С нами 17294 учителя, 7326 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Багрицкий - поэт романтического лада
Просмотров: 1852, дата: 03.11.2015, автор: Нина Васильевна Ефимова
 И пред ним, зеленый снизу,
Голубой и синий сверху,
Мир встает огромной птицей,
Свищет, щелкает, звенит.
 
        «Сибарит, изнеженный на пуховиках столетий»,- так называл себя Багрицкий во время работы с Маяковским в окнах РОСТА.
БАГРИЦКИЙ (псевдоним; настоящая фамилия - Дзюбин), Эдуард Георгиевич [1895 - .1934 - русский советский поэт.
 
 
 
        Тихий неуклюжий еврейский мальчик, сын владельца лавочки на Ремесленной улице в Одессе, испытывал глубокое отвращение к математике и ненавидел медицину. Он никак не хотел соответствовать планам родителей — «типичных представителей еврейской мелкой буржуазии», как Багрицкий будет писать в автобиографиях советского периода. «…Их мечтой было сделать из меня инженера, в худшем случае доктора или юриста». Единственные предметы, по которым он успевал в реальном училище, — это история, русский язык, литература. После училища он окончил курсы землемеров — и забыл всё, чему там учили. Позже Эдуард Багрицкий в стихотворении «Происхождение» так напишет о своем детстве: 
Меня учили: крыша — это крыша. 
Груб табурет. Убит подошвой пол. 
Ты должен видеть, понимать и слышать, 
На мир облокотиться, как на стол.
 
 
Он любил Стивенсона и «Слово о полку Игореве». Из поэтов, помимо Кузмина, любимыми были Северянин и  Гумилёв. Участвовал в литературном кружке, тогда это было очень модно: Одесса пребывала в состоянии литературной экзальтации. Кружок носил претенциозное   название «Аметистовые уклоны». На деньги тянувшегося к «высокому» сына банкира издавались изысканные альманахи: «Серебряные струны» и «Шёлковые фонари», «Авто в облаках» и «Чудо в пустыне».  


 

 
 Простая еврейская фамилия Дзюбин мало подходила ко всей этой красоте, и поэт (атлетического сложения, со шрамом на щеке) выступал под псевдонимами. Один из них — Нина Воскресенская — представляет интерес разве что для досужего психоаналитика. Псевдоним Багрицкий точно попал в историко-литературную лузу.
 
 Группа конструктивистов. Конец 20 годов
 
До революции (1914—1917) Багрицкий работал преимущественно в реквизитной, романтически-экзотической стилистике (так, уже в 1970-х, будет писать Булат Окуджава). Обычные слова и вещи казались ему «чуждыми поэтическому лексикону — они звучали фальшиво и ненужно». Зато кстати пришлись   «маг в колпаке зелёном» да «восковая пастушка». И «в аллее голубой, где в серебре тумана прозрачен чайных роз тягучий аромат…». И «в таверне «Синий бриг» усталый шкипер Пит…».В его  стихах сразу же проявились и музыкальный напор, и наступательная энергия, и заводящий   раскат:
Нам с башен рыдали церковные звоны,
Для нас поднимали узорчатый флаг,
А мы заряжали, смеясь, мушкетоны
И воздух чертили ударами шпаг.

 
        В 1919 Багрицкий был бойцом Особого партизанского отряда им. ВЦИК, писал агитстихи, воззвания, листовки. В 1918-25 печатался в одесских газетах и сатирических журналах («Моряк», «Одесские известия», «Яблочко», «Шквал» и др.). Сотрудничал как поэт и художник в ЮГРОСТА. В лирических стихотворениях и поэмах этих лет («Птицелов», «Тиль Уленшпигель», «Трактир», «Голуби, «Фронт», «Осень»,«Фронтовик», «Арбуз» и др.) созданы романтические образы вольнолюбивых, мужественных людей, нарисованы эмоционально насыщенные, полные жизни картины природы.

 
 
        Современники говорят, что Багрицкий великолепно читал стихи — свои и чужие. Читал в литературных салонах , читал в парках с эстрады, читал с чьего-нибудь балкона…Лучшие — самые громкие и звонкие — стихи Багрицкого писались   под знаком того времени, когда жизни человеческой цена была копейка: 
Так бей же по жилам,
Кидайся в края,
Бездомная молодость,
Ярость моя!

 Э Багрицкий. Одесса.
 
 «Багрицкий столько рассказывал о себе удивительных небылиц, они в конце концов так крепко срослись с его жизнью, что порой невозможно распознать, где истина, а где легенда… Он напоминал то ленивого матроса с херсонского дубка, то одесского «пацана»-птицелова, то забубённого бойца из отряда Котовского, то Тиля Уленшпигеля», — вспоминал Константин Паустовский. Романтика как таковая влекла Багрицкого бесконечно, независимо от содержания. Обычная жизнь ему казалась пресной и ненастоящей, как и обычные слова.
 
 
 
Он умер от воспаления лёгких 16 февраля 1934 года... Жизнь закончилась в тех красочных декорациях, которые он всегда любил как романтик, — гроб с его телом сопровождал эскадрон кавалеристов. Было торжественно и красиво. «Первая могила нашего поколения», — рыдал Олеша на Новодевичьем (он попросит, чтобы его положили к другу и свояку:   они так лежат, в одной могиле). 
Наиболее известные произведениями Э. Багрицкого – это «Птицелов» (1918, 1926), «Дума про Опанаса» (1926), «Контрабандисты» (1927),  «Смерть пионерки (1932)


 
 
 По воспоминаниям друзей, Багрицкий был своеобразным охотником, который не столько стрелял, сколько слушал и в «решающую минуту» пугал, вызывая досаду спутников.  Однажды   вечером пошел дождь, и охотники были вынуждены уйти в деревню Пикозеро на ночлег. Остановились у крестьянина И. Г. Селиванова. Ночью услышали рыдания хозяйки дома: умирала дочь Селивановых Вера. Весной она провалилась под лед на озере и теперь тяжело болела. Мать уговаривала Веру: «Поцелуй иконку… Святой лик поможет тебе, вернет здоровье». В ответ на эти слова девочка с трудом выговорила: «Мама, отступись, не поцелую». Через несколько часов Веры не стало. 


 


 
      Э. Багрицкий, по свидетельству Ефима Твердова, был потрясен смертью девочки-пионерки, ее мужественным поведением в последние часы жизни. Два дня он не выходил из комнаты в доме Е. Твердова, куда вернулись от Селивановых, был задумчив и замкнут.  Так появилась  поэма о девочке-пионерке «Смерть пионерки». 

 
 
 

  Поэт Николай Дементьев рассказывал о нищете, в которой жили Багрицкие: «Это были самые невероятные помещения. Семья ела дефицитную ветчину и ютилась в подвалах. В одной комнате заливало до такой степени, что на полу стояли огромные лужи. Однажды во время дождя всю ночь простояли в дверной нише. Знакомые привыкли к такому образу жизни Багрицких и ничуть не удивлялись. Приходили гости, видели лужи от дождя на полу, кричали: «Эй, перевозчика!» Когда родился ребенок, то соседка услышала писк и, войдя в комнату, увидела младенца, лежавшего в грязи; подумала вначале, что подкидыш…».


 
 Всеволод Багрицкий.
 
Родившийся ребенок станет в будущем единственным и любимым сыном Багрицкого, наделенный так же, как и его родители, трагической, но яркой судьбой – поэт, журналист и литератор Всеволод Багрицкий, проживший короткую, но яркую жизнь юного поэта и оставившего потомкам несколько прекрасных стихов и поэм.

 
 
 
 . В 1931 году, в одном из ярких своих стихотворений «Разговор с сыном», Багрицкий пишет:
Я прохожу по бульварам. Свист 
В легких деревьях. Гудит аллея. 
Орденом осени ржавый лист 
Силою ветра к груди приклеен. 
Сын мой! Четырнадцать лет прошло. 
Ты пионер — и осенний воздух 
Жарко глотаешь. На смуглый лоб 
Падают листья, цветы и звезды. 
Этот октябрьский праздничный день 
Полон отеческой грозной ласки, 
Это тебе — этих флагов тень, 
Красноармейцев литые каски. 
Мир в этих толпах — он наш навек... 
Топот шагов и оркестров гомон, 
Грохот загруженных камнем рек, 
Вой проводов — это он. Кругом он. 
Сын мой! Одним вдохновением мы 
Нынче палимы. И в свист осенний, 
В дикие ливни, в туман зимы 
Грозно уводит нас вдохновенье. 


 
 
 
Источники:
http://www.chaskor.ru/article/angel_smerti_v_kozhanoj_tuzhurke__20802
scanpoetry.ru/poetry/507
ru.wikipedia.org/wiki/
 
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Спасибо Вам за материал о жизни и деятельности самого заметного представителя романтического направления советской поэзии!
Гульнара Айтуганова, дата: 03.11.2015 в 18:20  
#2 Многие молодые поэты вспоминали о живом интересе Багрицкого к талантливым людям, об оказанной им поддержке.
Гульнара Айтуганова, дата: 03.11.2015 в 18:22  
#3 Богатый материал собран Вами об одном из ярких поэтов советского времени. Много интересных и любопытных фактов, которые будут интересны многим из нас. Его творчество действительно многогранно и привлекательно, что потомкам всегда будет радостно знакомиться с его творчеством. Спасибо за приглашение.
Ольга Степанова, дата: 03.11.2015 в 18:43  
#4 Нина Васильевна, как всегда блог выполнен безукоризненно! Содержание впечатляет! Посоветую своим коллегам в школе использовать Ваш материал на уроках!
Галина Борискина , дата: 03.11.2015 в 18:54  
#5 Спасибо за интересный материал о Э. Багрицком. Романтические яркие стихи Багрицкого до сих звучат в песнях. Поэма "Смерть пионерки" в памяти со школьной скамьи осталась, было другое время - другое отношение к религии, вере в бога.
Татьяна Образцова, дата: 04.11.2015 в 11:05  
#6 Лев Славин (писатель, друг юности) писал о поэте: «Густая прядь русых волос косо падает на глаза. А глаза по-птичьи круглые, серые, почти всегда весёлые. Вот эта птичья зоркость, и орлиный нос, и посадка головы чуть набок, и общая голенастость фигуры делали Багрицкого похожим на большую благородную птицу…».
Нина Васильевна Ефимова, дата: 09.11.2015 в 16:19  
#7 Спасибо, дорогие коллеги, за комментарии.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 16.11.2015 в 12:35  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ