С нами 17195 учителей, 7309 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Подводные камни домашнего образования
Просмотров: 1068, дата: 19.07.2014, автор: Ольга Спирочкина

Основная проблема домашнего образования – это … свобода. И прежде чем окунаться в нее с головой, надо подумать: а умеете ли вы с ней обращаться? 

Да, можно месяцами не открывать учебника, ничего не читать, ничем не заниматься. Такой соблазн есть. А потом лихорадочно и бессмысленно, без вдумчивости наверстывать упущенное – это ужасно. Или трясущимися руками доставать из карманов и носовых платков шпаргалки… 

Примеров такого безрассудного обращения со своим временем очень много. Да и не мудрено – кто откажется в яркий весенний день, например, погулять по улице, вместо того, чтобы решать никому не нужные уравнения (ведь учитель завтра не проверит домашнее задание).                 Выход из положения: взять с собой на прогулку листок с примерами и решать их на улице на скамейке, как делают все порядочные взрослые люди (уверьте ребенка, что он уже взрослый человек, к тому же порядочный) в яркий весенний день.

Летом, в поездах, автобусах, трамваях не теряйте времени: учите стихи или читайте книги, решайте задачи или запоминайте иностранные слова. Объясните ребенку, что он выглядит в глазах окружающих интеллигентным человеком, когда что-то читает или пишет. Такие утверждения, в особенности если вы сами возьмете в руки книгу, создадут для экстерна «тонус», у него появится желание учиться.

Обучаться дома можно по-разному: с родителями или с репетитором, опережать сверстников или идти в ногу с ними. Следует различать понятия экстернат, домашнее обучение и обучение на дому с репетитором. Поясню:

Экстернат. Это в первую очередь опережение. Обучаться можно дома самостоятельно (самая распространенная форма экстерната) или с репетитором, приходить на регулярные занятия в школу. Экстернат пользуется популярностью в основном у старших школьников, но и ученики младших классов могут успешно опережать сверстников. Школа-экстернат должна давать индивидуальные или групповые консультации с учителями-экзаменаторами, на которых можно проверить уровень своих знаний и найти ответы на возникающие дома вопросы.

Домашнее обучение. Его еще называют семейным. Обычно родители становятся на место школьных учителей: берут учебник (взрослому человеку, даже если он не географ, например, должно быть все понятно в школьном учебнике географии) и... сами его честно читают. В процессе домашнего обучения дети больше общаются с родителями, возникает взаимопонимание и взаимоуважение. Домашнее обучение может органично сочетаться с экстернатом.

Обучение на дому с репетитором. По-моему, это самая низшая ступень обучения вне школы. Экстерната с репетитором (заметим, не с педагогом-консультантом, а с репетитором) обычно не получается, да и семейного образования – тоже. 

Может возникнуть вопрос: всем ли нужно домашнее образование? Полностью соглашусь с теми, кто утверждает, что не для всех оно подходит и не всем нравится. Бывает, человеку легче и приятнее проводить часы в здании школы. И прекрасно! Пусть общается со сверстниками (хотя лично для меня в этом общении ничего интересного не было), тусуется, сидит за партой, ходит в столовую и т.д. и т.п. – лишь бы он получал от этого удовольствие...
ССЫЛКА: http://mgutu-cdo.ru/obrazovanie/vidy-obucheniya/chto-delat-so-svobodoi-podvodnye-kamni-domashnego-obrazovaniya.html

Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очевидные плюсы 1Домашнее образование обеспечивает ребенку индивидуальный темп обучения. Например, если ребенок талантлив, ему нет необходимости «пережевывать» то, что он давно понял. В зависимости от способностей ребенка подбирается ритм занятий, методика подачи предметов. 2Дома преподаватель может более точно оценить способности ребенка. Если он склонен к математике, то упор делается именно на точные науки. К тому же развиваются дополнительные навыки: работа со словарем и литературой, поисковыми системами в интернете. 3Домашнее образование помогает ребенку быстрее понять, какое направление в будущем ему выбрать, кем он хочет стать. Явные минусы 1Ребенку не хватает коллектива, где бы он привыкал к жизни, завоевывал лидерство, боролся, испытывал конкуренцию. 2Можно вырастить «тепличное растение», неприспособленное к общению ни со сверстниками, ни с людьми различных социальных групп. Навыки коммуникации и интеллект далеко не одно и тоже. 3У ребенка может выработаться привычка «быть избранным». Потом ему будет тяжело психологически «падать» с такой высоты - адаптация к коллективу с возрастом происходит намного болезненнее. 4Изолированность может привести к чрезмерной агрессии или наивности, например, «домашняя» девочка забеременеет гораздо быстрее любой сверстницы или будет испытывать сложности в общении с молодыми людьми. Если вы все-таки решились на этот вариант, будьте готовы к столкновению с трудностями, особенно нелегко выбрать учителя. Надо понимать, что вы не только должны элементарно не бояться оставлять ребенка с этим человеком один на один в течение долгого времени, но и должны быть уверены, что этот учитель сможет грамотно формировать будущую личность вашего чада. Мечтаете о том, что придет учитель и примется хвалить ваше чадо? И зря! Помимо похвалы преподаватель должен еще объяснять вам слабые стороны ребенка. Идеальных детей не бывает, именно тут очень важна объективность. Надеетесь, что уж теперь-то вы избавлены от проверки домашней работы? Не стоит!Не лишним будет и самостоятельно контролировать знания ребенка, например, устраивая ему периодические тестирования. Учтите, что ни одна из сторон «ребенок — педагог» не должна хамить друг другу или относиться панибратски. Отношения «ребенок-учитель» должны быть доверительными. Также как и «учитель-родители». Надо понимать, что учитель – не няня, не кухарка. Это отдельная профессия. Нельзя допускать, чтобы учительница литературы готовила суп, или преподаватель английского возил ребенка на секции.
Ольга Спирочкина, дата: 19.07.2014 в 5:27  
#2 Работа не в спешке Дети, обучающиеся дома могут выполнить за несколько часов то, что типичные школьники в общеобразовательных школах выполняют неделями. Причиной этому является тот факт, что дома дети не обязаны следовать определенным схемам, и могут изучать предмет именно тем способом, которым они хотят. Неудивительно, что в общеобразовательных школах у детей такое огромное количество домашнего задания, большую часть которого они просто не успевают выполнять, дома же у ребенка нет формального «домашнего задания», результатом чего является более эффективное и размеренное изучение предмета Самый эффективный график обучения Домашнее образование — это отличный шанс подстроиться под биологические часы ребенка. Можно определить пик его активности и составить такое расписание, при котором обучение будет проходить максимально эффективно.
Ольга Спирочкина, дата: 19.07.2014 в 5:28  
#3 В любом вопросе есть и плюсы и минусы. Очевидно, что выбрав путь домашнего образования, родители резко ограничивают социальные связи своего ребенка. Ведь именно в школе ребенок учится тому, как устроено наше общество и знакомится с элементарной социальной иерархией. И даже, если родители отдадут ребенка в различные кружки и клубы, этого не всегда будет достаточно — ребенок должен проводить большую часть своего времени со сверстниками, чтобы учиться тому, как вести себя.
Ольга Бурова, дата: 19.07.2014 в 5:33  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ