С нами 17141 учитель, 7295 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Образовательные и воспитательные технологии - на уроках музыки "
 

Мазурова Татьяна Михайловна,
высшая квалификационная категория,
учитель музыки
БОУ города Омска "Гимназия № 150",
Омская область

 

Образовательные и воспитательные технологии - на уроках музыки

 

Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить духовную культуру. Поэтому выпускники должны быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному самосовершенствованию.

На уроках музыки применяю технологии саморазвития личности школьника, технологии проектирования системы учебных задач с целью формирования общекультурных компетентностей обучающихся.

Выбор технологий и результаты психолого-педагогического диагностирования (методика ранжирования нравственных качеств на основе классификации В.В. Блюмкина: для выявления нравственной позиции школьника, методика изучения мотивации учения: для выявления значимым мотивов учебной деятельности, тестовая методика музыкальной одарённости Сишора: для выявления музыкальных способностей детей, методика «недописанный тезис»: для определения воспитанности детей) повышают информационную насыщенность учебных занятий, обогащают содержание учебно-познавательного материала, активизируют творческую деятельность обучающихся, расширяют пространтство участия обучающихся в урочной и исследовательской деятельности, мотивируют на достижение высоких учебных результатов.
 

Именно в «Технологии саморазвития личности обучающегося» делается опора на потребности саморазвития, на стремление на самоопределение, на самоуправление. 1
 

Ведущая роль обучения выступает как осознанное усвоение в обучении опыта, как опережающее управление личностью своим развитием, построение и реализация программ самосовершенствования.
 

Целенаправленная деятельность включает этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели, рефлексивный анализ деятельности.
 

Мотивация понимается обучающимися как совершенствование себя. Наряду с познавательными мотивами широко используются, стимулируются внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности.
 

Разработанные сценарии уроков 2, авторские программы 3 с целью формирования общекультурных компетенций позволяют осуществлять преподавание, учитывая определённый уровень подготовленности и мотивированности обучающихся, что и позволяет добиваться высоких показателей в обучении.
 

Как одна из форм анализа педагогической деятельности, выступления на педагогических чтениях, краеведческих конференциях с докладами по темам «Православная культура на уроках музыки в начальных классах как средство воспитания духовно - нравственной культуры», «Духовно - музыкальная эстетика на уроке музыки в 5-м классе», «Православная культура на уроках музыки: из опыта преподавания», раскрывают систему индивидуального маршрута обучающегося в области исследовательской деятельности с целью формирования общекультурной компетенции.
 

Особая роль отводится системно – деятельностному подходу в обучении как освоение пространства, где формируются общекультурные компетенции.
 

Повышение квалификации профессиональной переподготовки работников образования ГОУ ОмГПУ по программе «Реализация компетентностного подхода в обучении», курс лекций, прочитанных В.А. Шелонцевым, изучение авторского пособия «Реализация компетентностного подхода в обучении» (В.А. Шелонцев, Л.Н. Шелонцева), мотивация к применению технологии: «Наша жизнь — это решение различных задач, надо учиться видеть задачи и находить различные способы их решения» подтвердило мою гипотезу: реализация на уроке музыки «Технологии проектирования системы учебных задач» способствует формированию общекультурной компетенции обучающихся» посредством расширения сферы системного и деятельностного подхода на уроке музыки.
 

На уроках музыки решение задач направлено на самого обучающегося и ориентировано на формирование у него конкретного способа действия (интонирование, исполнение песни, слушание музыки, описание иллюстрации, изучение и анализ авторского музыковедческого текста) и обобщённого способа действия (рассуждение о музыке, музыкально- пластические движения, живописное иллюстрирование).
 

На уроке музыки обучающийся направляется к выполнению решения не одной задачи, а к целостной системе задач:

1. изучить музыковедческий текст в учебнике «Музыка», в «Дневнике музыкальных наблюдений для 5 класса», «Дневнике музыкальных размышлений для 6, 7 классов», в презентации;

2. познакомиться с живописным материалом учебника «Музыка», «Дневника музыкальных наблюдений для 5 класса», «Дневника музыкальных размышлений для 6, 7 классов», презентации;

3. прослушать музыкальный фрагмент в исполнении учителя или в музыкальной записи;

4. вслушаться и услышать образно - интонационный строй музыкального произведения;

5. найти свой вариант ответа (или с помощью учебника) на установление интонационно - содержательных связей в музыке;

6. участвовать обучающимся в вокально – хоровой деятельности;

7. выполнить музыкально-ритмические движения (дирижирование, прохлопывание ритма, пластические движения по интонированию);

8. выполнить музыкально-живописное иллюстрирование как результат изученного музыкального материала;

9. рассуждать о своих музыкальных впечатлениях,

10. выполнить один из вариантов предложенного домашнего задания как рефлексия на изученный музыковедческий материал;

11. участвовать в самооценке своей деятельности на уроке.
 

Функции системы учебных задач на музыкальном занятии с позиции системно-деятельностного подхода актуализирует личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развития обучающихся.
 

Выбор образовательных и воспитательных технологий, организация учебной деятельности по формированию общекультурных компетенций способствуют мотивации обучающихся на самообразование и самовоспитание.


Источники

1 Г.К. Селевко Руководство по организации самовоспитания школьников Профессиональная библиотека учителя, «народное образование»,- С.10

2 УМК «Музыка», Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

3 «Культура и искусство города Омска», «Омский Христо-Рождественский собор в исследовательской деятельности обучающихся»

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Я уверена , что в процессе использования разнообразных технологий на уроке музыке дети узнают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.
Светлана Трушина, дата: 16.08.2014 в 10:32  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ