С нами 13855 учителей, 4845 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Интеграция в преподавании русского языка и литературы"

Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область


 
Интеграция в преподавании русского языка и литературы
 
       В этом   учебном   году  темой   по   самообразования,   которую я   выбрала,   стала  следующая: «Роль интегрированных уроков в повышении эффективности образовательного процесса». При выборе темы я руководствовалась следующими:  как сделать свои уроки эффективными, познавательными и интересными. Я составила план по самообразованию, в нем отражена ключевая цель моей методической работы: повышение эффективности образовательного процесса через использование интегрированных уроков в образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.
       Актуальность темы заключается в том,   что для   школы нужен   учитель,   способный   овладеть   новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Цель моей работы по самообразованию -  повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.
       Интеграция – (от латинского integer - целый, восстановление). Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.  Формирование мировоззрения   учащихся и их познавательной компетенции – главное в обучении.  Интеграция способствует  формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов. На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной. Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей; формирует познавательную компетенцию учащихся.
       Методика интегрированного обучения  имеет  следующие цели:
  • помочь учащимся научиться познавать,
  • научиться жить вместе,
  • научиться жить в ладу с самим собой.
       Такие цели   обучения   приводят  к  формированию   у   детей критического мышления: среди множества решений выбрать наиболее оптимальных. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей   интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти свое место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое.
       Задача   интегрированных   уроков – способствовать   активному  и  осознанному   усвоению   учениками учебного материала, развитию логического мышления; формирование познавательной компетенции учащихся; дать возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики и объективно оценивать достижения учащихся.   Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе  русского языка и литературы. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса. В практике развития образования встал вопрос об  интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе. Проблема межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире.
       Основные свойства интегрированного урока – синтетичность, универсальность. Урок позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс. Интегрированные уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный материал. На этих уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.
       Идея  интеграции  стала  в  последнее  время  предметом  теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.
       Методической   основой   интегрированного   подхода  к  обучению   являются  формирование  знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов, поэтому интегрированные уроки именуют  еще межпредметными, а формы их проведения  самые разные: семинары, конференции, путешествия и так далее.
       Наиболее общая характеристика интегрированных уроков:
  • Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин.
  • Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам.
  • Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.
       Интегрированные  уроки  использую в своей работе давно. Вначале   были просто уроки русского языка и литературы, потом уроки литературы среднего звена стала соединять с уроками английского языка, математики. При изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», темы по русскому языку «Имя числительное»  проводила бинарные уроки: литература, русский и математика.  На уроках литературы по сказкам Г. Андерсена   использовала элементы математики как игровой этап урока. Уроки по басням И.А. Крылова предполагали использование музыки, изо. При изучении повести «Капитанская дочка» обращалась к учителю истории. Большой простор  для уроков литературы дает изучение романа «Война и мир». Здесь я использовала и историю, и музыку, и изо. В этом году пробовала соединить урок русского языка и внеклассное мероприятие, посвященное В. И. Далю. Тема мероприятия «Собирал человек слова», тема урока русского языка – «Состав слова» (обобщение темы).  При изучении творчества В.Шекспира, его сонетов мне помогал учитель английского языка. Здесь же использовала музыку. Совсем недавно в 8 классе мы говорили о повести А. С. Пушкина «Метель». Музыка Свиридова «Романс» помогла детям проникнуть в самую глубину душевного конфликта героев. Я часто использую музыку на уроках литературы. Это и первый бал Наташи Ростовой, и лирика природы, и другие произведения.  При изучении биографии писателей я ввожу элементы географии. Мы работаем с картой. Я преподаю еще мировую художественную литературу. Этот предмет очень тесно переплетается с музыкой, изо, литературой, географией, историей, устным народным творчеством и другими предметами. При проведении  открытого урока по теме «Декоративно – прикладное искусство» мне помогали учителя изобразительного искусства и трудового обучения.
       Не всегда  интеграция - это четкое   разграничение   предметов, бывает, что   внедрены  только  какие-то фрагменты из других предметов. Например,  на уроках русского языка используются художественные тексты К.Паустовского, Пришвина, А. С. Пушкина, а при написании сочинений по картине используем репродукции картин Шишкина, Яблонской, Перова, Решетникова  и других художников
       Таким образом, в уроке  часто  используется   последовательный  тип  интеграции. Это  простейший   тип интеграционных связей на уроке, который дает  возможность вести урок  своеобразными блоками двумя учителями-предметниками (бинарный урок). Как показала практика,  этот урок удобнее для учащихся среднего звена. Для работы с учащимися старшего звена лучше использовать смешанный тип интеграционных связей, так как он может включать в себя как последовательный тип, так и параллельный. Этот тип обладает более гибкой структурой и позволяет комплексно привлекать разные виды искусства на уроке литературы и русского языка. Такой  тип урока целесообразно использовать в ходе анализа художественного произведения, а также на вводных, заключительных этапах изучения литературы, при изучении обзорных тем.
       Интеграция  учебных  предметов – далеко  не  механическая  деятельность, а  интегрированный учебный предмет не простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс  требует существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и теоретических концепций.
       Будущее   школы    связано   с   синтезом   разных   учебных  предметов   и,  прежде  всего,  предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных уроков, курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин, поэтому идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.
       Поэтому целью работы является формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством интеграции предметов с другими образовательными областями.
       В ходе работы по плану по самообразованию я надеюсь усовершенствовать и развить свое мастерство по проведению интегрированных уроков.  А помогут мне в этом мои коллеги – учителя и, конечно мои ученики. На это я надеюсь, потому что только вместе мы сила, и нам все подвластно
 
Источники:
http://englishteachandlearn.narod.ru/methods/integrlesson.htm#Present_Continuous-Present_Simplehttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98696332
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Интересная статья! Я очень люблю проводить уроки с учителями других предметов и интегрировать свои уроки с литературой, ИЗО ,историей. Сейчас по новым стандартам образования уже стало обязательным проведение именно интегрированных уроков. Многие темы уроков, приведённые Вами мне знакомы. Только, конечно, важно знать и понимать разницу между интегрированным уроком и уроком, где есть взаимосвязь искусства, т.е синтез. Это всё-таки, разное. Спасибо за статью.
Светлана Трушина, дата: 17.11.2015 в 15:55  
#2 Очень содержательная статья. Тема актуальная, в техникуме нам никак не обойтись без технологии интегрированных уроков, у меня тоже есть статья по этой теме.
Татьяна Образцова, дата: 19.11.2015 в 18:28  
#3 На эту актуальную тему хотела бы выразить свои мысли только в одном направлении: интеграциям предметов - только да! Удивляюсь, почему в школе нельзя изучать предмет культура родного края (у нас есть такой предмет, а у вас?) на английском языке. Ведь каждый день в расписании уроки родного языка и русского языка. А английский - всего лишь три. Почему часть уроков географии, биологии, да и физики и математики тоже нельзя уже интегрированно проводить с английским официально? Мне кажется, настала пора уже давно. Весь мир говорит на английском, а мы ? У нас детский лепет, да и то не получается. Почему уроки труда (технологии) не вести на английском? Мы конечно ведем - проводим дескать интегрированные уроки - а практически, в реальности мы занимаемся пародиями. Интеграция это - когда из 34 часов, например, половину - 17 - мы должны проводить на английском. Какая разница, на каком языке обьяснять географию, к слову. Поэтому требования к учителям-предметникам в будущем - полное практическое владение иностранным языком. Или я не права?
Ольга Степанова, дата: 19.11.2015 в 19:28  
#4 При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий, чтобы темы уроков в перспективном планировании совпадали... Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно.
Гульнара Айтуганова, дата: 20.11.2015 в 0:35  
#5 Интересная тема,которая актуальна всегда. Давно считаю, что многое из разных предметных областей можно "интегрировать " еще и так - например, когда на истории мы изучаем тему "Восстание под руководством Е.Пугачева", почему бы не читать в это время на литературе ту же "Капитанскую дочку", или "Полтаву" Пушкина в сочетании с уроком истории по теме " Полтавская битва" будет понятнее детям, лучше запомнится, художественный образ наложится на факты и получится замечательная картинка и крепкое знание! Примеров можно подобрать и из других предметных областей, но как бы сделать все это "централизованно"?
Наталья Новосельцева, дата: 20.11.2015 в 14:47  
#6 Хочу поделиться личным опытом проведения интегрированного урока . Свой урок истории в 6 классе ( курс средние века") "Нормандское завоевание Англии и его последствия ", мы разработали и провели вместе с учителем английского языка Тороповой Н.А. из Новосибирска ( я живу в Томске), такой "сеанс одновременной игры" в двух городах для двух классов, где один учитель дополнял другого, а дети в своих классах выполняли задания и общались между городами! Ознакомиться с материалом урока можно здесь : metodisty.ru/m/files/view/integrirovannyi_urok_istorii_i_angliiskogo_yazyka_v_6_klasse_-_normandskoe_zavoevanie_anglii_i_ego_posledstviya-_novoselceva_n-l-toropova_n-a ,
Наталья Новосельцева, дата: 20.11.2015 в 14:54  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.