С нами 12553 учителя, 4459 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Принятие христианства на Руси и в Англии – параллели в истории"

Соколов Евгений Олегович

Учитель английского языка
Высшая квалификационная категория

МБОУ СОШ №2 г.о.Лобня Московская область


 

 Принятие христианства на Руси и в Англии – параллели в истории


Разговор об истории народа на  уроках иностранного языка может идти в контексте формирования социокультурнй компетенции. В материалах ФГОС  в Образовательном стандарте основного общего образования по иностранному языку   социокультурная компетенция выделяется как составная часть коммуникативной[1].  В данной работе рассматриваются аспекты принятия христианства в Великобритании и на Руси, что определило дальнейшее развитие наших стран.

Несмотря на растущую секуляризацию в мире, верующие все же составляют большинство населения практически всех стран. В мире сейчас только около 13% людей, считающих себя атеистами. Среди наименее религиозных, кроме Российской Федерации, мы находим такие страны, как  Япония, Объединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии, Канада, Южная Корея, Нидерланды, Чехия, Эстония, Германия, Франция и Уругвай. В этих странах существуют хорошие образовательные системы, система социальной безопасности и высокий уровень благосостояния населения.  
Как исключение, можно выделить Соединенные Штаты.   Интересно, что в США только 2,4% считают себя атеистами (данные на 2012 год)[2].  В России  считают себя неверующими 24% (это в 10 раз больше, чем в США и в 2 раза больше чем в среднем по миру!) Данные по религиозному состоянию Объедененного Королевства несколько напоминают положение в России, что определено историческими причинами.
 
Несмотря на охлаждение в вере у большинства резидентов Британии, интересно то, что по данным переписи 2011 года все же около 60 процентов жителей считают себя христианами. Приведем статистические данные:

"Считаете ли вы себя принадлежащим к определенной религии или деноминации?" [3]

Год

Да

Нет

2008

47.32%

52.64%

2006

48.45%

51.34%

2004

50.55%

49.24%

2002

49.46%

50.49%

 

С 2002 по 2008г. наблюдается тенденция роста количества людей, не определившихся с выбором исповедания веры, и все меньше жителей Объединенного королевства ассоциируют себя с определенной деноминацией. Больше половины резидентов не соотносят себя ни с каким определенным исповедованием. (В России только 4% затрудняются соотнести себя с определенной конфессией и с 24% атеистов составляют 28%, это менее трети населения.)  В Великобритании же, где практически в любой школе читаются религиозные курсы, а уроки начинаются с чтения или пения псалмов, из 42 миллионов, считающих себя христианами, только 6 миллионов активно участвуют в церковной жизни. В России до 2008 года наблюдался стабильный рост религиозности…

Статистические данные по России приводят цифру  64% православных и 1% христиан других деноминаций. Но данную информацию нужно принимать с определенной долей скептицизма, поскольку значительная часть «православных» даже не ознакомлена с основными догматами православия. По данным опроса, проведенного специалистами фонда Общественное мнение, в посмертное существование верят около 30% россиян, причем  на вопрос о возможности жизни после смерти отрицательно ответили 65% мусульман и 56% назвавшихся православными христианами[4]. Новые православные  зачастую верят в святую воду, но не верят в воскресение мертвых и другие догматы, изложенные в православном символе веры – что говорит о поверхностном характере религиозности.

Таким образом, данные о христианском большинстве в Британии и РФ нужно считать все же больше этнокультурным явлением, чем религиозным (по мнению А.Кураева). Но все же необходимо помнить, что в истории народов был долгий путь поиска веры, борьбы за истину и жертвенного служения ей.

Говоря о религиозном состоянии народов накануне принятия христианства ,  можно отметить, что и в истории Руси, и в истории Британии происходили смены вех язычества. На Британских островах к приходу римских завоевателей наиболее были распространены кельтские культы (друидизм или кельтское язычество). Оно характеризовалось крайней жестокостью[5]. Постоянно приносились человеческие жертвы и для религиозных обрядов использовались человеческие головы, хранилища которых находят археологи на месте кельтских языческих храмов.   Даже римская языческая власть, обычно довольно толерантная к местным верованиям, боролась с этим культом, и довольно успешно. Но римское язычество удержалось на территории островов еще меньше.
В 5 веке произошел захват части Британии англо-саксонскими племенами. Языческие воззрения германских племен являлись довольно сложным переплетением материализма, атеизма и идолопоклонничества.  Принесение в жертву людей возродилось. «Наиболее пугающими особенностями древней религии англосаксов, собственно как и всех тевтонских народов, являлись ее отстранение от целомудренных и благожелательных людских добродетелей и заключение тесного союза с войной и насилием. Она осуждала предательство и клятвопреступление; но она представляла их Верховное Божество как праотца сражений и кровопролития, и те, кто пал на поле битвы, становились его любимыми сыновьями. Им он отвел небесную Вальгаллу и Вингольв и обещал чествовать после смерти как героев. Вера в это оправдывала все ужасы войны и связывала все человеческие надежды, усилия и страсти с ее непрерывным ведением»[6].

Как параллель этому можно упомянуть, что и в истории язычества  славянских народов в определенный момент произошли подобные трансформации. Академик Б.А. Рыбаков, рассматривая изменение воззрений в язычестве славян указывает, что на Руси буквально при Владимире произошла религиозная реформа, являвшаяся кульминацией в эволюции языческих воззрений на территории древней Руси. Во главе пантеона стал пришедший из Прибалтики «Перкунас» или Перун. Славянский Род (у некоторых народов Сварог), бог-демиург,  всеобъемлющее  божество  Вселенной,  терял свои черты творца и постепенно был вытеснен прибалтийским громовержцем и покровителем воинов[7]. Перун оказался довольно жестоким идолом, требовавшим, как и его англо-саксонский аналог, человеческих жертвоприношений. Причем жертвою мог стать любой человек.

Принятие христианства не только положило конец человеческим жертвоприношениям, но и примирило общества. Дело в том, что процесс проникновения христианства в обеих странах начался более чем за 100 лет до даты официального крещения народов. В 867 году произошло крещение части Руси и установление русской епископии. Сто двадцать лет киевская христианская колония росла и крепла, «чтобы сказать решающее слово, которое она произнесла в 988 г.» по выражению Гумилева[8].

Христианизация же Британии началась на рубеже 2 и 3 веков, и первые британские мученики Албаний, Юлий и Аарон почитаются со времен Римской империи. Саксонское завоевание только приостановило этот процесс. Христианство, вытесняемое язычниками англосаксами из их владений, продолжало активно распространяться миссионерами в кельтских землях.

Крещение же Англии связывается с именем Августина Кентерберийского, миссия которого была направлена святым Григорием, папой римским, в православной традиции называемым Двоесловом. Миссия увенчалась около 600 года крещением короля Этельберта, народа Кента и впоследствии других англосаксонских королевств[9]. Как дар после принятия крещения, англосаксонские народы, населившие Англию, и народы Руси получили письменность и возможность создать собственную культуру, базирующуюся на новых ценностях.



Как дальнее следствие можно говорить об этнообразующей роли церкви, когда из конгломератов племен, во многом благодаря единству веры, образовались новые нации.

В заключении хотелось бы возвратиться к еще одной параллели. 20 век является показательным с точки зрения воздействия новой мифологии на сознание людей.  « Переплетение материализма, атеизма и идолопоклонничества, прослеживающихся в этих представлениях, демонстрирует отход человеческого разума от своих первоначальных великих истин и его усилия, направленные на замену этих истин собственными иллюзиями и ошибочными умозаключениями»[10] эти Слова Шерона Тернера можно отнести не только к мифологии англосаксов. Миллионы людей принесены в жертву новым языческим идеям. Академик Алексей Лосев говорил о том, что «миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность»[11]. Подразумевая современные ему процессы, он противопоставил мифотворчество как религии, так и науке.  А опираясь на культуру, основание которой было положено святыми равноапостольными князем  Владимиром и княгиней Ольгой,   Григорием Двоесловом,  Августином Кентерберийским, люди могут ответственно сделать главный выбор жизни.
 
 

Источники:


[1] Об этом более подробно см. Соколов Е.О. "Православные аспекты формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного  языка",  Статья. Сборник материалов 11 Областных Рождественских чтений Духовное наследие преподобного Сергия 2014.  стр.286-288 

[2] По материалам http://www.bbc.com/future/story/20141219-will-religion-ever-disappear

[3] European social survey

[4] Газета Метро 6 ноября 2014

[5] в отличие от современных представлений о добрых мудрецах – друидах археологические находки говорят о совсем не гуманных обрядах см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%F0%F3%E8%E4%FB

[6]Шэрон Тёрнер. История англосаксов.  http://britanniae.ru/reconstr/sharon_turner/sharon-turner_2ADD_03.htm

[7] Борис Александрович Рыбаков «Язычество Древней Руси» Глава девятая: Языческая реформа Владимира
Перун. Пантеон Владимира http://www.bibliotekar.ru/rusYazRusi/index.htm

[8] Л.Н.Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. Издательство АСТ //Транзиткнига М.2004 с.282

[9] по материалам  http://arhistratig.in.ua/

[10] Шэрон Тёрнер. там же.

[11] А.Ф. Лосев // Диалектика мифа.ч.1 azbuka.ru/dialektika-mifa

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.