С нами 17170 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Учителя, учителя... Учителя в кино
Просмотров: 2016, дата: 27.08.2017, автор: Ольга Степанова

Учитель приходит в класс с трудными подростками, прикладывает свой педагогический талант, и на наших глазах «гадкие утята» превращаются в «прекрасных лебедей». Так можно описать сюжет огромного количества хороших и плохих фильмов про учителей. Но чего стоит это перевоплощение преподавателю и его подопечным? Кто это — учитель? Проводник, образец для подражания, ментор, старший друг, диктатор? Или все действующие лица — лишь части огромного и, на самом деле, бессмысленного механизма?



ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА
Фильм помогает переосмыслить конфликт поколений и роль учителя как «мостика» между миром подростка и взрослого.

Съёмки фильма проходили в московской средней школе № 234 (теперь № 1380), сейчас около школы находится построенная позже станция метро Медведково (ул. Тихомирова, 10). Фильм вышел на экраны СССР осенью 1968 года и был тепло принят публикой. Несколько ранее фильм показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей, проходившего 2—4 июля 1968 года в Москве. После просмотра фильма зрители стоя аплодировали его создателям и актёрам (самый же первый показ состоялся на Всесоюзном слёте молодых передовиков производства в г. Комсомольске-на-Амуре при открытии Дома молодёжи приехавшим первым космонавтом Ю. А. Гагариным 15 июня 1967 года).
 


 

Три дня из жизни 9-го класса обычной советской средней школы — четверг, пятница, суббота.

В школу пришла преподавать английский язык недавняя выпускница школы Наташа Горелова (Ирина Печерникова). Историю в этой школе преподает бывший наставник Наташи — Илья Семёнович Мельников (Вячеслав Тихонов).

Любимец учеников и талантливый педагог Илья Семёнович, несмотря на солидный возраст, холост, живёт с матерью (Ольга Жизнева). Он настолько прям, принципиален и требователен к другим, что часто создаёт конфликты. Так, в резкой форме он выговаривает учительнице начальных классов Таисии Николаевне за её неграмотную речь («я им говорю не ложьте, а они ложат»), матери двоечника Левикова, которому вопреки совести «натянул» тройку, ученице за её отца, приславшего письмо с несогласием с выставляемыми его дочери оценками. Преподаватель литературы с двадцатилетним стажем Светлана Михайловна назидательна, суха и строга, страдая от несложившейся личной жизни, пытается найти смысл в работе учителем, ревнует Мельникова в работе.



В Мельникове зреет внутренний конфликт — ощущения возраста, невоплощенность идеалов молодости, несовершенство мира, слабая возможность изменить его, неблагодарность учеников, невозможность ответить на чувства молодой коллеги Натальи Сергеевны, отзываются болью в его сердце.

Девятиклассник Гена Шестопал влюблён в одноклассницу Риту Черкасову, но она не воспринимает его всерьёз, ей нравится циничный неформальный лидер класса красавчик Костя Батищев.


 

А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?
Аморальна ли любовь? Какие идеалы порой ложатся в основу «моральных устоев» нашего общества? Фильм помогает найти и переосмыслить ответы на эти вопросы, а также задуматься о том, какие идеалы существуют среди школьников сейчас и как мы эти идеалы формируем.

Сюжет таков. В центре фильма — драматичная любовь подростков — учеников десятого класса Ксении Завьяловой (Жанна Прохоренко) и Бориса Рамзина (Игорь Пушкарёв). Недобрые взаимоотношения между учениками и учителями ставят перед главными героями трудные вопросы. Неужели любовь — преступление? Как быть дальше?

Грубое, ханжеское и бесцеремонное вмешательство школьных учителей и других взрослых, увидевших в их отношениях нарушение приличий и подрыв «моральных устоев», нарушило чистые отношения подростков, нанесло им тяжёлую душевную травму и подорвало их чувство.




КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ

 В фильме хорошо показан конфликт идей молодого учителя-реформатора и педагогов с опытом работы, которые с опаской относятся к переменам.

В одной из обычных ленинградских школ сложилась странная ситуация: ученики 10-го «Б» класса плохо ладят с родителями и учителями, но очень дружны между собой и со своей молодой классной руководительницей Мариной Максимовной. Они вместе проводят выходные дни, обсуждают насущные современные проблемы и учителей с их консервативными, устаревшими по их мнению взглядами. Коллеги неодобрительно высказываются о методах классного руководителя, которой выросшие дети, по образному выражению одной из учительниц, вручили «ключ» от сердца класса, без права передачи кому-либо другому. Молодая учительница вполне осознает свой педагогический дар, видит значительную разницу в интеллекте и духовном развитии между собой и коллегами-неудачниками, и на этом основании ведет себя с ними гордо и вызывающе.



Свои дерзкие, откровенные высказывания ребята записали на портативный
магнитофон. Запись попадает в руки матери одной из учениц. Она приносит магнитофон с кассетой в школу, требуя от администрации школы разбирательства. Новый директор школы, в прошлом кадровый армейский офицер, который поначалу кажется солдафоном и ретроградом, пытается найти достойный выход из сложной ситуации, а прогрессивные взгляды молодой учительницы оказываются на поверку не столь заслуживающими восхищения.

 


БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

Фильм поможет отдохнуть после рабочей недели и поднимет настроение каждому учителю, молодому душой. А может быть и навеет воспоминания о том, как начиналась его карьера учителя.
Самолюбие Нестора Петровича Северова (Михаил Кононов), молодого историка, гордящегося своими, как он думает, глубокими знаниями, уязвлено тем, что на вступительном экзамене в аспирантуру его обошла любимая девушка Полина (Наталья Гвоздикова). В досаде он порывает с Полиной и уходит в добровольную «ссылку» — учителем в вечернюю школу. Он становится классным руководителем 9 «А». Оказалось, что преподавать школьные дисциплины очень разным взрослым людям, большинство из которых старше самого преподавателя, не так-то просто, особенно если некоторые из них не хотят учиться. Некоторые взрослые, казалось бы, ученики доставляют своему классному руководителю массу хлопот. В довершение ко всем проблемам, в нового учителя влюбляется ученица Нелли Леднёва,
отец которой учится в том же классе...




Нестор Петрович начинает жить заботами своих взрослых учеников. Так, ученик Григорий Ганжа (Александр Збруев) попадает в милицию на 12 суток за «издевательство над человеком» (эпизод с «аттракционом неслыханной жадности»). К тому же Ганжа при каждом удобном случае всячески высказывает своё пренебрежительное отношение к учёбе, а в школе обычно занимается всем, чем угодно, кроме учёбы (например, слушает по радиоприёмнику хоккейные репортажи). Но, несмотря на это и на необходимость поддерживания на людях официальных отношений учителя с учеником, Нестор и Григорий симпатизируют друг другу и подружились буквально с первого дня знакомства...



ДНЕВНИК ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ
Это просто прекрасный семейный фильм,
посыл которого адресован людям всех возрастов.


Лирическая исповедь директора школы, опытного педагога, который, наблюдая за повседневной жизнью школы, пытается разобраться в современных сложных проблемах воспитания. Терпимый, уважающий талант ученика, он вступает в конфликт с завучем школы, которая упрекает его в либерализме и попустительстве. Их спор осложняется тем, что оба они преданы своему делу...



Из всех искусств кинематограф
Стал самым массовым давно.
И архитектор и фотограф
Стремятся посещать кино.

Кинематограф мы все любим,
Что создан братьями Люмьер.
Мы волшебство его пригубим
И новых ждём всегда премьер...



Важнейшим из искусств для нас является кино!" —

Изрек когда-то вождь пролетариата,
Изрядно, в общем, сказано; и сказано давно, —
Мелькают кадры, рубежи и даты...

Сменился мир, искусства поменяли колорит,
Менялись люди, деньги и режимы,
Во время перемен живем, но, что ни говори,
Кино осталось неопровержимо!

Позвольте нам поздравить вас сегодня с Днем Кино!
Кино живет! Есть профессионалы!
И пусть бубнят, что, мол, убыточно оно, —
Искусство независимо от "нала"!

Мы вам желаем множества аншлагов и премьер,
Чтоб цвел кинотеатр год от года!
И пусть Искусство, созданное братьями Люмьер,
Всегда принадлежит всему народу!




Источник:
Доживем до понедельника https://ru.wikipedia.org/wiki/Доживём_до_понедельника
А если это любовь ? https://ru.wikipedia.org/wiki/А_если_это_любовь%3F
Ключ без права передачи https://ru.wikipedia.org/wiki/Ключ_без_права_передачи 
Большая перемена https://ru.wikipedia.org/wiki/Большая_перемена 
Дневник директора школы https://ru.wikipedia.org/wiki/Дневник_директора_школы
Все изображения взяты на сайте    http://yandex.ru  Чтобы проверить подлинность этих картинок на указанном сайте, нужно нажать кнопкой на мышку слева и
затем нажать на строку НАЙТИ ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ЯНДЕКСЕ! 
 Условия использования сайта https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/ 
Видеоролики взяты с   https://youtu.be/ZzDj7xFAUuI        https://youtu.be/0Fg_qy-2-eA  
Условия использования материалов - https://www.youtube.com/static?gl=RU&template=terms 


 
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Я ограничилась только пятью фильмами в блоге. Ведь обо всех фильмах не расскажешь враз. Есть немало других фильмов, которые затрагивают тонкие струны в работе учителя. Но чаще вспоминаются те старые добрые фильмы, которые несут позитивные переживания. Сейчас даже у нас времени нет фильмы смотреть. Пробовала как-то посмотреть сериал Гай Германики "Школа", но моя душа его не восприняла и даже я не досмотрела... Пусть не обижаются те, кому этот фильм нравится и те, кто над ним работал... С днем российского кино, коллеги! Пусть фильмы станут причалом хорошего отдыха и хорошего настроения!
Ольга Степанова, дата: 27.08.2017 в 22:14  
#2 "Доживём до понедельника"- мой любимый фильм. А фильм "Школа" Гай Германики посмотрела только 1 серию, больше не захотела. Насчёт этого фильма я с вами солидарна, Ольга Михайловна. На мой взгляд, фильмы, искусство должны быть добрыми и нести положительную энергетику.
Галина Борискина , дата: 28.08.2017 в 5:47  
#3 У кино — две функции: отображать окружающую реальность и создавать новую. Чьи это слова, но это - правильные слова. В фильмах, которые снимаются про учителей, всегда хочется прийти к положительному финишу... Спасибо Вам, Галина Георгиевна, за отзыв к теме. Всего Вам наилучшего.
Ольга Степанова, дата: 28.08.2017 в 8:53  
#4 У меня есть исследовательская работа на тему- «Учителя, мы помним ваши имена», которая состоит из 2-х разделов- Тема учительства в кинематографе XX века и Образ учителя в кинофильмах XXI века. Некоторый материал блога ,конечно, "пересекается",тем более когда говорится о старом кино об учительстве.
Светлана Трушина, дата: 28.08.2017 в 8:56  
#5 Была выстроена гипотеза- если образ учителя давних времён значительно отличается от образа сегодняшнего времени, то в кино образ учителя может быть далёк от реальности как прошлых времён, так и сегодняшнего времени.
Светлана Трушина, дата: 28.08.2017 в 8:57  
#6 В заключении- В ходе работы мы выяснили, что все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в искусстве кино, что оценка образа учителя противоречива, и отношение к образу учителя является неоднозначным, также узнали, что в кинофильмах 21 века образ учителя больше негативный или отрицательный. Кинофильмы 20 века создали образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – образовать безграмотный народ России. Социальный и нравственный статус учителя был высок. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция – вот что отличает учителя 20 века.
Светлана Трушина, дата: 28.08.2017 в 8:58  
#7 Престиж учительской профессии зависит напрямую от престижа образования в обществе. Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте. На характер и поведение учителя влияли историческая эпоха и состояние общества. Переход России в новую экономическую формацию не изменил нравственный облик учителя, но изменил его социальный статус, труд учителя стал малооплачиваемым. И всё- таки, я думаю, что в 21 веке мало изменился нравственный облик учителя: в учителе также остается главным качеством любовь к детям и к своей профессии От учителей во многом зависит, какими будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности учителя меняются. Учитель меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками. Это и нашло своё отражение в искусстве кино. Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека.
Светлана Трушина, дата: 28.08.2017 в 8:58  
#8 Учителя, учителя, мы помним ваши имена, Их не забыть нам никогда, учителя. Учителя, учителя, мы помним ваши имена, Их не забыть нам никогда, учителя. Вы научили нас мечтать, науку жизни изучать. Мы будем помнить вас всегда, учителя. С.Ранда
Светлана Трушина, дата: 28.08.2017 в 8:58  
#9 Очень люблю старые добрые фильмы об учителях, о школе.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 28.08.2017 в 10:11  
#10 Очень приятно, что тема не оставила равнодушной коллег моих. Спасибо Вам за отзывы. Интересно было знакомиться с тезисами исследовательской работы Светланы Трушиной. Спасибо.
Ольга Степанова, дата: 28.08.2017 в 10:40  
#11 Мне тоже очень нравятся старые наши добрые фильмы. Молодец, Ольга Михайловна, все фильмы об учителях, о школе собрала в один блог! Спасибо Вам! творите дальше! Успехов Вам!
Залифа Гайсина, дата: 28.08.2017 в 19:09  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ