Статья "Подростки и гаджеты - вред или польза?"
Татьяна Образцова
08.06.2015
30522
9
Научно-исследовательская деятельность учителя
Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.
Подростки и гаджеты - вред или польза?
Актуальность темы: технологии не стоят на месте, подростка XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для ребят и предмет беспокойства родителей.
Что такое гаджеты?
Гаджеты – небольшие электронные устройства. Они слышат, видят, поют и делают кучу мелочей, без которых мы легко обходились, но в процессе использования втянулись и захотели ещё. Многие из них имеют старших родственников и появились благодаря новым технологиям, стали компактными. Магнитофон превратился в аудиоплеер, видеомагнитофон стал медиапроигрывателем. Настольный компьютер обзавелся роднёй: ноутбуки, нетбуки, планшеты и КПК.
Перечня устройств, которые являются гаджетами, нет, как нет и стандартов по гаджетам. Вот некоторые примеры гаджетов: планшет, МР3-плеер, электронная книга, цифровой фотоаппарат, смартфон, масса полезных и бесполезных устройств подключаемых через USB порт к компьютеру, и так далее.
Гаджеты: за и против
Сегодня подростки лучше взрослых обращаются с навороченными смартфонами и планшетными компьютерами. К сожалению, гаджеты для многих из них становятся единственным увлечением. Главное достоинство современных электронных помощников-гаджетов - обеспечение быстрой и доступной связи, комфорта и доступа к информации. Как свидетельствуют данные опроса Фонда Общественное Мнение (ФОМ), 67% россиян уверены, что современные электронные гаджеты бесспорное благо для человека и приносят больше пользы, чем вреда. Основными факторами “вредности” гаджетов противники увлечённости ими называют вред здоровью и развитие у подростков зависимости от них. Кстати, психологи ввели недавно в обиход даже специальный термин, означаемый зависимость от мобильных устройств - “номофобия”.
Чем полезны гаджеты?
Развлечение с обучением: полезных логических игр, игр на внимание множество. Простейшие графические редакторы помогут научиться различать оттенки цветов. Управление мышью поможет сделать пальцы ловкими.
Овладение новыми навыками: можно научиться фотографировать, снимать видео, тут же собирать их в ролик, дополняя титрами, заставками, музыкой.
Общение: удобное средство связи.
Поиск информации: решение конкретных задач, замена обычных книг на электронные. Последние модели позволяют не только читать, а ещё и слушать аудио и смотреть видео. Нетбуки и планшеты также облегчили обучение. С их помощью можно выйти в Интернет и просмотреть интересующую информацию.
Чем опасны гаджеты?
Вред здоровью человека от сотового телефона
По словам ученых Российского центра электромагнитной безопасности, последствия до конца не ясны, но точно известно, что электромагнитные излучения влияют на головной мозг по нарастающей. Поэтому сотовым телефоном нельзя пользоваться больным эпилепсией и предрасположенным к этой болезни - излучение сотовой трубки может спровоцировать эпилептический припадок. Мобильные телефоны отрицательно влияют как на работоспособность, так и общее самочувствие подростков.
Правила и рекомендации по использованию мобильного телефона:
- Не подносить телефон к голове сразу же после нажатия кнопки начала набора номера. В этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время разговора;
- Держать телефон в сумке, поскольку на расстоянии 30-40 см воздействие ЭМП значительно меньше;
- Использовать мобильные телефоны с гарнитурами;
- Носить мобильные телефоны на шее не рекомендуется;
- Ограничить продолжительность одного звонка до 1 минуты.
Смартфон в кармане брюк
Научные исследования доказали: десятиминутного разговора по мобильному телефону достаточно, чтобы температура поверхности мозга повысилась на 0,1°С. Клетки на такой подогрев реагируют весьма неоднозначно: сильные начинают усиленно делиться, слабые просто погибают. Чтобы начались проблемы с потенцией, достаточно по одному часу в день в течение года носить подобного рода излучатель в переднем кармане брюк. А ещё есть мнение, что под воздействием ЭМИ (электромагнитного излучения) от мобильных телефонов повышается свёртываемость крови. А это может привести к закупорке сосудов и нарушению работы сердечно - сосудистой системы.
Наушники на голове
Каждый десятый пользователь плеера – потенциальный обладатель слухового аппарата. К такому выводу пришли специалисты научного комитета ЕС. Всё дело в особых волосковых клетках, которые расположены во внутреннем ухе. Эти клетки делятся на группы, каждая из которых отвечает за преобразование звуков из внешней среды в импульсы, которые передаются в кору головного мозга. Если какая-то группа поражена, человек перестаёт воспринимать шелест листьев, или шёпот, или тихую мелодию и т.д. А поражаются клетки из-за превышения допустимого уровня шума. Средняя громкость обычного разговора около 60 децибел, а громкость музыки в наушниках почти в два раза выше. Специалисты ВОЗ утверждают, что воздействие шума такой силы даже на протяжении часа в день способно стать причиной глухоты в ближайшие два-три года.
Планшет перед глазами
О вреде компьютерных мониторов можно не упоминать: это знают все. О коварстве модных планшетов и электронных книг говорят гораздо реже, ведь их в основном используют на досуге, а считается, что свободного времени у современных подростков немного, и испортить себе глаза они просто не успеют. Тем не менее, зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, в XXI веке оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением. Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отраженная. В результате нарушается аккомодация (перефокусировка взгляда с ближних предметов на дальние и обратно), значительно снижается острота зрения. Те, кто регулярно работает за компьютером и при этом находит время по 5 часов в день смотреть на экран гаджетов, через 10 лет могут потерять из вида практически все.
Если подростка лишить возможности ежедневно использовать модные гаджеты: 37% отмечают симптомы необоснованного страха, тоски и преддепрессивного состояния; 24% жалуются на общую апатию; 21% замечают снижение самооценки, неуверенность в собственных силах; 14% не замечают за собой каких-либо изменений, однако жалуются на то, что жизнь становится более скучной.
Стоит признать, что гаджеты для подростков не остановить во внедрении и развитии. Но правила безопасности их использования подростками должны чётко соблюдаться. И эту задачу должны взять на себя родители.
Заключение
Гаджеты помогают развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику и внимание. Но гаджеты могут и навредить здоровью – при бездумном и неограниченном использовании портится зрение, может сформироваться зависимость от гаджетов, живое общение подменится виртуальным.
Гаджеты нужно использовать с умом. Нет ничего однозначно хорошего или плохого, нужно всё, но в меру. Пусть гаджеты присутствуют в жизни подростка наравне с прогулками на воздухе и кружками, со спортивными секциями, общением со сверстниками, фильмами. Именно родители могут и должны найти баланс всего этого.
Если подросток научится правильно пользоваться новинками компьютерного рынка, то в дальнейшем ему это только пригодится. Важно, чтобы гаджет был помощником подростка в раскрытии талантов.
Поскольку бум мобильных устройств начался сравнительно недавно, лишь 10-15 лет назад, их возможное воздействие на организм человека ещё плохо изучено. Более точные ответы исследователи надеются получить благодаря проекту "Космос" - это самая масштабная в истории программа по изучению воздействия мобильных телефонов на здоровье человека. Добровольцами в ней выступают более четверти миллиона пользователей мобильников. Правда, итоги этого исследования будут подведены только через тридцать лет. Имеющиеся на сегодня данные краткосрочных экспериментов не достаточны, чтобы утверждать наличие связи между заболеваемостью и современными гаджетами, поэтому Всемирная организация здравоохранения сейчас относит мобильные телефоны в ту же категорию, что и, например, кофе: "риск напрямую не доказан, но и не может быть полностью исключен".
Источники:
1.Сайт журнала "Здоровье": zdr.ru/articles/elektronnue_deti Электронные дети
2.shkolazhizni.ru/archive/0/n-34786/ Гаджеты. Что это такое?
3.l-pankova.ru/podrostok-i-sovremennye-gadzhety-eksperiment/Подросток и современные гаджеты. Эксперимент.
4.www.artofcare.ru/top/6665.html Дети и электронные гаджеты: Кто кого?
Другие статьи
- Система работы школьного ученического самоуправления (из опыта работы)
- Активизация познавательной деятельности школьников в обучении математике (из опыта работы)
- Готов ли ваш ребёнок к школе?
- Межобразовательная среда: “Опыт Швеции и Норвегии”
- Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку
- Оценивание владения учащимися иностранным языком: из опыта работы в средней школе
- Роль пропедевтического курса начальной геометрии в формировании положительной мотивации
- Всероссийская олимпиада школьников: как подготовить победителя?
- Современный подход к проведению урока в коррекционной школе в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов
- Музей как средство патриотического воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Родителям не следует давать детям планшеты и смартфоны по утрам. Британский психолог Линда Блэр утверждает, что использование гаджетов ранним утром негативно влияет на концентрацию внимания ребенка в классе. www.ug.ru/news/15319
Татьяна Образцова, дата: 09.06.2015 в 8:59
#2 Психолог Линда Блэр также обращается к учителям с просьбой минимизировать количество тех домашних заданий, для выполнения которых требуется компьютер. И к родителям – с просьбой как можно меньше времени проводить перед экраном, воспитывая детей своим примером. Психолог уверена: школьные требования выполнять домашнее задание на компьютере делают детей усталыми и рассеянными. Считается, что экран повышает уровень гормона стресса – кортизола.
Татьяна Образцова, дата: 09.06.2015 в 9:00
#3 Интересный материал, возьму в копилку классного руководителя, пригодится в работе с родителями и детьми уже в 7 классе. Согласна со всеми Вашими рассуждениями и выводами, это правильно, что гаджеты помогают развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику и внимание. Но гаджеты могут и навредить здоровью – при бездумном и неограниченном использовании портится зрение, может сформироваться зависимость от гаджетов, живое общение подменится виртуальным.
Гаджеты нужно использовать с умом.
Валентина Титова, дата: 09.06.2015 в 22:15
#4 Татьяна Ивановна, Ваши блоги свидетельствуют о большом разнообразии Ваших интересов и в разных областях знаний. Вы человек творческий и образованный.Удачи Вам и благополучия. Всегда Ваша В.Н.
Валентина Титова, дата: 09.06.2015 в 22:19
#5 Cовременных детей трудно представить без технологичных гаджетов. Даже 3-4-летние малыши сегодня умело играют на планшетах, а дети постарше комфортно чувствуют себя в интернете.Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать.
Елизавета Левахина, дата: 09.06.2015 в 22:25
#6 Надо четко контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ.
Елизавета Левахина, дата: 09.06.2015 в 22:27
#7 Татьяна Ивановна, согласна с Вами, что во всем нужно знать меру! Интересный и полезный материал! Спасибо!
Ольга Володина, дата: 13.06.2015 в 11:09
#8 Татьяна Ивановна! Материал очень актуальный!Сын постоянно сидит то в телефоне, то за компьютером. Но все мои доказательства о вреде все равно не воспринимает!
Ольга Даниловская, дата: 14.06.2015 в 19:22
#9 Отличная тема для проведения родительского собрания в любом классе. Особенно в коррекционных школах.Чрезмерное использование гаджетов вызывает у всех детей своего рода зависимость. Отличный материал для того чтобы убедить детей в меру пользоваться гаджетами
Наталья Чубаева, дата: 15.06.2015 в 10:32
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.