С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта"
Онищук Елена Маратовна,
учитель математики, зам.директора по ВР
МОБУ Новобурейской СОШ №1
п.Новобурейского
Бурейского района Амурской области
 
 
Создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта
 
Как пример создания условий для приобретения детьми позитивного социального опыта работы, расскажу о работе школьного гражданско-патриотического клуба «Бурейский навигатор». В 2005 году я организовала туристическую поездку группы учащихся в период летних каникул на о.Русский в детский лагерь «Белый лебедь» на профильную скаутскую смену «Первопроходцы». Так был создан первый в Амурской области скаутский отряд, получивший впоследствии название «Бурейский навигатор» и ставший основоположником скаутского движения в Амурской области. За последующие года деятельности наш, теперь уже, клуб  стал участником многочисленных социальных акций, молодежных проектов, профильных смен и соревнований.
  В 2008/2009 учебном году представители клуба, реализовывая проект «Влияние средств массовой информации на гражданско-патриотическое воспитание молодежи» были награждены дипломом благотворительного фонда «Талантливая молодежь Амура». Два года подряд (2008, 2009) командир клуба успешно участвовала в областном конкурсе лидеров молодежных объединений. Члены клуба являются друзьями с воспитанниками ДОУ №5 «Солнышко».
  В 2009 году совместно с районной молодежной организацией «Вместе», Бурейским лесхозом, районной  и поселковой администрациями, члены клуба организовали и стали участниками районной акции «Чистый лес». Очищая от валежника и сухостоя придорожные лесные массивы (с целью избежания возгорания в период пожаров), ребята обеспечили дровами ветеранов войны и пожилых людей. Также в 2009 году совместно с членами школьного кружка «Моя Родина – Россия» реализован проект «Чтим и помним!», который стал победителем в областном конкурсе проектов и был направлен на Всероссийский конкурс. Регулярно члены клуба сотрудничают с работниками соцзащиты, ухаживают за школьным памятником воинам-землякам, павшим в годы ВОВ.
  Ребята имеют большое количество грамот и благодарностей, клуб неоднократно награждался грамотами и благодарностями разного уровня, что говорит об общественном признании достижений клуба в целом. Члены клуба тесно взаимодействуют районной детской организацией «Бурейские ребята», с районной молодежной организацией «ВМЕСТЕ», установлены тесные контакты со скаутами Архаринского, Ивановского, Михайловского, Благовещенского районов.

  
 
В  2009 году за личный большой вклад в работу по патриотическому воспитанию, проявление патриотизма в трудовой и общественной деятельности я была награждена памятной медалью «Патриот России» (№ А – 3584), которую мне вручили в министерстве образования и науки Амурской области.
 

Система самоуправления в коллективе
В клубе «Бурейский навигатор» существует своя система самоуправления.
 
Общеее собрание
 
Председатель собрания
Навигаторы/скауты
Руководитель клуба
Родители
Родительское собрание
Собрание навигаторов/скаутов
Командир клуба
Заместитель командира
Ватага добрых дел
Ватага эстетики и красоты  образования
ватага культуры и досуга
Ватага здравоохранения и спорта
Совет клуба
 

Данная система самоуправления очень удобна для работы ватаг и для их взаимодействия. Командиры каждой ватаги входят в Совет клуба, который собирается не реже одного раза в месяц. Исходя из плана работы и текущего момента, Совет клуба или ватаги в отдельности могут собираться чаще.  Причиной тому может быть подготовка к районному мероприятию, к профильной смене, не входящих изначально в план работы.
 
Участие учащихся в школьном самоуправлении
В состав клуба входят разновозрастные дети (с 6 по 11 класс), и поэтому актив клуба логически входит в состав органов школьного ученического самоуправления: Совет «Юные надежды» (5 – 8 классы) и Совет старшеклассников «Лидер» (9 – 11 классы). По этой причине у ребят есть возможность реализовывать свои идеи и задумки в рамках школы. Так, только в текущем учебном году в школе проведен общешкольный День здоровья по сценарию, написанному навигаторами, а для учеников 1 – 4 классов проведена игровая программа «В школьной стране».
Учитывая тот факт, что члены клуба не обучаются в одном классе и являются разновозрастными детьми, нужно сказать, что коллектив состоялся. Между ребятами нет конфликтов, развита взаимопомощь, чувство товарищества, ответственности, переживания за общее дело. Чтобы достичь той или иной цели и добиться значимого результата, конечно же, старшим скаутам приходится оказывать поддержку и учить младших.

   

Взаимопомощь в коллективе
Поскольку одним из направлений деятельности клуба является туристско-краеведческое направление, то взаимопомощь и поддержка членов клуба особо видна при обучении младших воспитанников навыкам туртехники. Такие занятия проходят ежегодно на школьных летних профильных сменах в условиях палаточного лагеря  (Смены «Зеленый мир», «Робинзоны родного края»). Также воспитанники помогают друг другу при решении образовательных проблем.
Для определения уровня групповой сплоченности я применяла методику определения индекса групповой сплоченности Сишора. Получила следующие результаты:
 
Высокая (15,1 баллов и выше) Выше средней (11,6 – 15,0) Средняя (7 – 11,5) Ниже средней (4 – 6,9) Низкая (4 и ниже)
12 5 - - -
 
5 человек из 17 считают, что уровень групповой сплоченности выше среднего, а 12 человек считают, что уровень групповой сплоченности высокий. Это действительно так, ребята чувствуют себя одной командой и понимают друг друга с полуслова.
Ответственность перед товарищами приводит к улучшению поведения ребят. В клубе нет учащихся, стоящих на вутришкольном контроле или на учете в ИДН.
Дети занимаются в школьных секциях волейбола, футбола, легкой атлетики, посещают ДЮСШ поселка, ДШИ, ЦДТ.
Командир клуба защищала честь Амурской области в составе команды  на Международных играх «Дети Азии» (шахматы). Два члена клуба неоднократно защищали честь Амурской области на соревнованиях по шахматам Дальневосточного Федерального округа (г.Владивосток). В 2009 году Онищук Ирина, Мальцева Анна награждены путевками в ВДЦ «Океан» на смену «Молодые лидеры России». Зыякаева Люба, Мальцева Анна – призеры областного слета юных фотографов, победители различных районных конкурсов. Многие ребята являются призерами и победителями различных районных и областных конкурсов, спортивных соревнований и т.д.
В 2012 году 9 человек из «Бурейского навигатора» были награждены путевками в ВДЦ «Океан».
 
 Участие в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качеств окружающей среды
Большую роль в своей работе с детьми я уделяю трудовому воспитанию. Регулярно проводим трудовые десанты, акцию «Чистота и порядок»  (уборка поселкового парка), работаем по благоустройству и озеленению поселка.
 
Работа с родителями
Одной из главных задач своей деятельности считаю также организацию совместной работы с родителями учащихся. Приглашаю родителей на совместные праздники, поездки. О тесной взаимосвязи с родителями учащихся говорит факт высокой посещаемости родительских собраний. Но поскольку некоторые родители работают посменно, то не всегда у них есть возможность прийти именно на собрание. В таких случаях родители обязательно находят возможность встретиться или связаться по телефону. Таким образом, происходит 100%-ный охват родителей воспитательной деятельностью и сотрудничеством.
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Елена Маратовна, ознакомилась с Вашей статьей. Спланированная, продуманная Вами работа дает положительный результат в таком важном направлении работы. Спасибо!
Наталья Трачук, дата: 13.08.2015 в 19:03  
#2 Елена Маратовна, ознакомилась с вашей статьёй. Данная форма работы позволяет сформировать у учащихся активную жизненную позицию, создаёт условия для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося, включая его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.Очень многое делаете вы для развития учащихся. Большое вам спасибо!
Наталья Фокина, дата: 13.08.2015 в 19:16  
#3 Коллеги, работа по привитию детям позитивного социального опыта позволит им выйти в жизнь подготовленными для понимания того, что их помощь будет востребована, что не нужно стесняться того, что можешь помочь кому-либо. Я очень надеюсь, что мои ребята, действительно станут хорошими людьми в широком понимании этого слова
Елена Маратовна Онищук, дата: 03.06.2017 в 14:28  
#4 В современном обществе жизнь предельно открыта и требует от граждан социальной активности, которая выражается в умении общаться, безконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли. Подготовиться к полноценной жизни, можно лишь имея опыт самостоятельных активных действий, совершаемых в условиях школьного сообщества. Поэтому одним из направлений воспитательной системы учителя должно стать создание условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта. Елена Маратовна, Вы представили очень богатый опыт работы по формированию у учащихся позитивного социального опыта.
Юлия Пасынок, дата: 03.06.2017 в 14:35  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ