С нами 17218 учителей, 7318 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Просмотров: 1226, дата: 21.07.2015, автор: Ирина Щербакова




По преданию, основателем Ипатьевского монастыря в Костроме был татарский мурза (вельможа) Чет, первоначальник рода Годуновых. В 1330 году на пути в Москву – для поступления на службу к московскому князю Ивану Калите – Чет остановился на месте, где река Кострома впадает в Волгу; здесь в ночном видении ему явились Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. После этого Чет принял крещение с именем Захария и основал на месте видения иноческую обитель во имя священномученика Ипатия.

Современные ученые полагают, что Ипатьевский монастырь был основан раньше – в середине или конце XIII века – новгородцами, особенно почитавшими священномученика Ипатия (как покровителя посадников Великого Новгорода) и апостола Филиппа; известно, что именно новгородцы использовали в древности реку Кострому для выхода к Волге. Однако участие Захарии-Чета в судьбе Ипатьевской обители несомненно: оно подтверждается вниманием, которое оказывал этому монастырю род Годуновых.



Первой монастырской церковью стал деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; не позднее 1558 года здесь был возведен каменный Троицкий собор с приделом во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Около 1564 года завершилось возведение второго каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Ипатьевской обители были погребены многие представители семьи Годуновых, покровительствовавших монастырю. С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость. В 1609 году в обители несколько месяцев укрывались воинские отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), разбитые ополчением северных городов.

14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда – к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе - прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери.

 
Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание; с того времени Кострома получила именование «колыбели дома Романовых», а Феодоровский образ Царицы Небесной стал семейной святыней российских самодержцев. В память об этом Церковь установила особое празднование Феодоровской иконе, совершаемое 14/27 марта.
В 1642-1645 годах по повелению царя Михаила Феодоровича с западной стороны к обители пристроили прямоугольник стен так называемого «нового города» с тремя башнями. В 1649 году Троицкий собор монастыря был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете. Новый Троицкий собор возвели к 1652 году, а в последней четверти XVII века с юго-запада к нему пристроили придел во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила. Собор был расписан костромскими изографами под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. Под его сводами пребывала местночтимая чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери – вероятно, принесенная в монастырь царем Михаилом Феодоровичем в 1619 году при посещении им Костромы. До XVIII столетия в библиотеке обители хранилась уникальная летопись, названная впоследствии Ипатьевской – один из древнейших списков «Повести временных лет».

С 1744 года, когда была образована Костромская епархия, Ипатьевский монастырь стал резиденцией костромских архиереев, а его Троицкий собор – кафедральным храмом. В 1764 году здесь завершилось строительство нового собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1768 году в подклете Троицкого собора был устроен храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. В 1747-1754 годах в Ипатьевском монастыре размещалась Костромская духовная семинария.

После посещения Ипатьевской обители в 1834 году императором Николаем I началась новая эпоха монастырской истории. В 1835 году обитель получила статус первоклассного кафедрального монастыря (архиерейская же кафедра была перенесена в Успенский собор Костромы). Началась обширная перестройка зданий обители для возвращения ей, по словам царского распоряжения, «древнего вида»; руководителем работ стал архитектор К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве). В архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии; фактически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор; перестроили корпуса обители, в том числе и келарский, где, по преданию, в 1613 году жил будущий царь Михаил Феодорович (теперь это здание именуется «палатами бояр Романовых»; в 1913-1918 годах здесь размещался епархиальный музей - древнехранилище).

В 1919 году Ипатьевский монастырь претерпел закрытие, его насельников изгнали из стен обители (хотя богослужения в монастырских соборах, получивших приходской статус, продолжались до 1922 года). Богородице-Рождественский собор, в 1927 году превращенный в антирелигиозный музей, в тридцатых годах ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году бывший монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником.

18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.

Святыни монастыря:

- чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери;

- частица Ризы Господней;

- частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.

Праздники:

День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.
kostroma.ru/god/monastyri/Ipatii/


19 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию на площади Ипатьевского монастыря в Костроме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к многочисленным верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех вас, мои дорогие владыки, братья и сестры, отцы и матушки игумении, поздравляю с замечательным праздником — с освящением храма Рождества Пресвятой Богородицы в историческом Ипатьевском монастыре в Костроме.

Сегодня мы слышали замечательный Евангельский отрывок (Мф. 9:27-35), повествующий о том, как Господь исцелил двух слепых. Они шли за Ним и кричали, пытаясь привлечь Его внимание, в надежде на то, что Он сможет им помочь. Господь спрашивает их: «А вы верите, что Я могу исцелить вас?» В ответ они клянутся Ему: «Ей, Господи», и Христос исцеляет этих несчастных по вере их.

Вот и мы с вами собраны здесь сегодня по вере. Нет никакой иной силы, кроме веры, которая бы нас объединяла на этом месте. Не было никакой иной силы в нашем народе, которая подвигла бы его создать этот дивный монастырь. Так и по всему лицу нашей земли: храмы, монастыри — это замечательные памятники нашего духа и нашей православной, христианской национальной веры. Национальной не в этническом, а в самом широком смысле слова, в том смысле, что православная вера стала духовным стержнем нашего народа.

У преподобного Ефрема Сирина есть замечательные слова: «Вера рождает мудрые мысли». А почему так? А потому что вера есть непременное условие нашей связи с Богом. Мы можем сколько угодно исполнять обряды, внешне проявляя свой религиозный выбор, но если нет веры, то не замыкается цепь между нами и Богом. Ток по этой цепи не идет. Мы можем сколько угодно просить у Бога, но если мы не верим в Него, не верим, что Он нам ответит, то наши молитвы тщетны.

А почему рождаются мудрые мысли? А потому что, когда человек поставляет себя пред лицом Божиим, он принимает на себя определенные обязательства, он входит в некую систему жизненных ценностей. Живя в этой системе евангельских ценностей, такой человек, даже не слишком образованный, становится мудрецом, потому что нет ничего выше Божественной мудрости. А от мудрых мыслей проистекает и соответствующий образ жизни.

Что такое мысли? Это мировоззрение, это взгляд человека на окружающий мир и на других людей, это отношение к Богу, это та самая мудрость, которую, по слову преподобного Ефрема Сирина, порождает вера. А если складывается мудрый образ мыслей, то к чему он должен привести человека? К определенному образу жизни. Мы наблюдаем замечательную связь — вера, мудрые мысли и правильный образ жизни.

Если посмотреть на историю нашего народа, то легко убедиться, что всякий раз, когда мы старались строить свою жизнь в соответствии с верой, с мудрыми мыслями, мы добивались успеха. И свидетельством тому дивный Ипатьевский монастырь, который всякое пережил в своей истории: и расцвет, и предательство со стороны священнослужителей, которые пошли на поклон к Лжедмитрию. Какое это было уничижение! Какой удар по вере! Те, кто был призван вести народ, стали предателями, отступниками. Что же произошло потом? А на следующий год благочестивые костромичи изгнали предательское духовенство из этих стен, и Ипатьевский монастырь стал опорой веры и национальной жизни. И совершенно неслучайно, что именно в этом месте был призван на царство Михаил Федорович Романов. Все это промыслительно — не только потому, что род Годуновых построил и украсил этот монастырь, но и потому, что в истории обители отразилась, как солнце в капле воды, история нашей страны и нашего народа.

Вера, мудрые мысли, правильный образ жизни... Есть ли условия, без которых этот ряд распадается? Есть. Как учит святой Иоанн Златоуст, нет пользы от правой веры, если человек развращен. Не удержать веру в сознании и сердце, если сердце отдается греху, если человек живет так, будто Бога и нет. У него появляются другие ценности и жизненные цели, и он устремляется к ним, забывая о Боге, а то и впадая в грех, в разврат в прямом и в переносном смысле. А разврат — это разрушение человеческой личности, связанное как с плотскими, так и со многими другими грехами. Разве воровство, коррупция и иные безобразия не являются развратом, разрушением человеческой личности?

И, наверное, не случайно был закрыт, а затем и поруган этот монастырь — наша национальная святыня. Наш народ оступился, послушав тех, кто уводил его с правильно выбранного исторического пути, кто столкнул одну часть народа с другой. Душа народа стала развращаться, и могло ли в этих условиях оставаться место для веры, для образа мыслей, связанных с верой! Закрывай храмы, глумись над святынями, всё разрушай, чтобы построить «счастливую» жизнь! И мы помним, как и в этом монастыре чего только не было, какие только учреждения здесь не существовали! И ведь все это происходило при жизни того поколения, представители которого приходили в эти стены на паломничество, чтобы поклониться святыням...

Развращение жизни имеет огромную инерционную силу, оно передается от родителей к детям. И в каком-то смысле чудом стало возрождение веры в нашей стране. Чудом является и то, что мы совершаем сегодня в этом монастыре Божественную литургию, и то, что мы освятили храм Рождества Пресвятой Богородицы, взорванный, уничтоженный, но верой вашей и трудами вашими восстановленный. В сегодняшнем событии нам открывается видение исторических путей нашего народа и нашей страны.

Верю, что невозможно будет совратить еще раз наш народ, хотя и можно увидеть знаки грозящей нам в некоторой исторической перспективе опасности — в том числе среди тех людей, часто молодых, которые увлекаются на зов своей плоти, разрушают целостность своей жизни, отвращаются от Церкви и от Бога. И мы должны сделать все для того, чтобы не повторилась историческая трагедия нашего народа, чтобы вера, а вместе с ней мудрые мысли и правильный образ жизни восстановились в полной мере. С тем, чтобы еще долгие-долгие годы, сколько Богу будет угодно, Русь оставалась православной, верующей, преданной Господу, установившей и развивающей свою связь с небом, ту связь, посредством которой мы получаем обратный сигнал. Ибо когда мы обращаемся к Богу с верой, в чистоте сердца, когда мы обращаемся к Господу с покаянием в своих грехах, когда мы обещаем Ему стать лучше, Он отвечает на наши молитвы. И мы знаем, что Он отвечает, а если бы не отвечал, то мы бы не собирались в храмы Божии.

Сегодня великий день — с точки зрения исторической и с точки зрения духовной. Многие события слились в некий символ, который свидетельствует о неисповедимых Божиих путях, о силе человеческой веры и об опасности всякого развращения. Примем же все то, чему мы сегодня научены, — через событие освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы, через дивный евангельский текст, через слова святых отцов примем все это в свое сердце и в свой ум. И будем молиться, чтобы никогда более на земле нашей не попирались святыни, чтобы никогда больше народ не становился народом-богоотступником, но чтобы через самые что ни на есть страшные тернии мы могли двигаться вперед, сохраняя веру, ясные и мудрые мысли, этой верой рождаемые, и тот образ жизни, который дает нам счастье, умиротворение и открывает перед нам врата вечности.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с этим замечательным историческим событием — освящением храма Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре города Костромы. Аминь.

После окончания литургии Патриарх Кирилл посетил воссозданный собор Рождества Пресвятой Богородицы, осмотрев помещение, в котором разместится библиотека Костромской духовной семинарии.

Глава РПЦ отметил, что библиотека является сердцем любого учебного заведения и подчеркнул, что расположение этого «сердца» под воссозданным храмом имеет особый духовный смысл.

От имени президента России Владимира Путина Патриарх Кирилл подарил библиотеке Ипатьевского монастыря антикварные издания по истории Дома Романовых. Также он передал библиотеке свои труды и ряд книг духовного содержания.
Официальный портал Московской Патриархии -
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Занимайтесь все своим духовным воспитанием со вниманием и усердием; занимайтесь богомыслием, молитвою, самоиспытанием, самоосуждением, всесторонним исправлением себя; упражняйтесь в добродетелях кротости, смирения, послушания, терпения, милосердия, целомудрия, простоты и отсекайте все греховные помыслы, вожделения, привычки, страсти (святой Иоанн Кронштадтский).
Ирина Щербакова, дата: 21.07.2015 в 22:40  
#2 На земском соборе в феврале 1613 года Михаила Романова избрали царем, и в монастырь явилось посольство из духовенства и бояр. Здесь, в Троицком соборе, был совершен чин избрания Михаила Федоровича на царство. Это событие обеспечило монастырю могущественное покровительство царской фамилии Романовых.
Ирина Щербакова, дата: 30.01.2016 в 22:06  
#3 Ирина Федоровна, спасибо вам за очень интересную экскурсию в историю монастыря, за знакомство с версией "колыбели дома Романовых".
Ирина Алексеева, дата: 22.01.2020 в 10:55  
#4 Замечательная история монастыря, мне посчастливилось побывать на экскурсии три года назад, впечатления незабываемые. Спасибо Ирина Фёдоровна!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 22.01.2020 в 17:04  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ