С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Загадочная Арктика
Просмотров: 1199, дата: 31.05.2017, автор: Нина Васильевна Ефимова
В Арктике белой, в белой пустыне
Белый медведь грузно ходит по льдине,
Белая крачка по небу летит,
Белый белёк возле мамы лежит.
Айсберг белеет в белом тумане,
Белые стаи белух в океане.
Белой метлой ветер вихри метёт,
Белую песню про Север поёт.

Т. Ефимова
 
    В конце мая в российских школах прошел специальный Арктический урок, организованный Минобрнауки РФ совместно с Минприроды РФ. Он приурочен к 80-летию со дня организации первой российской дрейфующей экспедиции "Северный полюс" под руководством легендарного полярника Ивана Папанина.




 В рамках Всероссийского арктического урока школьники всех возрастов смогли подробно узнать не только об истории освоения Арктики, но и о том, почему именно здесь находится "климатическая кухня планеты", какого цвета белый медведь на самом деле и какое влияние оказывает Арктика на повседневную жизнь каждого жителя России.  
275 лет назад русский штурман Семен Челюскин на собачьих упряжках достиг самой северной оконечности Евразии.

 
 
В 1937 году начала свою работу первая научно исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции «Северный полюс-1» («СП-1»). Решение об организации в Арктике подобной научной станции советским руководством было принято в феврале 1936 года. Начальником всей экспедиции был назначен Отто Шмидт, а руководителем непосредственно полярной станции «Северный полюс-1» – Иван Папанин

 

  

  Каждый новый день пребывания на Северном полюсе приносил исследователям важные результаты и открытия (одно из первых – глубина воды подо льдом 4290 метров). «СП-1» проработала на дрейфующей льдине 274 дня и за это время была вынесена дрейфом льдов через пролив между Гренландией и Шпицбергеном в Гренландское море, т.е. проделала путь в 2050 км). Но льдина, на которой находилась станция, под влиянием сильных сжатий неоднократно разламывалась, и экспедицию решено было завершить.
 


 
За время работы экспедиции исследователями был собран уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории позволил получить достоверные данные о природе Северного полюса и процессах, происходящих на данной территории.  «СП-1», став первой в мире научно-исследовательской дрейфующей станцией, открыла и новую эпоху в исследовании Арктики, а результаты ее работы вошли в золотой фонд мировой науки. 


 
 
История русских арктических экспедиций берет свое начало в конце XIX века, когда в Российской Империи был создан арктический флот для освоения Северного морского пути.  Русская полярная экспедиция 1900—1902 годов стала первой русской научной экспедицией в Арктику. Путешествие было организовано Императорской Академией наук. Основной целью экспедиции стало исследование части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиск легендарной Земли Санникова.  .


 
  С 1910 по 1915 годы в ходе экспедиций на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач» были проведены гидрографические работы на Северном морском пути, а также картографирование берегов Чукотки. В 1913 году экспедиция открыла Северную Землю, а в 1914-1915 годах с одной зимовкой прошла по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.


 
В 1930 - 1932 гг. состоялась Советская североземельская экспедиция, в ходе которой впервые был исследован архипелаг Северная Земля и была составлена ее первая карта, в том числе и специальная карта для пользования морскими судами.




В 1932 году под руководством океанолога Николая Зубова состоялась арктическая экспедиция на судне «Н. Книпович», которое впервые в истории обогнуло с севера Землю Франца-Иосифа. А уже в 1937 году советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолете АНТ-25 совершили первый беспосадочный перелет по маршруту Москва - Северный полюс - Америка.

 
Маршрут Северного морского пути.
 
Первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс-1» также начала свою работу в 1937 году. Возглавил команду ученых выдающийся исследователь Арктики Иван Папанин. Экспедиция продлилась 247 дней, пройдя более 2000 км.



 

История покорения Северного полюса продолжилась в 1948 году, с проведением российской высокоширотной экспедиции «Север-2». Экипажи трех самолетов высадились на полюсе 23 апреля и провели первые замеры глубины океана на полюсе (4087 метров). А в 1962 году советская подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила всплытие на полюсе. Спустя еще 15 лет, в 1977 году, советский атомоход «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.



 
В 1979 году состоялась лыжная экспедиция, впервые в истории достигшая Северного полюса без механических средств и собачьих упряжек.



 
Важнейшее значение имела российская научно-исследовательская экспедиция «Арктика-2007», в ходе которой впервые в истории люди достигли дна в точке географического Северного полюса.  
 
 

В 2006 году состоялась Первая Арктическая экспедиция Клуба юных полярников РГО на Шпицберген. С тех пор Клуб провел еще две экспедиции на Мотовский залив Баренцева моря, а в 2010 году состоялась вторая арктическая экспедиция на Шпицберген. Как и все предыдущие, она была комплексной, по способу передвижения – пешеводной. Основным средством передвижения по воде стали надувные моторные лодки.  

 
Полярная почта
 
Наиболее масштабной экспедицией, посвященной 165-летию Русского географического общества, стало путешествие клуба «Приключение» знаменитых путешественников Дмитрия и Матвея Шпаро в 2010 году.

 
  .

Легендарная яхта «Апостол Андрей», совершившая ранее три кругосветных путешествия, под парусом Русского географического общества отправилась к берегам архипелага Новая Земля 4 июля 2010 года, дав старт экспедиции. Цель команды яхты заключалась в том, чтобы в условиях Северного Ледовитого океана обойти сначала Южный остров архипелага, а затем Северный.


 

   Вторая группа «Арктики – 2010» отправилась на север Якутии, к устью реки Хара-Улах  Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Кроме того, при поддержке Русского географического общества в настоящее время осуществляется ряд научно-исследовательских проектов, к примеру, ежегодный совместный проект Северного (Арктического) федерального университета и Росгидромета «Плавучий университет».


 
Плавучий университет 
 
 В апреле 2012 года президент РФ Владимир Путин, возглавляющий попечительский совет Русского географического общества, вручил проекту грант РГО, и уже через год «Плавучий университет» отправился в свой первый рейс. На сегодняшний день, в ходе ежегодных экспедиций были проведены комплексные исследования на океанографических станциях в Белом и Баренцевом морях.




С 2013 года в  мае месяце в России отмечают День полярника  
 Как бьется сердце Арктики?
Оно стучит как маятник.
Отважные полярники
Хранят биенье в памяти.
Под северным сиянием
Что прячет льды суровые
Слагаются сказания-
Вершатся судьбы новые.



 Источники:
Учительская газета. http://www.ug.ru/news/21356
В России отмечают День полярника https://sm-news.ru/news/prazdniki/v-rossii-otmechayut-den-polyarnika/
Русские экспедиции http://www.arctic-info.ru/encyclopedia/travelers-and-researchers/russkie-ekspeditsii/
День полярника в России. http://www.calend.ru/holidays/0/0/3210/
Общелит.ру –стихи http://www.obshelit.ru/works/145092/
Изображения в блоге взяты на сайте  fotki.yandex.ru, в условиях сайта разрешается использование материала и изображений пользователями.
 Условия использования сервиса Яндекс.Фотки (пункт 2.2) - https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/
 
 
 
 
 
 
 
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 История покорения Северного полюса всегда притягивает внимание. Прекрасные фотографии, замечательный рассказ об экспедиции, спасибо огромное за представленный материал!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 31.05.2017 в 19:27  
#2 Нина Васильевна,интересный и познавательный материал Вы собрали в своём блоге об истории русских арктических экспедиций. Арктика - такая холодная,далёкая и завораживающая.
Ирина Мерзлютина, дата: 31.05.2017 в 19:42  
#3 Арктика суровая и холодная. Вам, Нина Васильевна, удалось с теплотой рассказать о северной частичке нашей страны. Большое спасибо!
Татьяна Медведева, дата: 31.05.2017 в 20:38  
#4 Нина Васильевна, интересно, увлекательно, познавательно и занимательно! Вам удалось показать Арктику не только холодной, но и загадочной. Спасибо за материал!
Юлия Пасынок, дата: 01.06.2017 в 14:17  
#5 Нина Васильевна, большое спасибо за интересную и подробную информацию.
Мария Мукосий, дата: 03.06.2017 в 22:43  
#6 Нина Васильевна, буду использовать Ваш материал на уроках.Спасибо большое.
Татьяна Спиридонова, дата: 05.06.2017 в 5:08  
#7 Снова просматриваю Ваш материал, очень люблю, привлекает внимание, о загадочной Арктике!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 05.06.2017 в 15:48  
#8 Нина Васильевна,спасибо Вам. Мне эта тема близка и любима. Здесь мой дом.В 1934 году возле берегов нашего села был раздавлен пароход "Челюскин".На большом ледоколе «Челюскин» отправились смелые люди нашей страны на Север. Они хотели узнать, какая там жизнь и можно ли пароходом плавать по Северному Ледовитому океану из Ленинграда во Владивосток. Начальником экспедиции был назначен Отто Юльевич Шмидт, а капитаном ледокола «Челюскин» - Владимир Иванович Воронин. Именно жители нашего посёлка на упряжках вывезли "челюскинцев". Помогали им едой и одеждой. А в 1935 году Правительство наградило жителей Ванкарема новой школой. В которой я сейчас работаю. В этом году нашей школе исполнится 82 года.
Ольга Иванова, дата: 15.06.2017 в 23:52  
#9 Спасибо большое! Мне, как начинающему географу очень интересен и полезен данный материал. Хорошая подборка и текстов и фотографий. Четко, понятно, ярко.
Татьяна Соловьянова, дата: 28.06.2017 в 13:26  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ