Статья "Роль портфолио педагога в повышении квалификации в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения"
Наталья Чубаева
22.07.2015
4214
10
В помощь учителю
Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
Роль портфолио педагога в повышении квалификации в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения предназначены для обучения, воспитания обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивают их адаптацию и интеграцию в социуме.
На сегодняшний день в основных федеральных документах об образовании ставится одна из приоритетных задач – создание благоприятной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Эти дети должны быть на профессиональном уровне обеспечены психолого-медико-педагогическим сопровождением и специальными условиями для обучения, как в специальных учреждениях, так и в общеобразовательных школах по месту жительства посредством внедрения инклюзивных форм обучения.
Именно в этой связи активно развивается процесс интеграции. Для сопровождения процесса интеграции в этой области особенно активно работает служба практической психологии, представленная ППМС-центрами и ПМПК.
Не смотря на определенные достижения в области образования детей с ОВЗ, остается ряд задач, требующих решения. Одной из таких особо важных задач является повышение квалификации педагогических работников коррекционного образовательного учреждения.
Повышение квалификации специалистов в области коррекционного образования осуществляется в период прохождения аттестации педагогов, требования к которым на сегодняшний день стали значительно выше.
Анализ требований к порядку прохождения процедуры квалификационных испытаний в период аттестации в МОУ «С(К)ОШИ №4 города Магнитогорска показал, что наиболее эффективной, продуктивной и результативной формой оценивания профессиональной компетентности и деятельности педагога является создание портфолио.
Портфолио является инновационной формой оценивания профессиональной деятельности педагогического коллектива и позволяет в процессе проведения аттестации фиксировать и осуществлять экспертизу индивидуальных достижений школьников, педагогов и образовательного учреждения в целом.
Портфолио педагога рассматривается аттестационной комиссией как альтернативная форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Тенденция повышения профессионального личностного роста и компетенции педагога в коррекционном образовательном учреждении предусматривает и определяет цель и задачи создания портфолио педагогического работника.
Итак, основной целью создания и ведения портфолио педагога в МОУ «С(К)ОШИ №4 является: представление достижений педагогической деятельности, отслеживание индивидуального прогресса в образовании лиц с ОВЗ, оценка, самооценка деятельности и профессионального развития за определенный период времени ( за последние три года).
Достижение поставленной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
анализ и обобщение собственного опыта работы в с детьми с ОВЗ;
привести отдельные аспекты совей деятельности в единую систему;
наглядно показать динамику профессионального роста;
представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Портфолио педагога коррекционного учреждения выполняет следующие функции: диагностическая, содержательная, развивающая, мотивационная и рейтинговая
Диагностическая функция. Данная функция предполагает фиксацию изменений в деятельности педагога за определённый период времени;
Содержательная функция раскрывает полный спектр выполненных работ;
Развивающая функция обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
Мотивационная функция поощряет результаты деятельности;
Рейтинговая функция позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три его основные типа:
Портфолио документов.
Портфолио работ.
Портфолио отзывов.
Существуют разные виды портфолио:
аттестационный портфолио,
педагогический,
личный,
тематический,
комплексный,
портфолио коллектива,
ученический и даже портфолио семьи!
В МОУ «С(К)ОШИ №4 отдается предпочтение аттестационному, педагогическому и ученическому портфолио. На каком виде портфолио остановиться – каждый принимает решение сам. Всё зависит от целей и собственных возможностей педагога.
Однако в процессе проведения процедуры квалификационных испытаний педагога в МОУ «С(К)ОШИ №4, безусловно, выбирается аттестационный вид портфолио, функции которого:
· создание условий для «запуска» механизмов самообразования, самопознания, самоактуализации личности педагога;
· анализ и представление значимых профессиональных результатов, обеспечение мониторинга профессионального роста педагога;
· оценивание профессионализма и результативности учителя при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории;
представление наиболее значимых результатов работы педагога по программе профессионально - личностного саморазвития.
В нашем учреждении структура портфолио определена для каждого педагогического работника в отдельности: для педагога – логопеда, учителя – предметника, учителя начальной школы, воспитателя ГПД, педагога – психолога, администрации школы.
Поскольку я являюсь учителем начальных классов по образованию (выполняю функции учителя на его замене), а осуществляю педагогическую деятельность в основном в должности воспитателя ГПД, то предложу вашему вниманию структурные элементы портфолио как учителя начальных классов, так и воспитателя группы продлённого дня.
Структура портфолио учителя начальной школы включает разделы:
На сегодняшний день в основных федеральных документах об образовании ставится одна из приоритетных задач – создание благоприятной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Эти дети должны быть на профессиональном уровне обеспечены психолого-медико-педагогическим сопровождением и специальными условиями для обучения, как в специальных учреждениях, так и в общеобразовательных школах по месту жительства посредством внедрения инклюзивных форм обучения.
Именно в этой связи активно развивается процесс интеграции. Для сопровождения процесса интеграции в этой области особенно активно работает служба практической психологии, представленная ППМС-центрами и ПМПК.
Не смотря на определенные достижения в области образования детей с ОВЗ, остается ряд задач, требующих решения. Одной из таких особо важных задач является повышение квалификации педагогических работников коррекционного образовательного учреждения.
Повышение квалификации специалистов в области коррекционного образования осуществляется в период прохождения аттестации педагогов, требования к которым на сегодняшний день стали значительно выше.
Анализ требований к порядку прохождения процедуры квалификационных испытаний в период аттестации в МОУ «С(К)ОШИ №4 города Магнитогорска показал, что наиболее эффективной, продуктивной и результативной формой оценивания профессиональной компетентности и деятельности педагога является создание портфолио.
Портфолио является инновационной формой оценивания профессиональной деятельности педагогического коллектива и позволяет в процессе проведения аттестации фиксировать и осуществлять экспертизу индивидуальных достижений школьников, педагогов и образовательного учреждения в целом.
Портфолио педагога рассматривается аттестационной комиссией как альтернативная форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Тенденция повышения профессионального личностного роста и компетенции педагога в коррекционном образовательном учреждении предусматривает и определяет цель и задачи создания портфолио педагогического работника.
Итак, основной целью создания и ведения портфолио педагога в МОУ «С(К)ОШИ №4 является: представление достижений педагогической деятельности, отслеживание индивидуального прогресса в образовании лиц с ОВЗ, оценка, самооценка деятельности и профессионального развития за определенный период времени ( за последние три года).
Достижение поставленной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
анализ и обобщение собственного опыта работы в с детьми с ОВЗ;
привести отдельные аспекты совей деятельности в единую систему;
наглядно показать динамику профессионального роста;
представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Портфолио педагога коррекционного учреждения выполняет следующие функции: диагностическая, содержательная, развивающая, мотивационная и рейтинговая
Диагностическая функция. Данная функция предполагает фиксацию изменений в деятельности педагога за определённый период времени;
Содержательная функция раскрывает полный спектр выполненных работ;
Развивающая функция обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
Мотивационная функция поощряет результаты деятельности;
Рейтинговая функция позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три его основные типа:
Портфолио документов.
Портфолио работ.
Портфолио отзывов.
Существуют разные виды портфолио:
аттестационный портфолио,
педагогический,
личный,
тематический,
комплексный,
портфолио коллектива,
ученический и даже портфолио семьи!
В МОУ «С(К)ОШИ №4 отдается предпочтение аттестационному, педагогическому и ученическому портфолио. На каком виде портфолио остановиться – каждый принимает решение сам. Всё зависит от целей и собственных возможностей педагога.
Однако в процессе проведения процедуры квалификационных испытаний педагога в МОУ «С(К)ОШИ №4, безусловно, выбирается аттестационный вид портфолио, функции которого:
· создание условий для «запуска» механизмов самообразования, самопознания, самоактуализации личности педагога;
· анализ и представление значимых профессиональных результатов, обеспечение мониторинга профессионального роста педагога;
· оценивание профессионализма и результативности учителя при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории;
представление наиболее значимых результатов работы педагога по программе профессионально - личностного саморазвития.
В нашем учреждении структура портфолио определена для каждого педагогического работника в отдельности: для педагога – логопеда, учителя – предметника, учителя начальной школы, воспитателя ГПД, педагога – психолога, администрации школы.
Поскольку я являюсь учителем начальных классов по образованию (выполняю функции учителя на его замене), а осуществляю педагогическую деятельность в основном в должности воспитателя ГПД, то предложу вашему вниманию структурные элементы портфолио как учителя начальных классов, так и воспитателя группы продлённого дня.
Структура портфолио учителя начальной школы включает разделы:
- Титульный лист:
· фамилия имя отчество;
· образовательное учреждение;
· район;
· область;
· образовательное учреждение;
· район;
· область;
- Общие сведения:
· фамилия имя отчество;
· дата рождения
· квалификация по диплому;
· общий стаж;
· педагогический стаж;
· стаж работы в занимаемой должности;
· награды, звания;
· дата рождения
· квалификация по диплому;
· общий стаж;
· педагогический стаж;
· стаж работы в занимаемой должности;
· награды, звания;
- Научно – методическая деятельность:
· повышение квалификации или профессиональная переподготовка (курсы);
· копии удостоверений о краткосрочном повышении квалификации;
· аттестационный лист;
· карта успешности учителя начальных классов;
· научно – методическая работа учителя начальных классов (открытые уроки);
· Интернет – сайты, помогающие в работе учителю начальных классов;
· Обобщение и распространение опыта учителя в сети интернет, на муниципальном, городском, федеральном уровнях
· копии удостоверений о краткосрочном повышении квалификации;
· аттестационный лист;
· карта успешности учителя начальных классов;
· научно – методическая работа учителя начальных классов (открытые уроки);
· Интернет – сайты, помогающие в работе учителю начальных классов;
· Обобщение и распространение опыта учителя в сети интернет, на муниципальном, городском, федеральном уровнях
- Анализ посещённых уроков и мероприятий
- Результаты педагогической деятельности:
- выписки из классных журналов,
- результаты промежуточной аттестации,
- успеваемость и качество знаний,
- участие учащихся в конкурсах, олимпиадах,
- список победителей олимпиад, конкурсов
- результативность работы в качестве классного руководителя (содержит опыт работы классного руководителя по созданию авторской концепции воспитательной системы, анализ результативности работы с родителями и учащимися, представлены результаты диагностик и самоанализ педагога по работе с родителями)
- Деятельность по самообразованию:
· этапы работы над темой;
· реализация подготовительного этапа;
· реализация основного этапа;
· обобщение и распространение педагогического опыта
· реализация подготовительного этапа;
· реализация основного этапа;
· обобщение и распространение педагогического опыта
- Инновационная деятельность:
- проектно–исследовательская деятельность обучающихся воспитанников
- инновационные формы работы и их эффективность
- Учебно – материально техническая база
• Список справочной и энциклопедической литературы в кабинете;
• Наличие технических, информационно-коммуникационных средств обучения;
• Наличие медиатеки, различных средств наглядности и демонстрации;
• Перечень дидактических игр и раздаточного материала для организации деятельности;
• Наличие статуса (комната, кабинет, лаборатория) кабинета (справка).
Структура портфолио воспитателя ГПД в нашей школе несколько изменена в содержании разделов и содержит следующие пункты:
Титульный лист (оформляется как у учителя)
Общие сведения: (оформляется как у учителя)
Научно – методическая деятельность:
· повышение квалификации или профессиональная переподготовка (курсы);
· копии удостоверений о краткосрочном повышении квалификации;
· аттестационный лист;
· научно – методическая работа воспитателя (открытые мероприятия);
· Интернет – сайты, помогающие в работе учителю начальных классов;
· Обобщение и распространение опыта воспитателя в сети интернет, на муниципальном, городском, федеральном уровнях
Анализ посещённых мероприятий (прогулок, самоподготовок, КТД, классных часов, общешкольных мероприятий)
Анализ эффективности и результативности взаимодействия с классным руководителем, социально-психологической службой
описание использованных методов, форм и приёмов работы во взаимодействии учителем на примере самоподготовки, работы с родителями, детьми «группы риска»
Результаты педагогической деятельности:
• Наличие технических, информационно-коммуникационных средств обучения;
• Наличие медиатеки, различных средств наглядности и демонстрации;
• Перечень дидактических игр и раздаточного материала для организации деятельности;
• Наличие статуса (комната, кабинет, лаборатория) кабинета (справка).
Структура портфолио воспитателя ГПД в нашей школе несколько изменена в содержании разделов и содержит следующие пункты:
Титульный лист (оформляется как у учителя)
Общие сведения: (оформляется как у учителя)
Научно – методическая деятельность:
· повышение квалификации или профессиональная переподготовка (курсы);
· копии удостоверений о краткосрочном повышении квалификации;
· аттестационный лист;
· научно – методическая работа воспитателя (открытые мероприятия);
· Интернет – сайты, помогающие в работе учителю начальных классов;
· Обобщение и распространение опыта воспитателя в сети интернет, на муниципальном, городском, федеральном уровнях
Анализ посещённых мероприятий (прогулок, самоподготовок, КТД, классных часов, общешкольных мероприятий)
Анализ эффективности и результативности взаимодействия с классным руководителем, социально-психологической службой
описание использованных методов, форм и приёмов работы во взаимодействии учителем на примере самоподготовки, работы с родителями, детьми «группы риска»
Результаты педагогической деятельности:
- участие учащихся в творческих конкурсах
- список победителей конкурсов
- результативность и эффективность воспитательной системы
- мониторинг уровня личностного роста и воспитанности
Деятельность по самообразованию:
· этапы работы над темой;
· реализация подготовительного этапа;
· реализация основного этапа;
· обобщение и распространение педагогического опыта
Инновационная деятельность:
· этапы работы над темой;
· реализация подготовительного этапа;
· реализация основного этапа;
· обобщение и распространение педагогического опыта
Инновационная деятельность:
- проектно–исследовательская деятельность обучающихся воспитанников
- инновационные формы работы и их эффективность
Учебно – материально техническая база
• Список справочной и энциклопедической литературы в кабинете;
• Наличие технических, информационно-коммуникационных средств обучения;
• Наличие медиатеки, различных средств наглядности и демонстрации;
• Перечень дидактических игр и раздаточного материала для организации деятельности;
• Наличие статуса (комната, кабинет, лаборатория) кабинета (справка).
Дополнительные разделы портфолио воспитателя ГПД
1.Описание творческих, проектных, исследовательских работ
2.Изготовленные наглядные пособия, дидактические, диагностические материалы;
2.Тематические списки методической, учебной художественной литературы для учителя и учащихся по предмету;
3. Списки прочитанной за год методической литературы с аннотациями;
4.Конспекты методических разработок внеклассных мероприятий, в том числе и протоколов родительских собраний,
5.Отзывы об участии в практических семинарах, конференциях; 8.Свидетельства о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях;
6.Отзывы учеников, коллег, родителей и др.
Особенности процедуры аттестации педагога в процессе защиты портфолио
Портфолио позволяет сместить акценты с того, что педагог не знает и не способен реализовать, к тому, что он знает и умеет, с внешней оценки на самооценку. Портфолио готовит сам педагог таким образом, чтобы экспертам было понятно, как он определяет свои достижения, что он хочет продемонстрировать в своей работе и на чём акцентировать особое внимание.
В принципе, педагогическое портфолио может быть свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога, а значит он сам может выбирать те или иные разделы для определения состава своего личного портфолио. Не стоит стремиться к полному единообразию в структуре портфолио, но и не нужно отдавать оформление портфолио полностью на усмотрение педагога.
Экспертам при рассмотрении портфолио важно понять сущность педагога, представляющего портфолио, понять в какой сфере способности конкретного педагога получают наиболее эффективное применение и развитие. Как правило, в настоящий момент не принято переоценивать роль официальных документов в портфолио: не всегда сертификаты, дипломы, грамоты свидетельствуют о том, что педагог соответствует заявленной им категории.
Эксперты в основном обращают особое внимание при рассмотрении портфолио на способности учителя отразить в портфолио анализ своей деятельности. Педагогом должна быть представлена защита своего портфолио (презентация) перед экспертной группой в ходе аттестации.
• Список справочной и энциклопедической литературы в кабинете;
• Наличие технических, информационно-коммуникационных средств обучения;
• Наличие медиатеки, различных средств наглядности и демонстрации;
• Перечень дидактических игр и раздаточного материала для организации деятельности;
• Наличие статуса (комната, кабинет, лаборатория) кабинета (справка).
Дополнительные разделы портфолио воспитателя ГПД
1.Описание творческих, проектных, исследовательских работ
2.Изготовленные наглядные пособия, дидактические, диагностические материалы;
2.Тематические списки методической, учебной художественной литературы для учителя и учащихся по предмету;
3. Списки прочитанной за год методической литературы с аннотациями;
4.Конспекты методических разработок внеклассных мероприятий, в том числе и протоколов родительских собраний,
5.Отзывы об участии в практических семинарах, конференциях; 8.Свидетельства о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях;
6.Отзывы учеников, коллег, родителей и др.
Особенности процедуры аттестации педагога в процессе защиты портфолио
Портфолио позволяет сместить акценты с того, что педагог не знает и не способен реализовать, к тому, что он знает и умеет, с внешней оценки на самооценку. Портфолио готовит сам педагог таким образом, чтобы экспертам было понятно, как он определяет свои достижения, что он хочет продемонстрировать в своей работе и на чём акцентировать особое внимание.
В принципе, педагогическое портфолио может быть свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога, а значит он сам может выбирать те или иные разделы для определения состава своего личного портфолио. Не стоит стремиться к полному единообразию в структуре портфолио, но и не нужно отдавать оформление портфолио полностью на усмотрение педагога.
Экспертам при рассмотрении портфолио важно понять сущность педагога, представляющего портфолио, понять в какой сфере способности конкретного педагога получают наиболее эффективное применение и развитие. Как правило, в настоящий момент не принято переоценивать роль официальных документов в портфолио: не всегда сертификаты, дипломы, грамоты свидетельствуют о том, что педагог соответствует заявленной им категории.
Эксперты в основном обращают особое внимание при рассмотрении портфолио на способности учителя отразить в портфолио анализ своей деятельности. Педагогом должна быть представлена защита своего портфолио (презентация) перед экспертной группой в ходе аттестации.
Критерии оценки портфолио педагогического работника
№п/п | Критерии и требования к портфолио |
Представленность
(макс. балл по критерию - 3)
|
1. | Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио | |
2. | Адекватность содержания портфолио специфике его профессиональной деятельности; авторский характер документа | |
3. | Информативность портфолио | |
4. | Результативность профессиональной педагогической деятельности | |
5. | Эффективность профессиональной педагогической деятельности | |
6. | Сформированность способности к профессиональной самоорганизации | |
7. | Наличие динамики позитивных изменений профессиональной деятельности педагога | |
8. | Инновационность профессиональной деятельности педагога (инновационность образовательных результатов, средств педагогической деятельности, вклад в продвижение инноваций) | |
9. | Культура оформления портфолио | |
10. | Видение перспектив развития методики профессиональной деятельности | |
Максимально количество баллов – 30 |
Презентация портфолио проводится публично на заседании аттестационной группы, семинаре, «круглом столе» и др. Презентация может проходить в форме выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада и др. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный промежуток времени (10 мин).
Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Специальные_(коррекционные)_образовательные_учреждения
http://festival.1september.ru/articles/646093/
http://gigabaza.ru/doc/103825.html
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/10/22/portfolio-uchitelya-kak-odna-iz-form
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/01/31/struktura-portfolio-uchitelya-nachalnykh-klassov
http://45minut.info/load/78-1-0-342
https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=8&showentry=4753
Другие статьи
- Психопрофилактика, развитие и обучение детей дошкольного возраста в песочнице
- Деятельностный подход в обучении физике
- Применение игровых технологий на уроках химии
- Современный школьный музей
- Использование технологии критического мышления на уроках химии
- Своеобразие преподавания иностранного (английского) языка в условиях среднего профессионального образования (презентация тематического сборника по специальности «Технология продукции общественного питания» 260502)
- Возможности использования авторского сайта в образовательном процессе.
- Исследовательская деятельность школьников по историческому краеведению как путь к преодолению кризиса национальной идентичности
- Организация работы методического объединения учителей начальных классов по изучению и применению современных образовательных технологий
- Плюсы и минусы на сайте
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Отличная статья! Кое- что возьму на заметку. А формы, структуры и критерии портфолио можно применить и не только для коррекционной школы г. Магнитогорска.
Светлана Трушина, дата: 23.07.2015 в 8:15
#2 Абсолютно правильно поняли меня, Светлана Юрьевна. Особое внимание в содержании данной уделяется видам, структуре и критериям оценки портфолио, так именно данный акцент направлен на то, чтобы педагог любой другой школы для себя определился и выбрал для себя те разделы, которые повлияют на повышение профессиональной компетенции
Наталья Чубаева, дата: 23.07.2015 в 8:27
#3 Наталья Николаевна, статья у Вас получилась очень содержательная! Думаю, что многие наши коллеги из школы ее возьмут себе на заметку!
Ольга Даниловская, дата: 23.07.2015 в 9:18
#4 Тема статьи актуальна ещё с 2011 года в нашем учреждении. Единственное, что могу пояснить, представленная модель структуры будет требоваться в составлении и оформлении электронной версии портфолио педагога нашей школы. Однако из других школ педагоги могут включить предложенные разделы для оформления своего портфолио. В этом и заключается цель распространения педагогического опыта.
Наталья Чубаева, дата: 23.07.2015 в 9:43
#5 Портфолио – эффективный мониторинг педагогических побед учителя, собрание его достижений, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами.
Я бы добавила ещё, что через портфолио учитель может самореализоваться в творческом плане.
Наталья Фокина, дата: 24.07.2015 в 7:06
#6 Спасибо, Наталья Николаевна, за дополнение к содежанию статьи.
Наталья Чубаева, дата: 24.07.2015 в 10:06
#7 К современным технологиям оценки профессионализма педагога относится портфолио, то есть собрание (портфель) документации. Термин «portfolio» (с итальянского - портфель) в 70-х годах прошлого столетия был заимствован из бизнеса и политики.
Татьяна Образцова, дата: 25.07.2015 в 23:21
#8 Основная идея портфолио - «показать всё, на что ты способен». Портфолио собирается за определённый период, используется при внутреннем аудите и предъявляется на аттестации. От методических папок, используемых ранее, портфолио отличает его направленность на представление различных направлений деятельности педагога в системе профессиональных умений.
Татьяна Образцова, дата: 25.07.2015 в 23:23
#9 Спасибо за замечательную статью! Возьму на заметку при подготовке своего портфолио.
Эльвие Алимова, дата: 28.07.2015 в 21:25
#10 Великолепная статья! Именно то, что нужно всем тем, кто решил сделать себе электронное портфолио.Спасибо огромное за Ваш труд!
Анна Марченко, дата: 01.11.2015 в 20:58
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.