С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма во внеурочной деятельности в группе продлённого дня"
Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области

 
 Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма во внеурочной деятельности в группе продлённого дня
 
 
     Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растёт число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на улицах и дорогах города гибнут десятки детей, более тысячи получают серьёзные травмы.  Причиной детского дорожно-транспортного травматизма является тот факт, что дети на недостаточном уровне знакомы с правилами безопасного поведения на дороге, нарушают правила безопасного поведения при переходе дорог, не осознавая трагических последствий своей беспечности.
     Донести полезные сведения до юных участников дорожного движения, выработать мотивацию в соблюдении ПДД, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дорогах и улицах, способствовать активной пропаганде ПДД – основная задача любого образовательного учреждения.
         Воспитание дисциплинированного пешехода является составной частью воспитания общей культуры человека. Достичь желаемого результата поможет правильная организация по принятию профилактических мер безопасности в дорожной ситуации со стороны педагогического коллектива, сотрудников ОГИБДД, ГАИ и родителей учащихся в школах.
         Для того чтобы вызвать потребность к изучению и соблюдению ПДД педагогами нашей школы совместно со Школьным инспектором дорожного движения составлена и реализована система профилактических мер по безопасности дорожного движения которая направлена на формирование, развитие и совершенствование знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте.  Целью воспитания и обучения правилам дорожного движения является сохранение жизни и здоровья детей и подростков, приучение их к установленному порядку в области дорожного движения.
Комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения проводится по следующим направлениям:
Информационно-обучающее – обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.    
      При изучении обучающихся правилам дорожного движения и формировании навыка безопасного поведения на улицах и дорогах  во внеурочной деятельности используются разнообразные формы, методы и средства.
Используемые формы проведения профилактических мероприятий:
В работе с учащимися эффективными формами профилактических мер являются:
  1.  Инструктажи представляют собой чёткие лаконичные правила, которые представлены в виде инструкций по  ПДД. Проводятся в каждом классе ежедневно перед уходом домой. После получения инструктажа дети расписывают в тетради безопасности дорожного движения
  2. Викторины. При подготовке викторины следует учитывать возраст и имеющуюся базу знаний.
   Особенности проведения: 
 - определяется тематика (одна тема или несколько)
 - вопросы строятся от простых к сложным
                         - конкретность постановки вопросов (вопросы должны предполагать  
                           конкретные ответы);
                         - формы проведения:
                            а) блиц-опрос
                            б) брейн-ринг
                            в) КВН и т.д.
  1. Беседы.
При подготовке учитывать: возрастные особенности.
Начальная школа: а) есть начальные знания – продолжение обучения
                                б) использовать опорные фразы, наглядность
                                в) управление велосипедом (основы)         
  1. Конкурсы, соревнования
Разрабатывается положение о конкурсе:
- утверждается руководителями ведомств, участвующих в проведении;
- указываются цели и задачи;
- условия проведения;
- возраст участников;
- критерии определения результатов;
- список рабочей группы и жюри;
- финансовое обеспечение.
5. Игры
Интеллектуальные:  а) настольные
                                   б) тренажерные
                                   в) компьютерные
Сюжетно-ролевые:  - позволяют моделировать типовые варианты дорожной                                                
                                    обстановки                
                                   а) в помещении
                                   б) на улице
                                    в) на транспортной площадке
6. Экскурсии
Заочные – используются фото-видео материалы, схемы;
Очные:  а) на улице – отработка и закрепление на практике имеющихся    
                  теоретических знаний, обучение проводить анализ ситуации  в
                  конкретных дорожных условиях:                  
               - пешие
               - автобусные
              б) в здании – ознакомление с условиями работы сотрудников ГИБДД,
                  спецтехникой          
В работе с родителями эффективными формами профилактических мер являются:
1. В школе оформлены  уголки безопасности для родителей, которые содержат:
- Информацию о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в городе (районе), школе.
- Основные причины ДТП с участием детей.
- Сведения о конкурсах, мероприятиях по БДД.
- План работы ЮИД.
- Фотовитрина (о ДТП).
- Сменные плакаты по особенностям сезона.
-  Рекомендации (памятки) родителям по вопросам обучения детей безопасному  поведению на дороге:
- как обучать ребенка азбуке дорог;
- законопослушный пешеход;
- «дорожные ловушки»;
- ребенок-пассажир, велосипедист и др.
2. Проведение родительских собраний по профилактике ДТП
3. Проведение родительски лекторий
4. Организация и проведение встреч с сотрудниками ОГИБДД и ГАИ
         Все занятия с учащимися и родителями проводятся в специально оборудованном кабинете ПДД, а отработка практических навыков учащихся осуществляется на территории школьной автоплощадки. Для качественного усвоения знаний используются наглядные пособия, которые отображают средства регулирования (дорожные знаки, разметка, сигналы регулировщика, сигналы светофора и правила их применения), иллюстрируют действия предписанные в ПДД в случаях применения различных средств регулирования, наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам. Для этого в кабинете имеются:
- уголок безопасности,
- технические средства обучения и медиатека,
- разнообразный дидактический материал,
- учебно-методическая литература,
- макеты безопасных маршрутов и дорожных знаков и т. д.
- настольные обучающие игры по ПДД
При проведении занятий с любой возрастной группой необходимо:
- использовать наглядные пособия;
- каждое правило сопровождать иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации;
- формулировать правила в утвердительной форме;
- добиваться того, чтобы дети не просто заучивали правила, а понимали их смысл, необходимость и последствия при невыполнении.
        Таким образом, деятельность нашего учреждения по формированию и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращению их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим отбору специальных форм и применения ряда дидактических методов и приемов. Описанная выше система профилактических мер по предупреждению ДДТТ является целесообразной, эффективной и результативной, так как способствует снижению роста ДТП, участниками и пострадавшими которых становятся дети.

 
Источники
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/02/21/programma-po-profilaktike-detskogo-dorozhno
http://pandia.ru/text/77/131/571.php
http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2014/01/19/metodika-provedeniya-vneklassnogo
karasart.ucoz.ru/000000truda/metodicheskie_rekomendacii.doc
http://sarschool7.ru/metods/programma_PDD.php
fiercest.ru/lection/sistema-po-obucheniyu-detei-pr...dvizheniya-vnimanie/
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 В статье приведен комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения и даны рекомендации по видам и формам этих мероприятий. Статья полезна для классных руководителей и воспитателей групп продленного дня.
#2 У нас в школе тоже активно применяются профилактические меры по безопасности дорожного движения (классные часы, уголки безопасности движения,проведение встреч с сотрудниками ГАИ и т.д.).
Эльвие Алимова, дата: 17.08.2015 в 22:10  
#3 Мы уже который год с обучающимися оформляем индивидуальные карты дорожного движения от дома до техникума, подробно каждый чертит схему движения.
Татьяна Образцова, дата: 17.08.2015 в 23:06  
#4 Ежедневно на последнем часе занятий отводится в конце 5 минут на повторение правил дорожного движения с обучающимися.
Татьяна Образцова, дата: 17.08.2015 в 23:07  
#5 Статья нужная и полезная! У нас в области сейчас много внимания уделяется профилактике ДДТП. Введены индивидуальные маршруты "Дом-Школа-Дом", электронные паспорта образовательных учреждений. В этом году в пришкольном лагере была профильная смена по ПДД. надеюсь результат будет - дети меньше будут страдать в ДТП!
Анжела Бурцева, дата: 17.08.2015 в 23:12  
#6 В нашей школе ежедневно проводятся минутки безопасности перед каждым уходом детей домой и перед каждым выездом на экскурсию, в театры или в кино. При этом каждый ребёнок обязан расписаться в специальной тетради для интсруктажей по технике безопасности ПДД
Наталья Чубаева, дата: 17.08.2015 в 23:13  
#7 Деятельность Вашего образовательного учреждения по формированию и развитию умений и навыков безопасного поведения, превращению их в устойчивые привычки заслуживает внимания. Вы подробно описали формы и методы деятельности по предупреждению ДТП, участниками которых могут стать дети. Спасибо Вам за статью.
Гульнара Айтуганова, дата: 17.08.2015 в 23:14  
#8 В каждой образовательной организации имеется программа профилактической работы по безопасности дорожного движения. Но не везде имеется специально оборудованный кабинет ПДД и автоплощадка, видимо это специфика вашего интерната.
Татьяна Образцова, дата: 17.08.2015 в 23:24  
#9 Уважаемые коллеги, с оборудованным кабинетом можно познакомиться страницах портфолио Костюниной Ираиды Александровны. Она зарегистрирована на уч.портфолио и все материалы доступны. Кабинет ПДД занимает первое место по Челябинской области и признан лучшим
Наталья Чубаева, дата: 17.08.2015 в 23:27  
#10 Наталья Николаевна, статья очень актуальная на сегодняшний день, прочитала с огромным интересом. В нашей школе нет таких условий по реализации профилактической системы, но работа ведётся. Из ваших слов я поняла что существует специальная тетрадь для инструктажей, очень интересно каковы требования к её ведению и оформлению
Яна Терехова, дата: 18.08.2015 в 11:35  
#11 Наталья Николаевна, в содержании вашей работы представлена вся система профилактики ДДТТ в нашей школе. Действительно, все воспитатели и классные руководители активно внедряют и используют все вами перечисленные формы работы с детьми по изучению и закреплению ПДД
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ