С нами 17227 учителей, 7320 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Последний из пленэристов России
Просмотров: 1396, дата: 25.03.2016, автор: Нина Васильевна Ефимова
Как всё Грабарь передаёт! –
В плен сразу зрителей берёт.
А снежные поляны, 
Как девушки, румяны!
 
      «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», - писал  художник И. Грабарь. Изводя «пропасть бумаги», он рисовал все, что придет в голову, любил копировать портреты генералов из журнала «Нива» времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов. 
 
 Игорь Эмануилович Грабарь (1871 - 1960)
 
        Почетное звание Заслуженного деятеля искусств было установлено в нашей стране в 1928 году, и первым из художников его получил Игорь Эммануилович Грабарь. Действительно, заслуги его перед русским и советским искусством очень значительны. Замечательный художник и выдающийся реставратор, неутомимый исследователь и активный организатор Общества по охране памятников старины, музейный деятель - таков далеко не полный перечень той деятельности, в которой проявился талант И. Грабаря. Сам он говорил: "Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда".
 
 
         И. Грабарь служил искусству как живописец и художник, как историк искусства и как его критик. Путь его как живописца очень длинен, и немного найдется художников, которые могут показать свои работы, написанные на протяжении более чем шестидесяти лет.   И.Э. Грабарь на своей юбилейной выставке в 1951 году продемонстрировал и произведения конца прошлого века, и те, на которые были положены последние мазки перед самым вернисажем.

 
 Портрет В.М.Грабарь, жены художника. 
 
И.Грабарь. Портрет отца художника.1903г

Портрет О.И.Грабарь, дочери художника.1934г.
 
           Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках. Для И. Грабаря-художника характерны в основном два живописных жанра - пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.
 

         Свои силы в области пейзажа И. Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х годов, когда им был написана "Крыша со снегом". Это полотно предвестило собой одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря - тему русской зимы и русских снегов. 
 
И.Грабарь. Крыши со снегом.

         Эта тема особенно сильно захватила художника в первое десятилетие нашего века, да и впоследствии не раз напоминала о себе. По словам самого И. Грабаря, он всегда стремился к "объективной правде в живописи"; ставил перед собой как учебную задачу "передать натуру до полной иллюзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью".
 
 И.Грабарь. Крыши со снегом.
 
        Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903- 1908 годы. Особенно успешным для художника оказался 1904 год, когда им были написаны такие картины, как "Грачиные гнезда", "Мартовский снег" и "Февральская лазурь". Именно эти пейзажи прежде всего и останавливали внимание зрителей на выставке "Союза русских художников" в 1904 году. Полотна И. Грабаря критика называла "едва ли не лучшими на выставке", ибо редко у кого встречается такая, "как у него, передача натуры". А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь.
Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

С. Маршак
 
 Мартовский снег.1921г.
 
         Свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь писал зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого пол отца. "Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты".

 
 
Февральская лазурь.1904г.

 
       И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез - "плакучую" ее разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" береза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества.
 
 И. Грабарь. Березовая аллея.
         Художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью". Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал "Февральскую лазурь" "с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления".
Синеет сквозь деревья даль,
И, кажется, звенит хрусталь,
И восхищают краски
Чудесной зимней сказки!
  

 
       
        В "Февральской лазури" И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.
 
 
 И.Грабарь. Иней.1919г.
 
На полотне увидим мы
Мотивы матушки-зимы,
Прилежной кружевницы.
Как будто сон нам снится!
Довольно необычный цвет
В картине преподнёс рассвет –
Невероятен даже
Снег в сказочном пейзаже!
Как всё Грабарь передаёт! –
В плен сразу зрителей берёт.
А снежные поляны, 
Как девушки, румяны!
Красиво! Глаз не оторвать!
Художник смог нарисовать
Всё трепетно и звонко,
Как будто смех ребёнка!
Тепло и нежность, и уют
Лучи картине придают
И льются перед нами
Волшебными цветами.
Синеет сквозь деревья даль,
И, кажется, звенит хрусталь,
И восхищают краски
Чудесной зимней сказки!

И. Есаулков
 
        И. Грабаря называли (и сам он не отрицал этого) последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. В этом отношении И. Грабарь продолжил и развил начала, проявившиеся еще в творчестве И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и других выдающихся русских пейзажистов.
 
 И.Грабарь. Иней. Восход солнца.1941г.
          Уже не раз повторялось, что И. Грабарь вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы (хотя он писал и весну, и осень). Но зимы И. Грабаря, его березы, снег мыслимы только здесь, только в России. Художник всегда считал эту картину самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества. 
Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День — коньки, снежки, салазки,
Вечер — бабушкины сказки, —
Вот она — зима!..

А Фет
 
Зимний пейзаж.1954г.
 
         Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен
 
 И. Грабарь. Светлана. 1933г.
          Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был ; а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения   картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.
 
 . Всероссийский художественный научно-реставрационный центр
        имени академика И.Э. Грабаря
          В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.
Действительный член Императорской Академии Художеств (1913). Действительный член АН СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947).
 .
 
Никого Не Будет В Доме — Сергей Никитин 
стихи - Борис Пастернак, музыка - Микаэл Таривердиев
Игорь Эммануиилович Грабарь (1871—1960) — русский и советский художник
https://www.youtube.com/watch?v=if5YSXrHP3s

 
Источники:
http://igor-grabar.ru/
Изображения в блоге взяты на сайте свободной энциклопедии «Википедия» и на fotki.yandex.ru, в условиях сайтов разрешается использование материала и изображений пользователями.
Условия использования Википедии -https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия#.D0.9B.D0.B8.D1.86.D0.B5.D0.BD.D0.B7.D0.B8.D1.8F_.D1.82.D0.B5.D0.BA.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B2_.D0.92.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.B8.2C_.D0.BC.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.B0.D1.84.D0.B0.D0.B9.D0.BB.D0.BE.D0.B2_.D0.BA_.D1.81.D1.82.D0.B0.D1.82.D1.8C.D1.8F.D0.BC_.D0.92.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.B8
Условия использования сервиса Яндекс.Фотки - https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 В 1903 году он переехал в Москву. С этого времени И.Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей — в Мюнхене, в Париже.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 25.03.2016 в 16:44  
#2 В своих произведениях художнику удалось создать еще один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 25.03.2016 в 16:51  
#3 С удовольствием и интересом познакомилась с материалами блога о творчестве И.Грабаря. При посещении Русского музея всегда захожу в зал с картинами этого художника: ведь они солнечны, радужны и светлы, и наполняют душу радостью. Многие искусствоведы считают И.Грабаря русским импрессионистом, и я присоединяюсь к этому мнению: картины живописца во многом напоминают творчество К. Моне и других французских импрессионистов.
#4 Очень важно в раннем детстве приобщать школьников к искусству. Сам Игорь Грабарь в детстве очень любил посещать художественные музеи, где самостоятельно по репродукциям с огромным интересом знакомился со многими произведениями русских художников.Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке.
Наталья Фокина, дата: 26.03.2016 в 3:59  
#5 Ну и конечно же "Февральская лазурь". …Свежо. Снег искрится, переливается под солнцем. Тени яркие, цветные. Мы видим праздник лазоревого неба и жемчужных берез. Деревья пронизаны солнцем. И кажется, что они кружатся в хороводе. Пейзаж чудесен. Она создает радостное настроение.
Наталья Фокина, дата: 26.03.2016 в 4:02  
#6 Пейзажи русской природы в творчестве Игоря Грабаря насыщены колоритом. Смотрела на репродукции и будто наяву побывала в зимнем лесу. Замечательный блог.
Татьяна Образцова, дата: 26.03.2016 в 17:37  
#7 Обучены рябины и берёзки кольцом из тусклой меди ноября, – но их цвета лирически неброски, интимны, словно краски Грабаря... Расцвечена летучей, быстрой кистью, колышет осень серебро и медь, вздыхают элегические листья, и весь пейзаж вот-вот готов запеть. Ещё в венчальном золоте берёзки, но вьётся снег, им косы серебря... Они стоят, мечтательны, неброски, как краски на полотнах Грабаря. (Отрывок из стихотворения поэта Эдуардаса Межелайтиса «Пейзаж России»)
Татьяна Образцова, дата: 26.03.2016 в 17:39  
#8 Надо признаться, что творчество художника не столь популярно среди широкого круга, но тем не менее заслуживает внимания. Привлекают особенно пейзажи. Мне же понравился портрет Светланы. Такое живое, приятное, доброе лицо располагает больше всего. Удалось художнику исполнить эту работу мастерски. Благодаря вашему блогу наверняка многие впервые побыли в виртуальной галерее художника. Спасибо за приглашение.
Ольга Степанова, дата: 26.03.2016 в 17:50  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ