета, а преподаватель - предметник поначалу не может грамотно использовать ПК ввиду недостаточности знаний. Поэтому необходимо периодически проводить бинарные уроки. Информатика очень ценна для преподавания многих предметов учебного плана, для подготовки квалифицированных рабочих. Информатика обслуживает внутренние межпредметные связи, позволяет формализовать учебный материал, использовать некоторые общие методы решения.
       Перед преподавателями информатики стоит вопрос об инновационных методах развития творческих способностей студентов (как на общеобразовательном, так и на профессиональном уровне) и умению их общаться в социуме. Один из них - это метод проекта. Метод проектов, ориентированный в первую очередь на самостоятельную деятельность обучающихся, позволяет направить процесс обучения и развития в данном направлении. Метод проектов предполагает осознанное выполнение обучающимися различных интеллектуальных действий: анализ, синтез, прогнозирование и т.д. В связи с этим, метод можно успешно применять как в социальной практике, так и в учебной деятельности.
         Как мы понимаем сущность метода проектов?
      Метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В ходе проектной деятельности обучающиеся овладевают определенными практическими или теоретическими знаниями.
        Само понятие «проект» очень многогранно. Проект можно рассматривать как:
  • метод обучения (его можно использовать при изучении любого предмета и во внеклассной работе)
  • содержание обучения (самые современные области человеческой деятельности основаны на проектировании);
  • форма организации учебного процесса (полноценный проект «не вписывается» в рамки урока, т.к. природа проекта и урока принципиально различны)
    Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в техникуме, в профессиональной деятельности, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
      Учебный творческий проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации преподавателя.

        Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад, выпуск газеты);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов: «мозговой штурм», «круглый стол»);
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.
        План работы по проекту:
        Подготовительный этап
  • Составить список необходимого оборудования.
  • Составить план-график использования кабинета информатики, библиотеки.
  • Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.
  • При необходимости провести подготовительные занятия с обучающимися - участниками проекта.
  • Купить или получить необходимые принадлежности для практических занятий.
         Процесс обучения
  • Ознакомить обучающихся с критериями оценивания итоговых работ.
  • Предварительно просмотреть собранный обучающимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.
  • Организовать выполнение обучающимися самостоятельных исследований и заданий преподавателя по теме проекта.
  • Обсудить с обучающимися формы представления результатов учебной деятельности.
  • Оценить проведённую работу (самооценка преподавателя, отзывы обучающихся, опрос педагогов).
  • Выставить отметки по результатам учебной работы.
          Заключительный этап
  • Организовать презентацию итогов проекта.
  • Наградить отличившихся обучающихся грамотами.
  • Продумать план следующих работ на основе проведённого анализа, учесть накопленный опыт.
       В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
     Этот метод позволяет развить у обучающихся, умение аргументировано вести дискуссию, работать в связке, грамотно излагать и отстаивать свою мысль, развивает речь и расширяет словарный запас обучающихся, потребность общения во внеурочное время, умение описывать свою работу и многое другое.
 
        Литература:
1.  Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом. - Школьные технологии. №4, 2000 г., с. 10-14.
2.  Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
3. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы – Волгоград: Учитель, 2007.-135 с.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Внедрение проектной технологии в образовательно- воспитательный процесс на сегодняшний день остаётся актуальным и спорным вопросом. Безусловно, есть и минусы в применении метода проекта. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание "засветиться" на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой "Выставку достижений учителей". В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.
Наталья Чубаева, дата: 11.07.2015 в 16:02  
#2 Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям. Для этого автором статьи обозначены требования к организации и проведении проекта. Ваша статья является, безусловно, очень полезной, достоверной и актуальной.
Наталья Чубаева, дата: 11.07.2015 в 16:06  
#3 Метод проектов- вещь хорошая. Но часто эти работы делают дома родители детей!
Ольга Даниловская, дата: 11.07.2015 в 22:22  
#4 Метод проектов подчеркивает воспитывающую роль (каждый член группы должен уметь выражать своё мнение, слышать мнение других, соглашаться, возражать, вступать в дискуссию). Наряду с этим формируются гуманные чувства, толерантность в отношении друг к другу.
Татьяна Образцова, дата: 28.07.2015 в 20:54  
#5 Метод проектов способен интегрировать активность каждого и коллегиальность принимаемых решений группой. Рейтинговая система оценивания (оценка проектанта, оценка слушателей, оценка педагога) исключает стрессовую нагрузку, т.к. позволяет избежать педагогический субъективизм. Ещё один важный элемент – рефлексия, способствующая осмыслению полученных умений и навыков.
Татьяна Образцова, дата: 28.07.2015 в 20:56  
#6 На итоговом этапе - демонстрация презентации, рассматривается выполнение работы, анализируются достижения, успехи, трудности. Намечаются ближайшие перспективы.
Татьяна Образцова, дата: 28.07.2015 в 20:57  
#7 Проектная деятельность, безусловно, нужная и полезная в образовательном процессе. Она и воспитывает, и формирует, и развивает навыки,умения... Существует несколько типов и видов проектной деятельности. О проектной деятельности у меня есть 2 статьи. В них освещены эти вопросы.
Галина Борискина , дата: 29.07.2015 в 15:56  
#8 Отлично изложили мысли на тему. Проектная технология сейчас , не ошибусь если скажу, на первом месте. Спасибо за статью.
Ольга Степанова, дата: 21.10.2017 в 22:12  
#9 Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Помимо этого не каждый ученик ещё потянет проектную деятельность. А так же сам проект должен быть интересен ребенку, чтобы он смог себя проявить в работе
Татьяна Косенкова, дата: 10.02.2019 в 20:17  
#10 Нужно четко понимать,что проектная деятельность является серьезной и сложной работой.Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология органично сочетается с групповыми методами. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Анастасия Монакова, дата: 11.02.2019 в 17:27  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.