Статья "Использование мультимедиа презентации во внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации и введении федеральных государственных образовательных стандартов на примере специальной коррекционной школы – интерната №4"
Наталья Чубаева
21.07.2015
4932
2
ИКТ
Чубаева Наталья Николаевна
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
Использование мультимедиа презентации во внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации и введении федеральных государственных образовательных стандартов на примере специальной коррекционной школы – интерната №4
В рамках реализации ФГОС НОО под внеурочной деятельностью следует понимать такую образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, существенно отличающихся от классно-урочной системы. Такая деятельность, как правило, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе для детей с ОВЗ призвана решить целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность в школе – интернате №4 организуется по следующим направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- гражданско – патриотическое;
- досугово-развлекательное отражается в таких формах как: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
В условиях коррекционного образовательного учреждения на сегодняшний день невозможно представить внеурочную деятельность без использования информационных технологий. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, способствует созданию ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, интересными, разнообразными.
В наступивший век компьютеризации невозможно представить современному педагогу внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото - видеокопилку.
Использование ИКТ, безусловно, внесло изменение во внеурочную деятельность. Во-первых, дети другие. Ребёнок стал более активным участником учебно-воспитательного процесса, превратился в помощника учителя. У детей повысился интерес к учебе и внеклассным мероприятиям. Во-вторых, изменилась и роль самого учителя. Использование ИКТ, несомненно, дало толчок его самосовершенствованию, самореализации, появилось больше возможностях проявить себя творчески. Сегодня педагоги свободно используют компьютерные технологии как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Одним из самых распространённых и широко применяемых во внеурочной деятельности ИКТ является мультимедийная презентация.
Необходимость введения мультимедийной презентации, прежде всего, обусловлена формированием информационной культуры педагога на современном этапе образовательного процесса. Современный учитель всё чаще обращается к информационным – компьютерным технологиям. Это обусловлено современным миром, в котором мы живём и новыми технологиями обучения младших школьников.
Мультимедийная презентация – это мультимедийный продукт, который представляет собой набор слайдов, содержащий различные наглядные, текстовые, информационные объекты. Процесс демонстрации осуществляется при помощи компьютера и проектора.
Слайд (несколько слайдов) – это учебный эпизод. Слайды можно подготовить для каждого этапа урока.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели занятия или мероприятия:
Образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношения между объектами изучения;
Развивающий аспект – развитие познавательного интереса учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
Воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения чётко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.
Мультимедийную презентацию целесообразно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения.
При использовании мультимедийных презентаций традиционная структура мероприятия может не меняться. Изменяются временные характеристики и насыщенность.
До 30% экономия учебного времени. Увеличивается плотность урока.
Учитель выступает в роли организатора познавательной деятельности учащихся.
Основные формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Внеурочная деятельность в начальной школе для детей с ОВЗ призвана решить целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность в школе – интернате №4 организуется по следующим направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- гражданско – патриотическое;
- досугово-развлекательное отражается в таких формах как: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
В условиях коррекционного образовательного учреждения на сегодняшний день невозможно представить внеурочную деятельность без использования информационных технологий. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, способствует созданию ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, интересными, разнообразными.
В наступивший век компьютеризации невозможно представить современному педагогу внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото - видеокопилку.
Использование ИКТ, безусловно, внесло изменение во внеурочную деятельность. Во-первых, дети другие. Ребёнок стал более активным участником учебно-воспитательного процесса, превратился в помощника учителя. У детей повысился интерес к учебе и внеклассным мероприятиям. Во-вторых, изменилась и роль самого учителя. Использование ИКТ, несомненно, дало толчок его самосовершенствованию, самореализации, появилось больше возможностях проявить себя творчески. Сегодня педагоги свободно используют компьютерные технологии как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Одним из самых распространённых и широко применяемых во внеурочной деятельности ИКТ является мультимедийная презентация.
Необходимость введения мультимедийной презентации, прежде всего, обусловлена формированием информационной культуры педагога на современном этапе образовательного процесса. Современный учитель всё чаще обращается к информационным – компьютерным технологиям. Это обусловлено современным миром, в котором мы живём и новыми технологиями обучения младших школьников.
Мультимедийная презентация – это мультимедийный продукт, который представляет собой набор слайдов, содержащий различные наглядные, текстовые, информационные объекты. Процесс демонстрации осуществляется при помощи компьютера и проектора.
Слайд (несколько слайдов) – это учебный эпизод. Слайды можно подготовить для каждого этапа урока.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели занятия или мероприятия:
Образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношения между объектами изучения;
Развивающий аспект – развитие познавательного интереса учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
Воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения чётко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.
Мультимедийную презентацию целесообразно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения.
При использовании мультимедийных презентаций традиционная структура мероприятия может не меняться. Изменяются временные характеристики и насыщенность.
До 30% экономия учебного времени. Увеличивается плотность урока.
Учитель выступает в роли организатора познавательной деятельности учащихся.
Основные формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Рекомендации к здоровьесберегающей деятельности учителя применяющего мультимедийную презентацию
1. Строго соблюдать санитарные требования организации рабочего места в кабинете.
2. Проводить мультимедийную презентацию с использованием проектор и экрана. Увеличивается время работы с презентацией, так как перед экраном монитора продолжение непрерывных занятий для детей 6-11 лет не более 15 минут.
3. Организация физкультминуток и психологических пауз, для профилактики зрительного и общего утомления детей.
4. Соблюдать основные требования для создания презентаций.
2. Проводить мультимедийную презентацию с использованием проектор и экрана. Увеличивается время работы с презентацией, так как перед экраном монитора продолжение непрерывных занятий для детей 6-11 лет не более 15 минут.
3. Организация физкультминуток и психологических пауз, для профилактики зрительного и общего утомления детей.
4. Соблюдать основные требования для создания презентаций.
Основные требования для создания презентаций.
Минимально возможное количество слов (кратко и по существу).
Для надписей и заголовков - крупный шрифт, ограниченное использование текста.
Лаконичность.
Выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся должны будут записывать в тетради, прочитывать их вслух, во время демонстрации презентации.
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью прочтения с последнего ряда парт.
Заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого цвета», не должны вызывать раздражения и утомления глаз (холодные тона: зелёный, фиолетовый, синий).
Для оформления фона важно использовать картинки, но так, чтобы фоновый рисунок не отвлекал от текста.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять всё экранное поле.
Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
Для текста не использовать ярких тонов, приемлемыми являются коричневый, бордовый цвета.
Для лучшего усвоения учащимися знаний следует предлагать слайды, оформленные в одном тоне, но только не в белом, белый цвет действует на детей угнетающе и их зрительная активность снижается.
Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени (2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат.
Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных результатов:
• придаёт занятию эмоциональную окрашенность;
• психологически облегчает процесс усвоения;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор;
• повышается производительность труда учителя.
Виды и формы внеклассной работы многообразны. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными формами, такими, как утренники и вечера, жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к познанию окружающего мира, к расширению кругозора, интереса к учебной деятельности. Использование компьютера позволяет любое мероприятие сделать привлекательным, информативным и по-настоящему современным.
Моя работа как учителя и воспитателя построена с применением ИКТ. Все открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления я провожу с применением информационных технологий. Благодаря электронным образовательным ресурсам, я могу подготовить мультимедийное сопровождение любого урока, по любому предмету начальной школы, которые веду.
Например, по направлению «Спортивно-оздоровительное» в моём классе с применением презентаций были проведены такие мероприятия, как:
«Почему мы болеем»,
«Овощи и фрукты – полезные продукты»,
«Путешествие в страну «Здоровячков»
На военно – патриотическую тематику были составлены и использованы презентации:
«Беслан… навсегда оборванные судьбы»
«Цена Победы» (устный журнал)
«Право быть ребёнком»
«Одна на всех – победа»
Использовались мультимедийные технологии при проведении интеллектуально-познавательных игр: «Пытливые умы», «100 к одному», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером»
Использование мультимедийных презентаций во внеурочной работе предоставили широкие потенциалы и возможности для реализации различных проектов, таких как:
«Деревья нашего города»
«Доктора природы Южного Урала»
«Путешествие в книжное царство – мудрое государство»
Таким образом, можно сказать, что использование ИКТ способствует:
Изменению форм и методов организации внеурочной жизнедеятельности учащихся и организации их досуга;
Стимулированию стремления учащихся к постоянному само-совершенствованию и готовности к самостоятельности.
Изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера, расширению их кругозора;
Усилению метапредметных связей;
Настоящему педагогу необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.
Источники
http://plotnikova.ucoz.ru/load/vneurochnaja_dejatelnost/celi_i_zadachi_vneurochnoj_dejatelnosti/10-1-0-176
http://sov.opredelim.com/docs/91800/index-7761.html
http://ppt4web.ru/informatika/programma-poerpoint-i-ee-vozmozhnosti-ponjatie-prezentacii-ee-celi-i-zadachi.html
http://wiki.pskovedu.ru/index.php/
http://xn----dtbqybamjef.xn--p1ai/2014/section/230/95704/
Для надписей и заголовков - крупный шрифт, ограниченное использование текста.
Лаконичность.
Выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся должны будут записывать в тетради, прочитывать их вслух, во время демонстрации презентации.
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью прочтения с последнего ряда парт.
Заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого цвета», не должны вызывать раздражения и утомления глаз (холодные тона: зелёный, фиолетовый, синий).
Для оформления фона важно использовать картинки, но так, чтобы фоновый рисунок не отвлекал от текста.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять всё экранное поле.
Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
Для текста не использовать ярких тонов, приемлемыми являются коричневый, бордовый цвета.
Для лучшего усвоения учащимися знаний следует предлагать слайды, оформленные в одном тоне, но только не в белом, белый цвет действует на детей угнетающе и их зрительная активность снижается.
Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени (2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат.
Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных результатов:
• придаёт занятию эмоциональную окрашенность;
• психологически облегчает процесс усвоения;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор;
• повышается производительность труда учителя.
Виды и формы внеклассной работы многообразны. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными формами, такими, как утренники и вечера, жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к познанию окружающего мира, к расширению кругозора, интереса к учебной деятельности. Использование компьютера позволяет любое мероприятие сделать привлекательным, информативным и по-настоящему современным.
Моя работа как учителя и воспитателя построена с применением ИКТ. Все открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления я провожу с применением информационных технологий. Благодаря электронным образовательным ресурсам, я могу подготовить мультимедийное сопровождение любого урока, по любому предмету начальной школы, которые веду.
Например, по направлению «Спортивно-оздоровительное» в моём классе с применением презентаций были проведены такие мероприятия, как:
«Почему мы болеем»,
«Овощи и фрукты – полезные продукты»,
«Путешествие в страну «Здоровячков»
На военно – патриотическую тематику были составлены и использованы презентации:
«Беслан… навсегда оборванные судьбы»
«Цена Победы» (устный журнал)
«Право быть ребёнком»
«Одна на всех – победа»
Использовались мультимедийные технологии при проведении интеллектуально-познавательных игр: «Пытливые умы», «100 к одному», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером»
Использование мультимедийных презентаций во внеурочной работе предоставили широкие потенциалы и возможности для реализации различных проектов, таких как:
«Деревья нашего города»
«Доктора природы Южного Урала»
«Путешествие в книжное царство – мудрое государство»
Таким образом, можно сказать, что использование ИКТ способствует:
Изменению форм и методов организации внеурочной жизнедеятельности учащихся и организации их досуга;
Стимулированию стремления учащихся к постоянному само-совершенствованию и готовности к самостоятельности.
Изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера, расширению их кругозора;
Усилению метапредметных связей;
Настоящему педагогу необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.
Источники
http://plotnikova.ucoz.ru/load/vneurochnaja_dejatelnost/celi_i_zadachi_vneurochnoj_dejatelnosti/10-1-0-176
http://sov.opredelim.com/docs/91800/index-7761.html
http://ppt4web.ru/informatika/programma-poerpoint-i-ee-vozmozhnosti-ponjatie-prezentacii-ee-celi-i-zadachi.html
http://wiki.pskovedu.ru/index.php/
http://xn----dtbqybamjef.xn--p1ai/2014/section/230/95704/
Другие статьи
- Проведение экологических акций как одно из условий работы по достижению личностных результатов
- «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
- Разработка учебной программы модульного типа по информатике и ИКТ в 8 классе (базовый уровень)
- “УчПортфолио”, или Электронная презентация результатов педагогической деятельности учителя музыки
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
- Сплочение детского коллектива ( из опыта работы)
- Модель организации дополнительного образования в школе (из опыта организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС)
- Методические рекомендации по обследованию ребенка специалистами внутришкольного медико-психолого-педагогического консилиума
- Формы контроля знаний обучающихся техникума по информатике
- Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Мультимедиа технологии используются как в работе с детьми, так и с родителями. Спектр используемых педагогами в образовательном процессе информационных ресурсов сегодня очень разнообразен.
Татьяна Образцова, дата: 25.07.2015 в 23:38
#2 ИКТ активно входят в образовательный процесс наравне с традиционными средствами развития, воспитания, коррекции.
Татьяна Образцова, дата: 25.07.2015 в 23:40
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.