Статья "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма во внеурочной деятельности в группе продлённого дня"
Наталья Чубаева
17.08.2015
3198
11
Воспитательная работа
Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма во внеурочной деятельности в группе продлённого дня
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растёт число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на улицах и дорогах города гибнут десятки детей, более тысячи получают серьёзные травмы. Причиной детского дорожно-транспортного травматизма является тот факт, что дети на недостаточном уровне знакомы с правилами безопасного поведения на дороге, нарушают правила безопасного поведения при переходе дорог, не осознавая трагических последствий своей беспечности.
Донести полезные сведения до юных участников дорожного движения, выработать мотивацию в соблюдении ПДД, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дорогах и улицах, способствовать активной пропаганде ПДД – основная задача любого образовательного учреждения.
Воспитание дисциплинированного пешехода является составной частью воспитания общей культуры человека. Достичь желаемого результата поможет правильная организация по принятию профилактических мер безопасности в дорожной ситуации со стороны педагогического коллектива, сотрудников ОГИБДД, ГАИ и родителей учащихся в школах.
Для того чтобы вызвать потребность к изучению и соблюдению ПДД педагогами нашей школы совместно со Школьным инспектором дорожного движения составлена и реализована система профилактических мер по безопасности дорожного движения которая направлена на формирование, развитие и совершенствование знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте. Целью воспитания и обучения правилам дорожного движения является сохранение жизни и здоровья детей и подростков, приучение их к установленному порядку в области дорожного движения.
Комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения проводится по следующим направлениям:
Информационно-обучающее – обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
При изучении обучающихся правилам дорожного движения и формировании навыка безопасного поведения на улицах и дорогах во внеурочной деятельности используются разнообразные формы, методы и средства.
Используемые формы проведения профилактических мероприятий:
В работе с учащимися эффективными формами профилактических мер являются:
- Инструктажи представляют собой чёткие лаконичные правила, которые представлены в виде инструкций по ПДД. Проводятся в каждом классе ежедневно перед уходом домой. После получения инструктажа дети расписывают в тетради безопасности дорожного движения
- Викторины. При подготовке викторины следует учитывать возраст и имеющуюся базу знаний.
Особенности проведения:
- определяется тематика (одна тема или несколько)
- вопросы строятся от простых к сложным
- конкретность постановки вопросов (вопросы должны предполагать
конкретные ответы);
- формы проведения:
а) блиц-опрос
б) брейн-ринг
в) КВН и т.д.
- определяется тематика (одна тема или несколько)
- вопросы строятся от простых к сложным
- конкретность постановки вопросов (вопросы должны предполагать
конкретные ответы);
- формы проведения:
а) блиц-опрос
б) брейн-ринг
в) КВН и т.д.
- Беседы.
При подготовке учитывать: возрастные особенности.
Начальная школа: а) есть начальные знания – продолжение обучения
б) использовать опорные фразы, наглядность
в) управление велосипедом (основы)
Начальная школа: а) есть начальные знания – продолжение обучения
б) использовать опорные фразы, наглядность
в) управление велосипедом (основы)
- Конкурсы, соревнования
Разрабатывается положение о конкурсе:
- утверждается руководителями ведомств, участвующих в проведении;
- указываются цели и задачи;
- условия проведения;
- возраст участников;
- критерии определения результатов;
- список рабочей группы и жюри;
- финансовое обеспечение.
5. Игры
Интеллектуальные: а) настольные
б) тренажерные
в) компьютерные
Сюжетно-ролевые: - позволяют моделировать типовые варианты дорожной
обстановки
а) в помещении
б) на улице
в) на транспортной площадке
- утверждается руководителями ведомств, участвующих в проведении;
- указываются цели и задачи;
- условия проведения;
- возраст участников;
- критерии определения результатов;
- список рабочей группы и жюри;
- финансовое обеспечение.
5. Игры
Интеллектуальные: а) настольные
б) тренажерные
в) компьютерные
Сюжетно-ролевые: - позволяют моделировать типовые варианты дорожной
обстановки
а) в помещении
б) на улице
в) на транспортной площадке
6. Экскурсии
Заочные – используются фото-видео материалы, схемы;
Очные: а) на улице – отработка и закрепление на практике имеющихся
теоретических знаний, обучение проводить анализ ситуации в
конкретных дорожных условиях:
- пешие
- автобусные
б) в здании – ознакомление с условиями работы сотрудников ГИБДД,
спецтехникой
В работе с родителями эффективными формами профилактических мер являются:
1. В школе оформлены уголки безопасности для родителей, которые содержат:
- Информацию о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в городе (районе), школе.
- Основные причины ДТП с участием детей.
- Сведения о конкурсах, мероприятиях по БДД.
- План работы ЮИД.
- Фотовитрина (о ДТП).
- Сменные плакаты по особенностям сезона.
- Рекомендации (памятки) родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге:
- как обучать ребенка азбуке дорог;
- законопослушный пешеход;
- «дорожные ловушки»;
- ребенок-пассажир, велосипедист и др.
2. Проведение родительских собраний по профилактике ДТП
3. Проведение родительски лекторий
4. Организация и проведение встреч с сотрудниками ОГИБДД и ГАИ
Все занятия с учащимися и родителями проводятся в специально оборудованном кабинете ПДД, а отработка практических навыков учащихся осуществляется на территории школьной автоплощадки. Для качественного усвоения знаний используются наглядные пособия, которые отображают средства регулирования (дорожные знаки, разметка, сигналы регулировщика, сигналы светофора и правила их применения), иллюстрируют действия предписанные в ПДД в случаях применения различных средств регулирования, наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам. Для этого в кабинете имеются:
- уголок безопасности,
- технические средства обучения и медиатека,
- разнообразный дидактический материал,
- учебно-методическая литература,
- макеты безопасных маршрутов и дорожных знаков и т. д.
- настольные обучающие игры по ПДД
При проведении занятий с любой возрастной группой необходимо:
- использовать наглядные пособия;
- каждое правило сопровождать иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации;
- формулировать правила в утвердительной форме;
- добиваться того, чтобы дети не просто заучивали правила, а понимали их смысл, необходимость и последствия при невыполнении.
Таким образом, деятельность нашего учреждения по формированию и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращению их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим отбору специальных форм и применения ряда дидактических методов и приемов. Описанная выше система профилактических мер по предупреждению ДДТТ является целесообразной, эффективной и результативной, так как способствует снижению роста ДТП, участниками и пострадавшими которых становятся дети.
Очные: а) на улице – отработка и закрепление на практике имеющихся
теоретических знаний, обучение проводить анализ ситуации в
конкретных дорожных условиях:
- пешие
- автобусные
б) в здании – ознакомление с условиями работы сотрудников ГИБДД,
спецтехникой
В работе с родителями эффективными формами профилактических мер являются:
1. В школе оформлены уголки безопасности для родителей, которые содержат:
- Информацию о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в городе (районе), школе.
- Основные причины ДТП с участием детей.
- Сведения о конкурсах, мероприятиях по БДД.
- План работы ЮИД.
- Фотовитрина (о ДТП).
- Сменные плакаты по особенностям сезона.
- Рекомендации (памятки) родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге:
- как обучать ребенка азбуке дорог;
- законопослушный пешеход;
- «дорожные ловушки»;
- ребенок-пассажир, велосипедист и др.
2. Проведение родительских собраний по профилактике ДТП
3. Проведение родительски лекторий
4. Организация и проведение встреч с сотрудниками ОГИБДД и ГАИ
Все занятия с учащимися и родителями проводятся в специально оборудованном кабинете ПДД, а отработка практических навыков учащихся осуществляется на территории школьной автоплощадки. Для качественного усвоения знаний используются наглядные пособия, которые отображают средства регулирования (дорожные знаки, разметка, сигналы регулировщика, сигналы светофора и правила их применения), иллюстрируют действия предписанные в ПДД в случаях применения различных средств регулирования, наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам. Для этого в кабинете имеются:
- уголок безопасности,
- технические средства обучения и медиатека,
- разнообразный дидактический материал,
- учебно-методическая литература,
- макеты безопасных маршрутов и дорожных знаков и т. д.
- настольные обучающие игры по ПДД
При проведении занятий с любой возрастной группой необходимо:
- использовать наглядные пособия;
- каждое правило сопровождать иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации;
- формулировать правила в утвердительной форме;
- добиваться того, чтобы дети не просто заучивали правила, а понимали их смысл, необходимость и последствия при невыполнении.
Таким образом, деятельность нашего учреждения по формированию и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращению их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим отбору специальных форм и применения ряда дидактических методов и приемов. Описанная выше система профилактических мер по предупреждению ДДТТ является целесообразной, эффективной и результативной, так как способствует снижению роста ДТП, участниками и пострадавшими которых становятся дети.
Источники
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/02/21/programma-po-profilaktike-detskogo-dorozhno
http://pandia.ru/text/77/131/571.php
http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2014/01/19/metodika-provedeniya-vneklassnogo
karasart.ucoz.ru/000000truda/metodicheskie_rekomendacii.doc
http://sarschool7.ru/metods/programma_PDD.php
fiercest.ru/lection/sistema-po-obucheniyu-detei-pr...dvizheniya-vnimanie/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/02/21/programma-po-profilaktike-detskogo-dorozhno
http://pandia.ru/text/77/131/571.php
http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2014/01/19/metodika-provedeniya-vneklassnogo
karasart.ucoz.ru/000000truda/metodicheskie_rekomendacii.doc
http://sarschool7.ru/metods/programma_PDD.php
fiercest.ru/lection/sistema-po-obucheniyu-detei-pr...dvizheniya-vnimanie/
Другие статьи
- Фёдор Фёдорович Кокошкин (1871-1918) и Владимирский край
- Работа над методическим конструктором по формированию универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом"
- Работа с компьютерной графикой
- «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
- Учимся играя
- Изучение уровня развития детского коллектива школьников с задержкой психического развития
- Взаимодействие учителя и учащихся при организации самостоятельной работы на уроках физкультуры
- Истоки. Нравственность и искусство
- Английский язык как фактор вхождения в мировое образовательное пространство
- Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 В статье приведен комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения и даны рекомендации по видам и формам этих мероприятий. Статья полезна для классных руководителей и воспитателей групп продленного дня.
Валентина Федоровна Шайдурова, дата: 17.08.2015 в 19:12
#2 У нас в школе тоже активно применяются профилактические меры по безопасности дорожного движения (классные часы, уголки безопасности движения,проведение встреч с сотрудниками ГАИ и т.д.).
Эльвие Алимова, дата: 17.08.2015 в 22:10
#3 Мы уже который год с обучающимися оформляем индивидуальные карты дорожного движения от дома до техникума, подробно каждый чертит схему движения.
Татьяна Образцова, дата: 17.08.2015 в 23:06
#4 Ежедневно на последнем часе занятий отводится в конце 5 минут на повторение правил дорожного движения с обучающимися.
Татьяна Образцова, дата: 17.08.2015 в 23:07
#5 Статья нужная и полезная! У нас в области сейчас много внимания уделяется профилактике ДДТП. Введены индивидуальные маршруты "Дом-Школа-Дом", электронные паспорта образовательных учреждений. В этом году в пришкольном лагере была профильная смена по ПДД. надеюсь результат будет - дети меньше будут страдать в ДТП!
Анжела Бурцева, дата: 17.08.2015 в 23:12
#6 В нашей школе ежедневно проводятся минутки безопасности перед каждым уходом детей домой и перед каждым выездом на экскурсию, в театры или в кино. При этом каждый ребёнок обязан расписаться в специальной тетради для интсруктажей по технике безопасности ПДД
Наталья Чубаева, дата: 17.08.2015 в 23:13
#7 Деятельность Вашего образовательного учреждения по формированию и развитию умений и навыков безопасного поведения, превращению их в устойчивые привычки заслуживает внимания. Вы подробно описали формы и методы деятельности по предупреждению ДТП, участниками которых могут стать дети. Спасибо Вам за статью.
Гульнара Айтуганова, дата: 17.08.2015 в 23:14
#8 В каждой образовательной организации имеется программа профилактической работы по безопасности дорожного движения. Но не везде имеется специально оборудованный кабинет ПДД и автоплощадка, видимо это специфика вашего интерната.
Татьяна Образцова, дата: 17.08.2015 в 23:24
#9 Уважаемые коллеги, с оборудованным кабинетом можно познакомиться страницах портфолио Костюниной Ираиды Александровны. Она зарегистрирована на уч.портфолио и все материалы доступны. Кабинет ПДД занимает первое место по Челябинской области и признан лучшим
Наталья Чубаева, дата: 17.08.2015 в 23:27
#10 Наталья Николаевна, статья очень актуальная на сегодняшний день, прочитала с огромным интересом. В нашей школе нет таких условий по реализации профилактической системы, но работа ведётся. Из ваших слов я поняла что существует специальная тетрадь для инструктажей, очень интересно каковы требования к её ведению и оформлению
Яна Терехова, дата: 18.08.2015 в 11:35
#11 Наталья Николаевна, в содержании вашей работы представлена вся система профилактики ДДТТ в нашей школе. Действительно, все воспитатели и классные руководители активно внедряют и используют все вами перечисленные формы работы с детьми по изучению и закреплению ПДД
ВАЛЕНТИНА АНАТОЛЬЕВНА ГОПТАРЁВА, дата: 23.08.2015 в 11:41
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.