Статья "МОИ ПУТИ К УЧЕНИКАМ"
Ольга Спирочкина
17.04.2014
2346
0
Эссе
МОИ ПУТИ К УЧЕНИКАМ
Учитель - это тонкая работа
Он - скульптор, он - художник, он – творец...
Не должен ошибаться ни на йоту,
Ведь ЧЕЛОВЕК - труда его венец.
Любить работу в наше время сложно
И труд подобный увлечёт немногих,
Но отказаться просто невозможно
От выбранной судьбою нам дороги.
Начало учебного года…Свежее осеннее утро…Я иду на работу.
Мимо в разных направлениях спешат люди, уже состоявшиеся, знающие, как и зачем они живут. У них свой путь…
Вдруг меня обогнали о чем-то весело переговаривающиеся ребятишки, спешащие на уроки в ту самую школу, куда иду и я.… Как приятно сознавать, что у меня с ними один путь - путь особенный, неповторимый, путь к знаниям.
До школы осталось пройти совсем немного, я иду по тополиной аллее, наслаждаясь красотой природы и заряжаясь энергией лучей утреннего солнца. С деревьев уже опадают листья, и мне приходит в голову неожиданное сравнение: дерево – это школа, а каждый листочек на ней – это ученик или учитель, которые вместе проживают определенный судьбой отрезок жизни. Листья на дереве – целую жизнь, от рождения до смерти, а люди в школе – кто-то лишь несколько лет, а кто-то почти всю жизнь. Я иду и размышляю об этом и еще о том, как сделать так, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались востребованными. Вот такие философские размышления на «пороге» школы! И так продолжается уже 23-й учебный год.
Вспоминаю свой первый урок… Тревога, страх, неуверенность… получится ли? Смогу ли «дотронуться до сердца» каждого, не станут ли мои слова пустотой?
Прошло более 20 лет… таких разных, не похожих друг на друга. Но каждый день по-прежнему начинается для меня все с тех же вопросов.
И вот я вхожу в класс…Вот они, мои мальчики и девочки. Какие они все разные! Каждый ученик – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на место человека в этом мире. Сколько разных характеров, к которым я должна подобрать нужный ключик.
Войдя, вижу глаза моих учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в - третьих – надежда, в чьих-то - равнодушие. Как часто внешние стремления и затаенные желания не совпадают. А мне надо почувствовать, на что настроен каждый ученик, пришедший на урок, что ждет он…
Далее вереница уроков… И самые прекрасные из них потеряют свой смысл, если ученику плохо, скучно, неуютно на уроке, если он не понимает, о чем ему говорит учитель, если он идет на урок с тоской в сердце и оживляется лишь со звонком с урока. Значит, надо заинтересовать ребенка, а для этого надо его хорошо знать. К.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать ребенка во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Знать ребенка – это суметь понять и принять его таким, какой он есть. Только тогда возможно подготовить яркую, неповторимую и всесторонне образованную личность, способную реализовать себя в сложном мире людей и событий. Это мой путь понимания…
Начался урок … Как хочется быть понятой своими учениками, хочется понять и каждого из них в совместной работе. Моя задача, чтобы урок прошел слаженно, как игра симфонического оркестра, где все « музыкальные инструменты» звучали б в унисон затронутым струнам сердец и душ учеников.
Я учитель и хочу отдать все, что накоплено, приготовлено и задумано моим ученикам. Я.А.Коменский утверждал, что ребенку «врожденно дана жажда знаний». Учитель должен уметь воспользоваться этим природным даром. Не заставлять учиться, а побуждать учиться. В этом, на мой взгляд, путь к мудрости педагогики.
Да, труд учителя неимоверно труден. Учитель должен уметь, как актер, перевоплощаться; как машинист вести поезд (класс), какое бы ни было у него настроение. Это, конечно, нелегко. А здесь нужно просто пойти по пути любви. Только любовь к детям помогает преодолевать все трудности. Без любви и преданности своему делу в школе делать нечего.
С другой стороны, учителю нельзя превращаться в актёра, который, до автоматизма доведя движения и речь, несколько лет играет одну и ту же роль. Учиться и меняться, быть каждый день непредсказуемым и неузнаваемым – вот ЗАДАЧА! Трудная, конечно, но ведь никто и не говорит, что быть учителем просто. «Неужели Вам не надоело столько лет повторять на уроках одно и то же?» – спросили меня однажды. Стало грустно и обидно! Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию, на бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приёмы, меня побуждают сами ребята, это разнообразие индивидуальностей в каждом классе.
Пока они разные – я остаюсь учителем. Именно мои ученики заставляют меня быть таким учителем, каким я являюсь на сегодняшний день. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к их детским ошибкам, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменяюсь сама.
Я – учитель русского языка, литературы и обществознания в очень сложное время в стране. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. Я чувствую ответственность в деле воспитания свободного, ответственного, нравственно здорового настроения! Самыми лучшими я считаю уроки, когда мои ученики спорят, сомневаются, творчески работают, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.
Учитель – это не просто профессия. Это СОСТОЯНИЕ ДУШИ. Учитель должен жить своей профессией в стремлении стать мастером своего дела. И я по прошествии учебного дня снова и снова задаю себе вопросы: «Все ли удалось? Были ли мои уроки долгожданными, интересными? Помогла ли я кому- то поверить в свои силы, почувствовать себя нужным? Все ли творческие задумки реализовала?..» Стремления педагога идти по пути постоянного самосовершенствования «дают дружные всходы на ниве знаний», что способствует государству получать достойных граждан современного общества. Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная, поэтому сама стараюсь участвовать во всех конкурсах, заражая своим примером учеников.
У учителя особая профессия:
Век живи и век учись.
Чтобы быть всегда во всём подкованным,
Копить знания и опыт не ленись.
Не ссылайся на болезни и на возраст,
На загруженность, тяжёлый быт.
Чтоб работа приносила радость,
А не боль, не горечь и не стыд.
Прокручивая в памяти прошедший день, невольно ловлю себя на мысли, что день ото дня становлюсь мудрее, умиротвореннее, что и этот день принес мне счастье тем, что ученики поняли меня, в чем-то доверились мне, попросили совета как у старшего и мудрого товарища. Только через путь соприкосновения души учителя и ученика, через общение с ним происходит раскрытие и поощрение моих способностей, удач в педагогическом процессе, а также в сравнении моего опыта с опытом коллег происходит зарождение новых идей, которые хочется поскорее воплотить в школьной жизни. Учительский труд – это вечный поиск, это неуспокоенность души.
Учитель своим собственным примером жизни обязан воспитывать учеников, которые стоят на пороге жизни, на пути постоянного выбора. Учитель должен помочь ему разобраться во всех его колебаниях, придать уверенности в будущем, зажечь блеск в глазах ученика. Генри Адамс сказал: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние». Поэтому я всеми силами стараюсь сделать так, чтобы мои ученики были счастливы в школе, так как они пронесут полученный от уроков эмоциональный заряд через всю жизнь, как бы она не сложилась.
Школа для меня— это не работа, а образ жизни, ежедневное творчество, ежеминутное активное общение с детьми, родителями, коллегами-единомышленниками, которое не укладывается ни в одну самую продуманную схему.
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Я понимаю и принимаю это. Но главное, что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, а если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них».
Учителям не ставят памятник при жизни.
И после смерти тоже не поставят.
Да, наш тернистый путь не всеми признан,
Но не устанем жить мы, не устанем. Умнова Елена Фёдоровна
И ведь действительно, учительская профессия – не занятие, а судьба. Судьба, включающая в себя сотни, тысячи других судеб. Только учителю дано «тысячекратно в детях повториться». В этом неповторимость, единственность пути учительской профессии.
Я горжусь своей профессией, ПРОФЕССИЕЙ УЧИТЕЛЯ! Сколько помнят себя люди, был всегда среди них учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в его руках. Все светлое в этой жизни от него – бескорыстного слуги истины, мудрости, добра и мира.
Как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь школа – это своего рода присяга на верность детям и ощущение огромной ответственности за их будущее.
И закончить хотелось бы словами Ж. Н. Бубенко:
Тяжела ноша учителя:
На всех должно хватить душевного огня.
Но если знать, что где-нибудь на свете
Хоть огонёк остался от меня,
Готова я опять вставать
И на рассвете
Идти на зов манящего звонка.
Учитель - это тонкая работа
Он - скульптор, он - художник, он – творец...
Не должен ошибаться ни на йоту,
Ведь ЧЕЛОВЕК - труда его венец.
Любить работу в наше время сложно
И труд подобный увлечёт немногих,
Но отказаться просто невозможно
От выбранной судьбою нам дороги.
Начало учебного года…Свежее осеннее утро…Я иду на работу.
Мимо в разных направлениях спешат люди, уже состоявшиеся, знающие, как и зачем они живут. У них свой путь…
Вдруг меня обогнали о чем-то весело переговаривающиеся ребятишки, спешащие на уроки в ту самую школу, куда иду и я.… Как приятно сознавать, что у меня с ними один путь - путь особенный, неповторимый, путь к знаниям.
До школы осталось пройти совсем немного, я иду по тополиной аллее, наслаждаясь красотой природы и заряжаясь энергией лучей утреннего солнца. С деревьев уже опадают листья, и мне приходит в голову неожиданное сравнение: дерево – это школа, а каждый листочек на ней – это ученик или учитель, которые вместе проживают определенный судьбой отрезок жизни. Листья на дереве – целую жизнь, от рождения до смерти, а люди в школе – кто-то лишь несколько лет, а кто-то почти всю жизнь. Я иду и размышляю об этом и еще о том, как сделать так, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались востребованными. Вот такие философские размышления на «пороге» школы! И так продолжается уже 23-й учебный год.
Вспоминаю свой первый урок… Тревога, страх, неуверенность… получится ли? Смогу ли «дотронуться до сердца» каждого, не станут ли мои слова пустотой?
Прошло более 20 лет… таких разных, не похожих друг на друга. Но каждый день по-прежнему начинается для меня все с тех же вопросов.
И вот я вхожу в класс…Вот они, мои мальчики и девочки. Какие они все разные! Каждый ученик – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на место человека в этом мире. Сколько разных характеров, к которым я должна подобрать нужный ключик.
Войдя, вижу глаза моих учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в - третьих – надежда, в чьих-то - равнодушие. Как часто внешние стремления и затаенные желания не совпадают. А мне надо почувствовать, на что настроен каждый ученик, пришедший на урок, что ждет он…
Далее вереница уроков… И самые прекрасные из них потеряют свой смысл, если ученику плохо, скучно, неуютно на уроке, если он не понимает, о чем ему говорит учитель, если он идет на урок с тоской в сердце и оживляется лишь со звонком с урока. Значит, надо заинтересовать ребенка, а для этого надо его хорошо знать. К.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать ребенка во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Знать ребенка – это суметь понять и принять его таким, какой он есть. Только тогда возможно подготовить яркую, неповторимую и всесторонне образованную личность, способную реализовать себя в сложном мире людей и событий. Это мой путь понимания…
Начался урок … Как хочется быть понятой своими учениками, хочется понять и каждого из них в совместной работе. Моя задача, чтобы урок прошел слаженно, как игра симфонического оркестра, где все « музыкальные инструменты» звучали б в унисон затронутым струнам сердец и душ учеников.
Я учитель и хочу отдать все, что накоплено, приготовлено и задумано моим ученикам. Я.А.Коменский утверждал, что ребенку «врожденно дана жажда знаний». Учитель должен уметь воспользоваться этим природным даром. Не заставлять учиться, а побуждать учиться. В этом, на мой взгляд, путь к мудрости педагогики.
Да, труд учителя неимоверно труден. Учитель должен уметь, как актер, перевоплощаться; как машинист вести поезд (класс), какое бы ни было у него настроение. Это, конечно, нелегко. А здесь нужно просто пойти по пути любви. Только любовь к детям помогает преодолевать все трудности. Без любви и преданности своему делу в школе делать нечего.
С другой стороны, учителю нельзя превращаться в актёра, который, до автоматизма доведя движения и речь, несколько лет играет одну и ту же роль. Учиться и меняться, быть каждый день непредсказуемым и неузнаваемым – вот ЗАДАЧА! Трудная, конечно, но ведь никто и не говорит, что быть учителем просто. «Неужели Вам не надоело столько лет повторять на уроках одно и то же?» – спросили меня однажды. Стало грустно и обидно! Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию, на бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приёмы, меня побуждают сами ребята, это разнообразие индивидуальностей в каждом классе.
Пока они разные – я остаюсь учителем. Именно мои ученики заставляют меня быть таким учителем, каким я являюсь на сегодняшний день. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к их детским ошибкам, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменяюсь сама.
Я – учитель русского языка, литературы и обществознания в очень сложное время в стране. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. Я чувствую ответственность в деле воспитания свободного, ответственного, нравственно здорового настроения! Самыми лучшими я считаю уроки, когда мои ученики спорят, сомневаются, творчески работают, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.
Учитель – это не просто профессия. Это СОСТОЯНИЕ ДУШИ. Учитель должен жить своей профессией в стремлении стать мастером своего дела. И я по прошествии учебного дня снова и снова задаю себе вопросы: «Все ли удалось? Были ли мои уроки долгожданными, интересными? Помогла ли я кому- то поверить в свои силы, почувствовать себя нужным? Все ли творческие задумки реализовала?..» Стремления педагога идти по пути постоянного самосовершенствования «дают дружные всходы на ниве знаний», что способствует государству получать достойных граждан современного общества. Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная, поэтому сама стараюсь участвовать во всех конкурсах, заражая своим примером учеников.
У учителя особая профессия:
Век живи и век учись.
Чтобы быть всегда во всём подкованным,
Копить знания и опыт не ленись.
Не ссылайся на болезни и на возраст,
На загруженность, тяжёлый быт.
Чтоб работа приносила радость,
А не боль, не горечь и не стыд.
Прокручивая в памяти прошедший день, невольно ловлю себя на мысли, что день ото дня становлюсь мудрее, умиротвореннее, что и этот день принес мне счастье тем, что ученики поняли меня, в чем-то доверились мне, попросили совета как у старшего и мудрого товарища. Только через путь соприкосновения души учителя и ученика, через общение с ним происходит раскрытие и поощрение моих способностей, удач в педагогическом процессе, а также в сравнении моего опыта с опытом коллег происходит зарождение новых идей, которые хочется поскорее воплотить в школьной жизни. Учительский труд – это вечный поиск, это неуспокоенность души.
Учитель своим собственным примером жизни обязан воспитывать учеников, которые стоят на пороге жизни, на пути постоянного выбора. Учитель должен помочь ему разобраться во всех его колебаниях, придать уверенности в будущем, зажечь блеск в глазах ученика. Генри Адамс сказал: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние». Поэтому я всеми силами стараюсь сделать так, чтобы мои ученики были счастливы в школе, так как они пронесут полученный от уроков эмоциональный заряд через всю жизнь, как бы она не сложилась.
Школа для меня— это не работа, а образ жизни, ежедневное творчество, ежеминутное активное общение с детьми, родителями, коллегами-единомышленниками, которое не укладывается ни в одну самую продуманную схему.
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Я понимаю и принимаю это. Но главное, что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, а если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них».
Учителям не ставят памятник при жизни.
И после смерти тоже не поставят.
Да, наш тернистый путь не всеми признан,
Но не устанем жить мы, не устанем. Умнова Елена Фёдоровна
И ведь действительно, учительская профессия – не занятие, а судьба. Судьба, включающая в себя сотни, тысячи других судеб. Только учителю дано «тысячекратно в детях повториться». В этом неповторимость, единственность пути учительской профессии.
Я горжусь своей профессией, ПРОФЕССИЕЙ УЧИТЕЛЯ! Сколько помнят себя люди, был всегда среди них учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в его руках. Все светлое в этой жизни от него – бескорыстного слуги истины, мудрости, добра и мира.
Как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь школа – это своего рода присяга на верность детям и ощущение огромной ответственности за их будущее.
И закончить хотелось бы словами Ж. Н. Бубенко:
Тяжела ноша учителя:
На всех должно хватить душевного огня.
Но если знать, что где-нибудь на свете
Хоть огонёк остался от меня,
Готова я опять вставать
И на рассвете
Идти на зов манящего звонка.
Другие статьи
- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
- Посеешь привычку - пожмешь судьбу
- Инновации в преподавании физики.
- Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- Скоро в школу (Рекомендации по подготовке к школе для родителей будущих первоклассников)
- Игры с компьютерной поддержкой. для урока СБО
- Развитие математических способностей в подростковом возрасте
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
- ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.