Вот уже несколько лет в стране вводится новая система оплаты труда НСОТ — к такой аббревиатуре в школах уже привыкли. Зарплата делится на две части — базовую и стимулирующую. С какими проблемами при распределении денег сталкиваются школьные руководители? Стало ли финансирование по-новому стимулом для педагогов повышать свою квалификацию? Эти и многие другие вопросы задавали участники конференции нашим экспертам.
Мы публикуем ответы на вопросы.
|
Виктор Болотов. |
|
Виктор Александрович Болотов, вице-президент Российской академии образования:
- Какая, на ваш взгляд, была необходимость в переходе на новую систему оплаты труда педагогов?
Зоя
- Отказ от старой практики, когда на зарплату влияли в основном стаж и образовательный ценз, совершенно оправдан. Весь вопрос в эффективности новых моделей. Введение стимулирующих надбавок конкретному учителю также шаг в правильном направлении, но за что они даются? Ведь академические достижения учеников связаны не только с конкретным педагогом, но и с усилиями многих педагогов, родителей, да и нельзя забывать про их личные установки самих учеников. А надбавка учителю, который удержал своего ученика от антисоциальных поступков? От употребления наркотиков?
- Известно, что в конце 90-х — начале 2000 годов в России средний возраст учителя приближался к 50 годам. Удастся ли, по-вашему, НСОТ привлечь в школу молодых педагогов?
Аркадий Иванович
- Сейчас со средним возрастом еще хуже. Насчет привлечения в школу молодых - не уверен, а вот на удержание в школе молодых (ведь многие уходят в первые 2-3 года) НСОТ может повлиять.
- Какие меры нужны для того, чтобы учителю в школе было интересно работать, чтобы он шел на работу с удовольствием?
Захар
- Первое - освободить от дурацкой отчетности, оставив внешний контроль за "прибавлением" в развитии его учеников. Второе - послать на реальные, а не формальные курсы повышения квалификации по его запросу. Третье - обеспечить пространство для профессиональной коммуникации с коллегами.
Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы:
- Новая система оплаты труда предполагает более эффективное ведение школьного хозяйства. Какие есть примеры такой эффективной работы? Можно ли сказать, что НСОТ позволила директорам с большей свободой распоряжаться школьными деньгами?
- Сама по себе новая система оплаты труда не влияет на эффективность ведения школьного хозяйства. На этом, скорее, отражаются новые механизмы финансирования. Прежде всего, норматив на ученика, муниципальное задание, а также введение типов бюджетных и автономных учреждений в рамках ФЗ-83. Здесь есть отдельные примеры роста эффективности работы, в том числе связанные с расширением экономической самостоятельности директоров. Однако потенциал этих изменений, который выглядит таким убедительным при чтении документов и рекомендаций, в массовой практике реализуется пока весьма ограничено.
- Учителя говорят, что для получения зарплат, которые бы сравнялись со средней зарплатой по экономике региона, им приходится работать на 1,5, а то и на две ставки. Но ведь в этом случае они не в состоянии уделить достаточного внимания ученикам.
Бабушка 3-классника
- Да, к сожалению в части российских регионов при выполнении Указа Президента пошли именно таким путем. Чаще всего это произошло в регионах, где не хватает ресурсов для полноценного решения задачи доведения до средней заработной платы, а не отчитаться нельзя.
Конечно, это ограничивает возможности учителя, как для полноценной работы с учащимися, так и для собственного профессионального и даже культурного развития. Поэтому, хотя объективно заработная плата растет, укрепляется социальный статус учителей, но возникают существенные риски для реализации одного из главных замыслов повышения заработной платы – стимулирование качества. Кроме того молодежь, которую стремятся привлечь выросшими окладами, подобный объем нагрузки может оттолкнуть.
- На ваш взгляд, насколько эффективна нынешняя модель управления школой?
Завуч
- Новая модель управления школой в практическом плане еще не работает. Принципы экономической и академической автономии или государственно-общественного управления существуют скорее на бумаге, чем в реальной работе школ. Слабо освоены современные технологии лидерства и распределенного руководства. Школа крепко встроена в архаичную административную систему управления на муниципальном уровне с нерациональной и непрерывно растущей в объемах отчетностью, по-прежнему во многом непрозрачными механизмами распределения средств.
Кроме того ахиллесова пята новой модели - периферийная роль директора как «педагогического лидера», сфокусированного на процессе преподавания-учения, решающего задачи поддержки профессионального сотрудничества и развития педагогов школы. Исключения конечно есть, их число растет, в особенности за счет появления молодежи на позициях директоров, но критической массы не набрано.
|
Игорь Суколенов. |
|
Игорь Владимирович Суколенов, исполняющий обязанности ректора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования:
- Одной из главных проблем при введении новой системы оплаты труда была финансовая неграмотность руководителей школ. Тогда в Академии готовили тьюторов для регионов и они должны были помогать директорам в освоении новой экономической политки. Сейчас еще существуют в Академии курс экономической грамотности для директоров школ? Какие курсы наиболее востребованы школьными администраторами?
Адиля
- В настоящее время говорить о прямой зависимости качества работы педагога от новой системы оплаты труда пока рано. Однако очевидным является то, что повышение оплаты труда учителей является стимулом для молодежи, выбирающей педагогическую деятельность, поскольку достойная зарплата обеспечивает достойный уровень жизни, повышает престиж профессии. Обновление педагогических коллективов за счет молодых кадров, безусловно, оказывает влияние на эффективность школьного образования.
Между тем пока мы не располагаем данными о том, насколько быстро, последовательно и повсеместно происходит процесс омоложения педагогических кадров. Эта проблема требует серьезного научного исследования. На основании же практики повышения квалификации, мы видим, что на сегодняшний день средний возраст педагогических работников по-прежнему колеблется в границах 45-55 лет.
С одной стороны, приход в школу молодых учителей, привносит в деятельность «стажистов» элементы здоровой конкуренции, способствует повышению их педагогической компетентности. С другой стороны, качество профессиональной подготовки молодых педагогов далеко не всегда соответствует современным запросам и требованиям со стороны общества и самой системы образования.
Таким образом, качество работы учителей зависит от многих факторов и можно предположить, что в современной российской школе количество не всегда переходит в качество: уровень зарплаты, действительно, является стимулом обновления и повышения квалификации педагогических кадров, но не гарантирует эффективность их работы.
Возможно, решению обозначенной проблемы будет способствовать подготовленный к принятию «Профессиональный стандарт педагога», который содержит качественно новые требования к уровню содержания и формам педагогической деятельности, к личным качествам педагога, что предполагает и качественные изменения в системе подготовки и повышения квалификации учителей.
- В новом Законе «Об образовании» записано, что учителя должны повышать свою квалификацию каждые три года. И прохождение курсов должно сказываться на их зарплате. Можно ли сказать, что теперь курсы повышения квалификации в Академии стали пользоваться большим спросом?
Наталья Нестерова
- Образовательная деятельность – это основной вид деятельности Академии. Её миссия состоит в создании условий для:
- непрерывного профессионального совершенствования работников образования;
- приобретения ими новых компетенций, необходимых для реализации основных направлений Федеральной целевой программы развития образования и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- обеспечения научно-педагогической поддержки для профессионального, карьерного и личностного роста различных категорий педагогических работников.
Ежегодно в стенах Академии обучаются более 16 тысяч слушателей различных категорий:
- руководители и специалисты органов управления образованием регионального и муниципального уровней;
- профессорско-преподавательский составом учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
- руководители и заместители руководителей и педагогические работники образовательных учреждений всех типов и видов;
- руководители и специалисты региональных муниципальных методических служб.
Академия реализует более 200 дополнительных профессиональных программ, как в рамках государственного задания, так и на внебюджетной основе.
В 2013 году значительно возросла их востребованность. Так, например, на конец октября текущего года обучено 11823 человека, только по программам повышения квалификации за счет средств федерального бюджета. Для сравнения: на конец октября 2012 года этот показатель составлял чуть более 8000 человек.
Особой популярностью в 2013 году пользуются дополнительные профессиональные программы, реализуемые в рамках таких приоритетных направлений повышения квалификации как:
- Современные образовательные технологии. Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения.
- Новые формы управления образовательным процессом. Проектный подход к управлению качеством образования
- Совершенствование образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. Создание междисциплинарных образовательных программ с учетом требований работодателей.
Этот перечень состоит из 80-ти программ, по 50-ти из них план набора фактически выполнен, однако заявки на обучение по данным программам продолжают поступать.
- Можно ли сказать, что с введением НСОТ начал качественно меняться состав учителей?
Гость
- В настоящее время наша Академия совместно с Финансовым университетом, Федеральным институтом развития образования, Российской академией государственной службы разрабатываются программы повышения квалификации, ориентированные на изучение руководящими кадрами экономики образования. Это крайне необходимо, поскольку на современном этапе развития системы образования значительно повышены квалификационные требования к должностям руководителей и специалистов образовательных организаций (а так же органов управления системы образования). Сегодня уже недостаточно иметь высшее педагогическое образование и опыт работы на педагогических должностях.
В современных условиях руководитель или кандидат на должность руководителя должен:
- знать теоретические и прикладные аспекты экономики и финансов системы образования,
- знать основные положения экономического механизма образовательной системы, особенности формирования рыночных отношений в образовательной сфере и их влияние на деятельность образовательных учреждений,
- использовать на практике методы и приемы управления экономическими и финансовыми процессами в системе образования,
- обладать ключевыми компетенциями в области управления ресурсами образовательной организации на основе новых схем и моделей финансирования образования, принципов системы оплаты труда,
- уметь производить оценку эффективности внедрения новых форм и методов финансово-экономических механизмов, прогнозировать потенциальные риски и формирования предложений по их минимизации,
- понимать сущность и содержание экономических отношений в сфере образования, принципов и технологий финансирования, эффективного осуществления финансово-хозяйственной деятельности в образовательных учреждениях;
- понимать место экономики образования в социально-экономической системе и связь экономики образования с экономическими отношениями, складывающимися в обществе,
- знать особенности экономического функционирования автономных и бюджетных образовательных организаций: условия, преимущества и риски перехода ОО из бюджетного учреждения в автономное,
- обеспечить повышение качества образования путем принятия взаимосвязанных управленческих (организационных) и экономических решений,
- понимать меру ответственности за принятие (или непринятие) решений, за все составляющие качества образования.
|
Майя Пильдес. |
|
Майя Борисовна Пильдес, директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга, народный учитель России:
- Скажите, из каких критериев вы, как директор, исходите, распределяя стимулирующую часть зарплаты педагога?
Анна.
- Для меня главные критерии - качество знаний учащихся, участие и победы в конкурсах педагогического мастерства, наставничество, разработка учебно-методических пособий, совершенствование учебного кабинета, активная внеклассная работа с учащимися по предмету, высокий уровень классного руководства.
- Можно ли сказать, что после введения НСОТ появилась возможность на самом деле выделять и поддерживать педагогов-новаторов, сильных учителей (известно, что в Санкт-Петербурге система НСОТ несколько отличается от системы, которую ввели в большинстве регионов).
Мария Павловна.
- Реальная возможность поддерживать талантливых учителей имеется и в Петербурге, несмотря на особую систему оплаты труда. Конкретно в нашей гимназии мы активно поддерживаем лучших. Финансовые средства у нас есть, но, конечно, не такие, как в Москве.
- Какие способы стимулирования учителя, поддержки вы считаете правильными?
Молодой учитель.
- Правильными я считаю любые средства поддержки учителя - и материальные, и моральные (отраслевые и правительственные награды должны доставаться лучшим учителям "при их жизни").
В гимназии № 56 есть и свои внутренние стимулирующие факторы: премия "Достояние года", премия "Звездный час", награда "Зеркальный бобер". Разработаны особые церемонии вручения этих премий. Для коллектива учителей они имеют весомое значение.
Кроме того, ежегодно проводятся фестивали открытых уроков, работает клуб молодых учителей. Людей надо видеть надо давать им возможность демонстрировать себя. Аплодисменты надо организовывать. Мы их и организуем. "Педагогика успеха" имеет отношение не только к учащимся, но и к учителям.