Леонид Филатов. Поэт
Просмотров: 1825, дата: 25.05.2015, автор: Галина БорискинаЗамечательный актер, режиссёр, ведущий программы «Чтобы помнили», драматург, прозаик. Поэт. Яркая, рано сгоревшая звезда. Немного столь всесторонне одаренных людей, так остро и глубоко чувствующих и так взыскательно относящихся к жизни и к самим себе.
Родился в семье радиста, служившего в геологических экспедициях, семья часто переезжала с места на место. В начале 1950-х мать с сыном уехали в Ашхабад, где Филатов учился в школе, занимался в драмкружке. К школьным годам относятся и первые литературные опыты Филатова — публикации в ашхабадской прессе. На страницах местных изданий печатались его стихи, проза и даже рисунки. Первая серьезная публикация — в 1961 в газете «Комсомолец Туркменистана». Вскоре стихи юного поэта напечатала «Комсомольская правда».
Литературная деятельность Филатова занимает значительное место в его творческой биографии. Наверняка, всем известна сказка «Про Федота-стрельца». В 1987 в журнале «Юность» была опубликована она.
«Бродячий театр» (1990) — первая книга Филатова — поэта и драматурга. По собственному замечанию Филатова, основу книги составили стихи и песни, написанные в течение 25 лет. Как отметила Н.Казьмина в книге «Леонид Филатов», «здесь собрано всего понемножку, но этого "немножко" очень много, стихи и песни, пародии, пьеса и сказка. Авторский размах впечатляет. Ирония здесь изящна, поскольку подкреплена самоиронией. А ум обаятелен, может быть, потому, что поддержан достоинством» (Казьмина Н.— С.18).
Цветные лохмотья
На солнце пестрят, —
Кочует по свету
Бродячий театр!..
За честность и смелость,
За ум и талант —
Поклон тебе низкий,
Бродячий театр!..
Напрасно зануды
Упрямо твердят,
Что нынче не в моде
Бродячий театр!..
От этих унылых
И глупых тирад
Ничуть не стареет
Бродячий театр!..
На троне сменяет
Тирана тиран,
Но не умирает
Бродячий театр!..
Я знаю, вовеки
Не выйдет в тираж
Мой старый товарищ
Бродячий театр!..
1980
О ярких, выразительных, удивительно легких стихах Филатов, который, верный своей актерской привычке, «шпионит за жизнью», критик писал: в них «скепсис мирится с надеждой на победу».
СПАСИБО
В наш трудный, но все-таки праведный век,
Отмеченный потом и кровью,
Не хлебом единым ты жив, человек, -
Ты жив, человек, и любовью.
Не злись, что пришла – оттеснила дела,
Не злись, что пришла – не спросила, -
Скажи ей спасибо за то, что пришла, -
Скажи ей за это спасибо!..
Когда удается одерживать верх
Тебе над бедою любою, -
Не волей единой ты жив, человек, -
Ты жив, человек, и любовью.
Не хнычь, что была, мол, строптива и зла,
Не хнычь, что была, мол, спесива, -
Скажи ей спасибо за то, что была, -
Скажи ей за это спасибо!..
В них беззащитная лирика и даже порой сентиментальность — то, чего, как писали критики, недоставало его первым ролям. И фраза дышит или задыхается от любви. И завивается афоризмом, как стружкой. Здесь даже знаки препинания любимы и нелюбимы, помечены личностью. На точке фраза не запинается, а летит. Тире, размашистое после запятой, как всплеск решительности и цельности. Восклицательный знак — знак старомодной восторженности, поддержанный отточием,— растерянное свидетельство вечных сомнений и самокопаний» (Казьмина Н).
В пятнадцать лет, продутый на ветру
Газетных и товарищеских мнений,
Я думал: "Окажись, что я не гений, -
Я в тот же миг от ужаса умру!..."
Садясь за стол, я чувствовал в себе
Святую безоглядную отвагу,
И я марал чернилами бумагу,
Как будто побеждал ее в борьбе!
Когда судьба пробила тридцать семь
И брезжило бесславных тридцать восемь,
Мне чудилось – трагическая осень
Мне на чело накладывает тень.
Но точно вызов в суд или в собес
К стеклу прижался желтый лист осенний,
И я прочел на бланке: "Ты не гений!" -
Коротенькую весточку с небес.
Я выглянул в окошко – ну нельзя ж,
Чтобы в этот час, чтоб в этот миг ухода
Нисколько не испортилась погода,
Ничуть не перестроился пейзаж!
Все было прежним. Лужа на крыльце.
Привычный контур мусорного бака.
И у забора писала собака
С застенчивой улыбкой на лице.
Все также тупо пялился в окно
Знакомый голубь, важный и жеманный...
И жизнь не перестала быть желанной
От страшного прозренья моего!...
Мир в поэтическом восприятии Филатова «окультурен» человеческой всеохватной мыслью, являясь при этом отражением сокровенных переживаний: «И ветка в темноте хрустит и гнется, / И громоздятся сонные грачи, / И разом все невидимые гнезда / Тревожно зажигаются в ночи. / Чердачный кот, неряшлив и печален, / С усталой морды стряхивает сны, / Бредет смешной и маленький, как Чаплин, / В индустриальном грохоте весны...» («Весенний этюд»).
ПАМЯТЬ
Давай поглядим друг на друга в упор,
Довольно вранья.
Я - твой соглядатай, я - твой прокурор,
Я - память твоя.
Ты долго петлял в привокзальной толпе,
Запутывал след.
Ну вот мы с тобою в отдельном купе,
Свидетелей нет.
Судьба мне послала бродить за тобой
До самых седин.
Ну вот мы и встретились, мой дорогой,
Один на один.
Мы оба стареем, ты желт, как лимон,
Я лыс, как Сократ.
Забудь про милицию и телефон,
Забудь про стоп-кран.
Не вздумай с подножки на полном ходу
Нырнуть в темноту.
Мы едем с тобою не в Караганду
И не в Воркуту.
Чужие плывут за окном города,
Чужие огни.
Наш поезд отныне идет в никуда,
И мы в нем одни.
...Как жутко встречать за бутылкой винца
Синюшный рассвет.
И знать, что дороге не будет конца
Три тысячи лет...
Последние сочинения Филатова наполнены творческой энергией, которая не покидала его до самой кончины.
ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ
Не о том разговор, как ты жил до сих пор,
Как ты был на решения скор,
Как ты лазал на спор через дачный забор
И препятствий не видел в упор...
Да, ты весело жил, да, ты счастливо рос,
Сладко елось тебе и спалось,
Только жизнь чередует жару и мороз,
Только жизнь состоит из полос...
И однажды затихнут друзей голоса,
Сгинут компасы и полюса,
И свинцово проляжет у ног полоса,
Испытаний твоих полоса...
Для того-то она и нужна, старина,
Для того-то она и дана,
Чтоб ты знал, какова тебе в жизни цена
С этих пор и на все времена.
Ты ее одолей. Не тайком, не тишком,
Не в объезд — напрямик и пешком,
И не просто пешком, то бишь вялым шажком,
А ползком да еще с вещмешком!..
И однажды сквозь тучи блеснут небеса
И в лицо тебе брызнет роса —
Это значит, что пройдена та полоса,
Ненавистная та полоса...
А теперь отдыхай и валяйся в траве,
В безмятежное небо смотри...
Только этих полос у судьбы в рукаве
Не одна, и не две, и не три...
Стихи его, ироничные, весёлые, резкие, пронзительные, но всегда такие искренние, тревожат сердце и ум. Его стихи полны философских раздумий о смысле бытия, о предназначении человека в этом мире.
Стихи его — это диалог, душевный разговор поэта и читателя. Диалог о насущном, наболевшем: о памяти, любви и дружбе, чести и человеческом достоинстве...
Источники:
1 Казьмина Н. Леонид Филатов: Творческий портрет. М., 1991;
- Замёрзшие маяки - фантастическое зрелище
- Цветы нам дарят вдохновенье
- «Прогулки по времени»: Парк ОДОРА в Чите
- Памяти Учителя
- А вы знали окончание знаменитых пословиц?
- Редкие имена
- Игорь Северянин: биография и творчество
- "Увертюра" Игоря Северянина
- Леонид Филатов. Поэт
- Легенда советской эстрады. Эдуард Хиль