С нами 17167 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Симеиз. Море и горы в картинах известных художников прошлых веков
Просмотров: 5763, дата: 27.02.2016, автор: Валентина Титова
Айвазовский Иван Константинович

Море. Симеиз (1864). Холст, масло, 128х179

Лучшая из лучших песен о море. Высочайший уровень мастерства. Придерживаясь до конца жизни традиций академической живописи, Айвазовский к 60-тым годам самостоятельно разработал, а затем отточил и отшлифовал до совершенства излюбленные живописные приемы, что стало возможным не только благодаря его исключительному таланту живописца, но и огромному трудолюбию. Он писал с радостной увлеченностью, легко, вдохновенно и достиг настоящей артистичности в изображении чарующего света луны, озарившего мчащиеся тучи, корабль, переживший бурю. Лунный свет подчеркнул форму и направление движения стремящихся к берегу волн, написанных неподражаемо, широко и свободно. Слабый огонь костра, призывно светящийся в темных, мрачных горах, вселяет надежду. 


Одно из лучших произведений этого времени – картина «Море. Симеиз».


Ночь. Недавно прошла гроза. В просвет туч выглянула луна и озарила море и скалистый берег. Волны в стремительном беге разбиваются о камни. Алмазной россыпью легли лунные блики на кружево пены. Два путника присели на берегу и как зачарованные следят за движением волн, огоньком дальнего костра, мерцающим среди скал, и шхуной, укрывшейся в бухте от непогоды.
Это произведение настолько совершенно по мастерству исполнения, что нельзя не упомянуть о процессе его создания и о приемах, использованных при его написании.


Тончайшим красочным слоем, едва прикрывающим белый грунт холста, мастерски положены глубокая лазурь ночного неба и мчащиеся по нему рассеянные послегрозовые тучи. Они выполнены широко и свободно, в чуть измененном красочном тоне. Луна осветила края ближайших к ней облаков. Чтобы придать свойственный ей блеск и яркость, Айвазовский написал ее плотным слоем.

Иначе написаны скалистые горы, на которые почти не падает лунный свет. Они изображены темными обобщенными массами, более густым тоном, чем небо. Море в той части, куда не проникает лунный свет, также написано очень широко, лишь легкие узоры кисти, намечающие формы волн, разнообразят фактуру картины. 

Зато у берега, где разбиваются волны прибоя, Айвазовский во всем блеске и гибкости проявляет свое мастерство живописца. Для того чтобы передать все разнообразие текучей массы, то спадающей с камней, то широким крылом ложащейся по прибрежному галечнику, художник использовал всевозможные живописные приемы.

Работа над картиной завершилась изображением лунного блеска на искрящейся поверхности воды: бликами света на волнах он окончательно определил их форму и движение и сообщил всему произведению то неповторимое сияние и трепет, которые придали ей особое очарование.
 
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый, 
Повеял на меня— и этот сонный Крым, 
И этот кипарис, и этот дом, прижатый 
К поверхности горы, слились навеки с ним. 
Здесь море — дирижер, а резонатор — дали, 
Концерт высоких воли здесь ясен наперед. 
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали, 
И эхо средь камней танцует и поет.

Н. Заболоцкий


Айвазовский И.К.Крым, Симеиз. Берег моря. 1860 .
 
 
Айвазовский очень любил Южный берег Крыма он говорил, что там «роскошная природа, величественное море и живописные горы представляют художнику столько высокой поэзии...»
 
 
Левитан Исаак Ильич

Левитан И.И.
Шапка монаха,1886г. Симеиз.

 
 Левитан – один из самых любимых и признанных русских пейзажистов. Секрет этой популярности, по словам одного из биографов художника, состоит в том, что в его картинах предстает «не равнодушная природа, чуждая нашему сердцу, а природа, согретая человеческим чувством, одухотворенная человеческой мыслью», и что он умеет «передавать другим испытанные им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их». С творчеством Левитана в русскую живопись вошло понятие пейзажа-настроения.

 Первой серьезной и плодотворной поездкой Левитана было его путешествие по Крыму в 1886 году. Поселившись в Ялте, художник работал во многих местах южного берега, посещая Массандру, Алупку, Симеиз, Кореиз, Бахчисарай и другие. 60 крымских этюдов, показанные на Периодической выставке Московского Общества любителей художеств, были раскуплены в первые же дни работы выставки любителями искусства, оценившими стремление Левитана уйти от банальных эффектных видов Крыма и глубоко по своему увидеть красоту древней Тавриды.
 

   Левитан И.И.   В крымских горах.1886г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. РеализмМаслоКартонЖивописьПейзаж




Фесслер Адольф Михайлович
 
Морской берег. Симеиз. 1884 75x109  Холст, масло.
Феодосийская картинная галерея им.И.К.Айвазовского


 
Картина Фесслера «Симеиз» 1884 года является в полном смысле реалистическим произведением. В ее колорите не осталось и следа былой слащавости цвета. Он построен на сочетании серо-зеленоватых тонов в небе и на море с теплыми охристыми тонами, какими написана земля. И само содержание картины свидетельствует о совершенствовании вкуса художника. Фесслер избрал момент, далекий от внешнего эффекта. Он написал наступающее после грозы прояснение. По серому облачному небу плывут последние клочья грозовых туч, море взволнованно, на берег набегают притихшие волны прошедшей бури. Только горы хмурятся под нависшим над ними небом и как бы усиливают впечатление прояснения и умиротворения природы, которое ощущается в мягком накате волны на галечный берег.

Эта картина Фесслера была отмечена бронзовой медалью на Одесской художественной выставке.

Полотна учеников Айвазовского, его современников и внуков, экспонируемые в галерее, составляют целую эпоху в развитии русской маринистической живописи. Преисполнены мягкой лирики картины А. Фесслера, одного из лучших учеников Айвазовского. Фесслер долгие годы работал в мастерской Ивана Костантиновича, часто и помногу копировал его произведения. Поэтому в работах живописца "Феодосия" (1866), "Ялта" (1868) и особенно "Симеиз. Морской берег" (1884) так ощутимы черты, роднящие его творчество с произведениями прославленного мариниста.

 Несколько сдержанны, но выполнены с несомненным мастерством и отличающиеся чертами самостоятельности произведения Л. Лагорио  "Морской пейзаж" (1870), "Алушта" (1889), «Вид на Крымский берег»(1887). Для них характерной является неяркая, даже несколько приглушенная цветовая гамма, построенная на умелом сочетании голубых, зеленоватых, серебристо-серых тонов. 

Лагорио Лев Феликсович (9 декабря 1826 — 17 ноября 1905) — один из самых известных русских художников-маринистов. Выпускник петербургской Академии художеств. Первый ученик Айвазовского.

 
Лагорио Лев Феликсович.  Вид на крымский берег. 1887 52,6×72,3  Холст, масло.
 
Лагорио Лев Феликсович. Крым. Скалы Монах и Дива. 1890 97,5x12  Холст, масло.
 
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Подобный мотив, свойственный многим русским художникам середины XIX века, несомненно, возник под влиянием знаменитой картины И.К. Айвазовского «Девятый вал», где
Лагорио изобразил самую известную достопримечательность Симеиза — скалы Монах, Диву и Кошку.
Лагорио Лев Феликсович. Симеиз. 1899. Масло
 
Лев Лагорио изобразил на картине побережье Симеиза, плотно окруженное причудливыми горами и скалами.

 
Симеиз. Гора " Кошка"
1895г., холст на картоне, масло, 15x20.


 
Искусство Васнецова глубоко национально и демократично. Оно питалось источниками, уходящими в самую глубину народной жизни. Русская природа, жизнь народа, его история - основные темы в живописи художника. Замечательный мастер эпического и исторического пейзажа, он также написал несколько научных работ по теории искусства, истории, археологии. Эти работы, интересные сами по себе, способствовали обогащению и углублению содержания его художественных произведений.

Аполлинарий Михайлович Васнецов. Галерея картин художника - Новый Симеиз. Сумерки, 1906
 
 
Кондратенко Гавриил Павлович (1854-1924) - русский живописец-пейзажист, иллюстратор
 
Кондратенко Гавриил Павлович. При лунном свете.Симеиз. 1895г.Холст.Масло. 72х141.Пензенская картинная галерея им.К.А.Савицкого 
 
Где серой тучею над уровнем долин
Надвинулся Ай-Петри исполин,
В тени платанов, роз и лавров,
Которые сплелись в чарующий венец,
Подобие Альгамбры древних мавров, -
Белеет сказочный дворец.

Над входной аркою арабской тонкой вязью
Начертаны слова - входящему привет.
Все дышит здесь таинственною связью
С волшебным вымыслом и былью дальних лет.


ОЛЬГА ЧЮМИНА
1898-1902


Кондратенко Гавриил Павлович. Вид на Ай-Петри. 1899г 46,6х34,4  Фанера, масло.



    Дубовский Николай Никонорович (1859-1918), живописец, пейзажист. С 1898 года - академик живописи
 

Морской пейзаж.1879 г.  93,5 х 133.     Холст, Масло 
 
    На картине изображены морские дали и часть каменистого берега с выдвигающейся в море высокой скалой. Написана в Крыму в окрестностях Симеиза. Работа выполнена в розовых, туманных тонах. Представляет собой эпически обобщенный образ южной природы. Автор проникновенных, мастерски исполненных картин русской природы выступает здесь как продолжатель традиций широкого панорамного пейзажа своего учителя академика М.К. Клодта. Дубовский Николай Никонорович (1859-1918), живописец, пейзажист. С 1898 года - академик живописи 

 
Не могу не предложить известную картину В.П.Цветковой «Белые скалы в Симеизе»… Об этой художнице у меня есть блог «Народная художница Украины В.П.Цветкова», можно более подробно ознакомиться.
 
Народная художница Украины В.П.Цветкова.«Белые скалы в Симеизе». 1970г. Холст. Масло.




Осипенко Николай Анатольевич «Симеиз».Холст.Масло. Конец XX века. Крымская художественная галерея.


 Стихия моря в работах художника – это продолжение лучших традиций русской школы художников-маринистов. Это не только превосходное изображение водной среды и освещения, это живое воплощение того восторга и эмоций, которые мы переживаем, находясь на берегу моря.
     Морской пейзаж - совершенно особый жанр живописи. Невозможно нарисовать подвижное море, не обладая способностью к воображению. По словам И. К. Айвазовского:
"Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры"... Тем удивительней представляется мастерство живописца, способного запечатлеть всю красоту стихии.
Осипенко Николай Анатольевич «Симеиз.».Холст.Масло. Конец XX, начало XI века. Крымская художественная галерея.

Осипенко Николай Анатольевич «Симеиз.».Холст.Масло. Конец XX века. Крымская художественная галерея.

 
Батурин Виктор Павлович (1863—1923)

Батурин В.П.Морской берег. Скалы у Семеиза.  Холст.масло

Картины Батурина экспонировались на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896, «Сектантское кладбище»), на Всемирной выставке в Сент-Луисе (1904), на выставке в Берлине. Несколько его работ до революции находились в Румянцевском музее и в Цветковской галерее.

Морской пейзаж  и причудливые горы - совершенно особый жанр живописи. Невозможно нарисовать подвижное море и нависшие над ним горы-исполины, не обладая способностью к воображению.


Перебирая старые фотографии и открытки моих родителей, обнаружила интересную открытку за 7 копеек. На открытке изображена картина  А.И.Фесслера.  Симеиз, Морской берег, 1884г.


 
Источники
http://gallery.crimea.ua/ru/preview2.php?p=332&n=332041                                             http://images.rambler.ru/search?query=Симеиз%20в%20картинах%20известных%20художников&utm_source=rambler-search&utm_medium=mixup&utm_campaign=images_up

Изображения в блоге взяты из fotki.yandex.ru, в условиях сайта разрешается использование материала и изображений пользователями. Материал взят на сайтах: http://gallery.crimea.ua/ru/preview2.php?p=332&n=332041       http://images.rambler.ru/search?query=Симеиз%20в%20картинах%20известных%20художников&utm_source=rambler-search&utm_medium=mixup&utm_campaign=images_up. В условиях сайтов  разрешается использование материала и изображений пользователями.
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Пейзажи моря, гор, неба- в картинах художников передают тонкую невидимую грань, отделяющую человека от природы. Природа в живописи отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Мир, в котором краски обостряют чувства единения с природой.
Валентина Титова, дата: 27.02.2016 в 13:55  
#2 В 1859 году Фесслер написал две (парные) картины, изображающие крымские прибрежные виды: одну — около Симеиза, другую — в районе Судака. Следует отметить, что обе картины Фесслера носили следы подражательности. Хотя в них нет прямых заимствований из произведений великого мариниста и все сделано с натуры, по тщательно проработанным карандашным рисункам, переведенным в мастерской на холст, но видно, что Фесслер, создавая картины, невольно подражал своему учителю. Конечно, творчество Айвазовского и в те годы было достаточно разнообразно и богато, и в нем можно было найти очень высокие образцы для подражания, а не обязательно голубые и розовые виды Южного берега Крыма, которые он иногда походя писал в 50-х годах. Но беда Фесслера была в том, что он не совсем еще понял, в чем подлинное величие искусства Айвазовского, отражавшего живое движение стихий. На картине Фесслера изображен характерный профиль горы Кошка, скал Дива и Монах и дальних гор Южного берега. Колорит картины построен на сочетании голубых, розовых и лиловых тонов. Картина выдержана в пригашенной красочной гамме. Гора в меру детализирована, в ней есть и рельеф, и структура обрывистых склонов — словом, в живописи этой картины видна рука достаточно опытного мастера.
Валентина Титова, дата: 27.02.2016 в 14:42  
#3 Уважаемые коллеги,интересно знать Ваше мнение о блоге: «Симеиз. Море и горы в картинах известных художников прошлых веков».Спасибо
Валентина Титова, дата: 27.02.2016 в 14:54  
#4 Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество
Гульнара Айтуганова, дата: 27.02.2016 в 15:38  
#5 «Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума», В.А.Сухомлинский
Гульнара Айтуганова, дата: 27.02.2016 в 15:42  
#6 Спасибо Вам за этот и другие замечательные материалы блогов, в которых созданы ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы, которые способствуют эмоциональному и эстетическому воспитанию.
Гульнара Айтуганова, дата: 27.02.2016 в 15:49  
#7 Спасибо большое, Гульнара Юрьевна за ёмкие дополнения и комментарии к блогу. Мне очень приятно, что Вы обратили внимание на мой материал и он Вас заинтересовал.
Валентина Титова, дата: 27.02.2016 в 18:29  
#8 Море, как человек. Море бывает тихим и спокойным, с тихим шелестом подкрадываясь к твоим ногам. Море бывает грозным, норовя тебя столкнуть и швырнуть, в только ему ведомую сторону. Море бывает веселым и озорным, принимая в свое лоно детей и взрослых. Когда море играет, взрослый становится ребенком. Вся важность, весь мусор в голове исчезает, и остается только человек и море.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 27.02.2016 в 18:34  
#9 В тихом шелесте волн столько музыки светлой! Столько мощи и силы, столько ярких надежд! Помашу кораблю я рукой загорелой Крик сирены веселой услышу в ответ. Синих волн переливы прогоняют усталость, Песня тихая где-то звучит вдалеке. Только море и день – ничего не осталось От недавней тоски на горячем песке. Смыло море печаль и заботы, и планы, Унесло их с собой в бесконечный простор… Золотистым песком заискрились барханы, С солнцем, с небом, со мною ведя разговор… Автор: Елена Веснова
Нина Васильевна Ефимова, дата: 27.02.2016 в 18:36  
#10 Что может сравниться с ласкающим морем? Медлительный плеск бирюзовой волны, Оранжевость солнца и шёпот прибоя, О грёзах любви романтичные сны… Как много во всём этом яркого чувства! Желание отдыха к морю манит. Забвение прошлого – это искусство. Оно нас влечёт к себе, словно магнит. Забудем проблемы. Оставим заботы. Себе запретим о дурном вспоминать. Оценим гармонию южной природы И будем целительный воздух вдыхать. Кто не был на море, тот просто не знает, Как жизнь удивительна и хороша, Как тело на влажном песке отдыхает И к радостным звёздам стремится душа.
Валентина Фролова, дата: 27.02.2016 в 20:28  
#11 Очень рада была совершить заочную экскурсию по картинной галерее, красота, вдохновение, умиротворенность - все есть в картинах, которые дарят жизнь! Спасибо Вам большое!
Валентина Фролова, дата: 27.02.2016 в 20:30  
#12 Никогда не надоест сюжет: Горы и море, тепло и ласка морской пены. Морской пейзаж умиротворяет и в то же время добавляет движения. Художникам каким-то невообразимым способом удалось написать не только прекрасные пейзажи, перспективу, но и передать в некоторых картинах сам прозрачный и пьянящий воздух Крыма!! Меня завораживают картины Левитана и Лагорио. Все, все понравилось очень!
Светлана Староверова, дата: 27.02.2016 в 21:40  
#13 Море... Оно чарует, завораживает и надолго остаётся в памяти. Я была на море всего лишь два раза, но до сих пор во снах вновь его вижу. Видимо, художников-маринистов оно тоже "не отпускало всю жизнь"... Как же повезло Вам видеть эту красоту в разное время года, в разное время суток, в разную погоду!
Марина Лаптева, дата: 27.02.2016 в 23:00  
#14 Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах.
Наталья Фокина, дата: 28.02.2016 в 2:36  
#15 Прекрасный блог, большое вам спасибо, эти картины переносят меня в ваш благословенный край.
Наталья Фокина, дата: 28.02.2016 в 2:41  
#16 Спасибо большое за блог: прекрасные пейзажи вашего края, описанные в картинах, вновь завораживают и восхищают.
Галина Борискина , дата: 28.02.2016 в 7:17  
#17 Валентина Николаевна, спасибо Вам за материал блога "Симеиз. Море и горы в картинах известных художников прошлых веков" Прекрасная подборка материала. Они вызывают восхитительные чувства упоения и восхищения)
Евгения Украинец, дата: 28.02.2016 в 8:02  
#18 Уважаемые коллеги,благодарю Вас за ёмкие дополнения и комментарии к блогу: «Симеиз. Море и горы в картинах известных художников прошлых веков».Мне очень приятно, что мой материал заинтересовал Вас.
Валентина Титова, дата: 28.02.2016 в 12:55  
#19 Н. Н. Дубовской — один из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме. Картины мастера пейзажа представлены вГосударственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (С.-Петербург), музеях изобразительных искусств Омска, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Казани, Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, во многих других музеях и галереях России и за рубежом. Академик живописи (1898), действительный член Императорской Санкт-Петербургской академии художеств (ИАХ) (1900), член Совета Академии художеств (1908), преподаватель (1909) и профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры (ВХУ) при Императорской Академии художеств
Валентина Титова, дата: 28.02.2016 в 13:01  
#20 С удовольствием побывала в виртуальном музее. "Девятый вал" видела воочию в Питере в 90-е годы, была со своими учениками на экскурсии. Красота морских пейзажей очень притягивает и восхищает, настроение моря, неба передают нам великие художники в своих картинах, а так же и природу Крымского побережья. Спасибо Вам, Валентина Николаевна! Очень нужный, прекрасный, интересный блог.
Татьяна Образцова, дата: 28.02.2016 в 19:17  
#21 Пустое море кажется холодным, Свободно пеной в камушках шумит. Передо мной клубочком путеводным Большое солнце катится в зенит. (В горах у Симеиза. Ирина Фургал) www.stihi.ru/2014/02/24/8721
Татьяна Образцова, дата: 28.02.2016 в 19:43  
#22 Спасибо, за замечательный блог! Симеиз притягивает своей уникальной природой.
Эльвие Алимова, дата: 28.02.2016 в 23:06  
#23 Спасибо за виртуальную экскурсию. Долго разглядывала картину Кондратенко Гавриила Павловича "Вид на Ай-Петри". Прекрасная подборка материала.
Елена Фотеева, дата: 29.02.2016 в 19:02  
#24 Как приятно, что материал блога не оставил равнодушными вас, уважаемые коллеги, что вы высоко оценили красоту моря и гор в картинах великих мастеров кисти. Природа Симеиза действительно сказочно привлекательна, талантливые люди всегда найдут свою изюминку и отразят её в картине, стихах, музыке...
Валентина Титова, дата: 01.03.2016 в 0:13  
#25 Валентина Николаевна! Блог "Симеиз. Море и горы в картинах известных художников прошлых веков" замечательный, интересный. Спасибо Вам!
Владимир Баранов, дата: 01.03.2016 в 7:10  
#26 Валентина Николаевна, очень интересный блог. Много ярких моментов. Порадовали. Спасибо.
Лилия Юхман, дата: 01.03.2016 в 20:53  
#27 Гавриил Павлович Кондратенко (1854—1924) — русский и советский художник. Был председателем и почётным членом Санкт-Петербургского общества художников академического направления.Жил в Петербурге. В 1880—1914 годах совершал поездки по городам России,Кавказа, Крыма (Симеиз). Посетил Италию и Грецию (1890—1900, 1914). В 1880-х годах исполнил серию из двадцати пейзажей и картин, связанных с лермонтовскими местами в Москве и на Северном Кавказе. В 1914—1915 годах иллюстрировал собрание сочинений М. Ю. Лермонтова.
Валентина Титова, дата: 07.03.2016 в 17:05  
#28 Кондратенко участвовал в выставках в залах ИАХ (1883—1918, с перерывами), Общества поощрения художеств (1883—1886, с перерывами), Московского общества любителей художеств (1887—1890), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896), Всемирной выставке в Париже (1900), выставке картин петроградских художников всех направлений (1923). Был членом и экспонентом Санкт-Петербургского общества художников (1891—1918), старшиной Комитета по устройству выставок (1893—1897), председателем правления Общества (1897—1917); также — членом и экспонентом общества художников им. А. И. Куинджи (1917—1918, член с 1910). Умер в 1924 году.
Валентина Титова, дата: 07.03.2016 в 17:06  
#29 Работы художника Кондратенко имеются в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, а также в экспозициях музеев и художественных галерей страны: Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва, Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Нижегородский художественный музей и другие.
Валентина Титова, дата: 07.03.2016 в 17:08  
#30 Перебирая старые фотографии и открытки моих родителей, обнаружила интересную открытку за 7 копеек. На открытке изображена картина А.И.Фесслера. Симеиз, Морской берег, 1884г. Смотрите в блоге "Симеиз. Море и горы в картинах известных художников прошлых веков"
Валентина Титова, дата: 25.07.2016 в 15:39  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ