С нами 17289 учителей, 7326 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Организация самоподготовки как формы учебного процесса в группе продлённого дня с учётом ФГОС НОО с учащимися с задержкой психического развития на примере школы – интерната №4"
Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области

 
Организация самоподготовки как формы учебного процесса в  группе продлённого дня с учётом ФГОС НОО с учащимися с задержкой психического развития на примере школы – интерната №4
 

Аннотация: содержание представленного опыта раскрывает методику проведения самоподготовки в условиях МОУ С(К)ОШИ № 4 города Магнитогорска.

      Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната №4 является одной из самых ответственных и сложных режимных моментов многоуровневой работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало тонкостей:
- распределение времени на выполнение задания по устным и письменным предметам;
- роль и место воспитателя при проведении самоподготовки;
- организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей;
- индивидуальная работа со слабоуспевающими воспитанниками;
- контроль самостоятельной работы учащихся
На самоподготовке  осуществляется закрепление знаний умений и навыков, которые получают учащиеся в урочное время под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Поэтому задачи перед проведением самоподготовки формулируются так:
- закрепить навыки самостоятельной  работы учащихся, знаний, полученных на уроке;
- воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность,
самостоятельность и прилежание;
- сформировать положительное отношение к учебной деятельности, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;
- научить детей самостоятельно пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой при подготовке к домашнему заданию.     
Самоподготовка проводится в одно и то же время, с переменами; ее продолжительность определяется «Типовым положением о специальной общеобразовательной школе-интернате для  детей с ограниченными возможностями здоровья».
               Продолжительность самоподготовки для учащихся.
                                класс Продолжительность
самоподготовки
1 самоподготовки нет, а проводятся коррекционно-развивающие занятия
2 1,5
3-4 2-2,5 часа
 Организация самоподготовки в нашей школе отвечает санитарным и гигиеническим нормам к её проведению.
Одним из требований к самоподготовке является соблюдение структурных элементов. Структура самоподготовки:
  1. Организационный момент (подготовка рабочего места, инструктаж к домашнему заданию, назначение консультантов по каждому предмету)
  2. Вступительная часть предполагает проведение речевых разминок, упражнения на концентрацию внимания, игры, способствующие обеспечению эмоционального психологического комфорта и настроя на самостоятельную работу учащихся.
  3. Самостоятельная работа учащихся. Она включает в себя 3 этапа
- выполнение письменных предметов
- физминутка
- выполнение устных предметов
При выполнении самостоятельной работы учащиеся могут использовать различные памятки-помощники, схемы, алгоритмы, что способствует формированию активной жизненной позиции в концепции «Я- сам»
  1. Проверка качества выполнения домашнего задания:
Формы проверки: самопроверка, взаимопроверка, сверка с образцом, правильным ответом на доске, исправление недочётов, ошибок в работе, подключение к работе консультантов.
Проверка работы воспитателем. Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик). 
  1. Подведение итогов самоподготовки:
Формы подведения итогов
- Общая оценка работы группы.
- Проведение рефлексии.
- Организация выставки работ.
- Похвала, поддержка слабого ученика. 
Успех качества выполненного домашнего задания зависит:
  1. От того как налажен контакт между учителем и воспитателем;
  2. Качество разъяснения учителем домашнего задания;
  3. Использование воспитателем эффективных форм организации самоподготовки.
  Для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные  на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные методы, приёмы, средства обучения и их сочетания. Рассмотрим некоторые из них:
        Разнообразие форм самоподготовок: «Самоподготовка – путешествие»,
«Самоподготовка – сказка», «Самоподготовка – подарок», «Самоподготовка – сюрприз» и др. Используемые приёмы способствуют пробуждению интереса у детей, преодолению негативного отношения к этому режимному моменту, что зачастую имеет проявление в начальных классах.
        На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса, которую условно выстраиваю пошагово.
- 1. Развитие познавательного интереса.
- 2. Стимуляция познавательного интереса на всех этапах самоподготовки.
- 3. Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие, - потеря интереса к деятельности. ( Физкультминутки, релаксационные паузы и т.д.)
- 4. Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).
             Как уже было сказано выше, первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент. На этом этапе использую  приёмы, способствующие развитию интереса, что является особенно необходимым в начальных классах:
- игровой приём с привлечением сказочного персонажа, который проверит, кто быстрее и лучше подготовит своё рабочее место;
- игровая модель «Светофор». Подготовивший своё место раньше других поднимает зелёный кружок, второй – жёлтый, третий – красный.
 Включение этих приёмов способствует не только развитию заинтересованности у детей, но и созданию положительного эмоционального настроя на самом начальном этапе самоподготовки.
На этапе «вступительная часть» мною используются речевые разминки и упражнения на концентрацию внимания:
Речевые разминки:
  1. «Из предложенных слов составь известную пословицу, прочитай и объясни её смысл»
  2. «Прочитай скороговорку, выделяя голосом все гласные  звуки»
  3. «Продолжи правило»
  4. «Произнеси слово, правильно поставь ударение, объясни его лексическое значение»
Упражнения на концентрацию внимания
  1.  «Найди отличие». Предлагаются 2   картинки с изображением двух предметов. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Дети должны обнаружить различия.
  2.  « Спрятанные буквы» Из буквенного текста выдели спрятанные слова.
           Б е о л н ц е и т р а н а с т о л р ю д ж м е т о к н о ч т п р.(Ответ: солнце, стол, ток)
  1. Упражнение «Наблюдательность» В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
  2.  Упражнение «Муха 1»
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.
  1. Упражнение «Селектор»
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания
Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.
  1. Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Во время проведения этапа «самостоятельная работа»  необходимо держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя. Оказанная  помощь, помогает предотвратить возникновения у ребенка волнения, тревоги, потери интереса к деятельности. Подхожу дифференцированно, оказывая дозируемую поэтапную помощь:
- 1. Предлагаю повторить правило.
- 2. Прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию.
- 3. Просмотреть классную работу с аналогичным заданием.
Предлагаю индивидуальные памятки, нацеливающие ребёнка на цепочку последовательных действий, которые эффективны в работе с детьми, имеющими трудности при выполнении домашнего задания.
Памятка для учащихся по организации самоподготовки
Вспомни уроки на завтра (Посмотри расписание уроков в дневнике).
Определи порядок выполнения по предметам.
Приготовь все вещи, необходимые для выполнения домашнего задания по предмету.
Продумай ход выполнения первого урока  ( воспользуйся памяткой, если испытываешь затруднение).
Памятка по подготовке устных заданий
Вспомни рассказанное учителем на уроке.
Прочитай задание по учебнику
Читай текст целиком. Попутно, где надо, пользуйся рисунками, схемами, чертежами, картами, словарями.
Читай внимательно и старайся запомнить основное. Выдели основные части, главные мысли текста.
Составь план прочитанного, расскажи по плану.
Для лучшего запоминания записывай в черновике даты, названия.
Расскажи прочитанное  про себя  и вслух.
Следи за интонацией, темпом речи.
Говори ясно, четко.
Памятка о том, как готовить чтение
Прочитай текст, заметь слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
Поработай над этими словами, прочитай их несколько раз.
Выясни значения всех непонятных слов из словарей, у взрослых.
Прочитай текст повторно, перескажи его.
Памятка о правилах быстрого и прочного запоминания наизусть
При заучивании отрывка, прозы, цитаты прочти и пойми содержание, смысл.      Прочти повторно и, если отрывок небольшой, попытайся воспроизвести. Большой текст раздели на смысловые  части, читай и, закрыв текст, рассказывай про себя или вслух. Перескажи несколько, следя за выразительностью.                     
Памятка о том, как решать задачу
Прочитай внимательно задачу. Подумай.
Повтори условие задачи и ее вопросы, подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти.
Подумай, то нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи.
Подумай, по какому плану будешь решать задачу.
Проверь ход решения, ответ.    
Памятка о правилах приготовления письменных заданий                                             
     Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы .          
Располагайся  удобнее, так, как учат в школе.                                                                       
Прочти задание, подумай, посмотри, какие правила следует применять в упражнении.                                  
Вспомни, если забыл, посмотри в учебник.                                                                              
Если надо, посмотри аналогичные предложения, выполненные в классе.                      
Не спеша приступай к выполнению.                                                                                            
Пиши не торопясь. Не отвлекайся на посторонние дела.                                                          
Если не понимаешь смысла упражнения, спроси у воспитателя или товарища.
    Привлекаю к работе консультантов из числа учеников, первыми справившимися с работой. Что вносит разнообразия в ход самоподготовки, стимулирует к старательному выполнению задания, чтобы заслужить роль консультанта.
В процессе самостоятельной работы дети часто устают и нуждаются в проведении оздоровительных минуток. Наиболее эффективный результат восстановления сил дают релаксационные и двигательные упражнения. Например:
Приёмы релаксации:
 “Воздушные шарики”
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
“Облака”
     Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
 “Лентяи”
     Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
“Водопад”
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт  и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.
2.Приёмы танцевально–двигательной терапии
Упражнение «Все со всеми»
Цели: Эмпатическое принятие партнеров; взаимопознание; развитие танцевально-экспрессивного репертуара участников.
Материалы: музыка разных стилей.
Время: 5 мин.
Процедура: Участники становятся в два круга – внешний и внутренний. Один из партнеров начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь, следуя своим чувствам в данный момент. Другой зеркально отражает его движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру движений. Через 30 секунд участники меняются ролями. Двигаясь относительно друг друга, все участники должны провзаимодействовать со всеми членами группы.
Упражнение «Танец-хоровод»
Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу – древнейшая форма танца); повышение групповой сплоченности.
Материалы: медленная, спокойная музыка.
Время: 3 мин.
Процедура: Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.
У детей разный темп выполнения заданий. Детям, выполнившим работу, предлагаю таблички с занимательными заданиями, коррекционно - дидактическими, для закрепления учебного материала. Чтобы дети получали удовлетворение от проделанной работы,  при подведении итога, применяю метод устного поощрения. Оцениваю деятельность детей (аккуратность, внимательность, старательность). Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности.
   Таким образом, перечисленные  методы и приёмы позволяют разнообразить ход самоподготовки, способствуют развитию познавательного интереса,   его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности.
    Вывод: правильно организованная самоподготовка, приучает детей выполнять домашнее задание систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной активности.
 
Источники
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/01/14/formy-i-priemy-raboty-vospitatelya-po
http://www.maam.ru/detskijsad/pamjatka-dlja-nachinayuschih-pedagogov-rabotayuschih-s-detmi-s-tjazhelymi-narushenijami-rechi.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/12/21/korrektsionnye-uprazhneniya-na-razvitie
http://azps.ru/training/2/trn6.html
http://festival.1september.ru/articles/101114/
http://trepsy.net/training/stat.php?stat=5609
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Наталья Николаевна, прочитала вашу статью. Современному воспитателю нужно всё знать и всё применять в своей практике с учётом ФГОС. Это такая работа, такая нагрузка на учителя и ученика (сзадержкой развития).Я четыре года работала в начальной школе вела внеурочную деятельность после уроков. Для сельской школы - это кошмар. Полные классы, их уже не удержать.Если в группе продлённого дня основная цель сделать уроки,то на внеурочки все цель и задачи теряются. Много проблем и вопросов. Если у вас группа продлённого дня, как тогда внеурочная деятельность организуется в свете ФГОС.
нина гунькина, дата: 10.08.2015 в 2:08  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ