Статья "Авторская и традиционная школа в России: что выбираем?"
Светлана Новых
12.08.2015
4180
0
Эссе
Светлана Николаевна Новых,
учитель истории и обществознания,
заместитель директора по воспитательной работе,
высшая квалификационная категория,
МБОУ «Антонятская основная общеобразовательная школа»,
д.Антонята Пермский край
Литература
Ш.А. Амонашвили «школа жизни» - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.
http://ruswaldorf.ru/shkoli_sankt-peterburg.htm
учитель истории и обществознания,
заместитель директора по воспитательной работе,
высшая квалификационная категория,
МБОУ «Антонятская основная общеобразовательная школа»,
д.Антонята Пермский край
Авторская и традиционная школа в России: что выбираем?
Современный мир – современное образование. В современном обществе существует множество форм, видов образования, множество подходов и взглядов к образованию, множество авторских школ… В России, как и в ряде других государств, также существуют различные подходы к образованию. Среди них можно назвать авторские школы, такие как "Школа радости", "Вальдорфская школа", "Школа самоопределения", "Школа Сухомлинского" и т.д. К данным школам относится и "Школа Жизни" Ш.А.Амонашвили. Школы узкого масштаба действия с определённым специфическим подходом к вопросам обучения и воспитания, хотя они направлены на широкую аудиторию подрастающего поколения. По статистическим данным, в России функционирует 53 500 школ. Авторских же школ существует в России немного. Например, «Школа радости» по данным интернет-источников, функционирует по 3 адресам, 20 "Вальдорфских школ" насчитывается в 13 городах России (http://ruswaldorf.ru/shkoli_sankt-peterburg.htm). Данные примеры говорят о том, что в России сохраняется традиционная школа с традиционным подходом в обучении, авторская же школа функционирует достаточно в узких рамках. Почему при творческом, гуманном, нравственном подходе к образованию авторские школы не могут получить широкое распространение в России по сравнению с традиционной школой? Педагогический труд «Школа жизни» Ш.А.Амонашвили даёт ответ на поставленный мною вопрос.
Проведём сравнительный анализ подходов к образовательному процессу в традиционной школе и «Школе жизни» Ш.А.Амонашвили и рассмотрим несколько подходов к современному образованию.
Познакомившись с книгой Ш.А.Амонашвили «Школа жизни», мною были выделены несколько ключевых понятий, присущих для традиционной и авторской педагогики, но трактуемых в противоположных направлениях.
Познакомившись с книгой Ш.А.Амонашвили «Школа жизни», мною были выделены несколько ключевых понятий, присущих для традиционной и авторской педагогики, но трактуемых в противоположных направлениях.
Во-первых, в традиционной школе педагогика является наукой. К процессу образования подходят с научной точки зрения. С научной точки зрения рассматривается интеллектуальное, психическое, физическое развитие и на основе научных данных строится образовательный процесс. В авторской же школе педагогика считаетя искусством – искусством понимать и принимать ребёнка в соответствии с природными данными, таким, какой он есть.
Самым главным ключевым понятием, присущим как для традиционной, так и для авторской педагогики, является ребёнок и отношение учителя к нему. В концепции гуманно-личностной педагогики Амонашвили Ш.А. ребёнок воспринимается как полноправный человек, носитель сознательного, осознанного. По мнению учёного, «ребёнок не только готовится к жизни, он уже живёт… Ему только надо помочь вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для её улучшения, выбрать в ней верный путь». Ведущая роль уделяется самовоспитанию. В традиционной же педагогике ребёнок является предметом обучения, которого начинают учить с чистого листа, начинают учить жить и готовить к будущей жизни, воспитывать его так, как считают правильно. Ребёнок - это объект, который обязан усваивать знания и ценности. Большая часть педагогов не готовы принять ребёнка как настоящего человека, не могут перестроиться на личностное обучение. Проще ребёнка вести за руку в определённом направлении, чем направлять его. Это вторая проблема ограничения функционирования авторских школ.
В-третьих, толкование понятий «воспитание» и «образование» понимается по-разному в данных школах. В традиционной школе на первом месте стоит образование, а потом уже воспитание. Ребёнок прежде всего должен быть наполнен научными знаниями, предусмотренными учебными программами. Ученика мы оберегаем от трудностей, давая ему готовые знания. Так проще учителю. Авторитарное педагогическое мышление сковывает возможности ребёнка, направляет личность ребёнка в том направлении, в котором считает необходим. Человек становится образованным при общем падении нравственности.
В концепции Ш.А.Амонашвили в центре обучения и воспитания стоит понятие «душа», на первое место ставится воспитание, воспитание души ребёнка. Развитие в данной школе происходит в процессе преодоления трудностей. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на целостности природы ребёнка. Общение с ребёнком выстраивается на равных, а не как взрослого с маленьким ребёнком. Амонашвили Ш.А. считает, что детей надо учить не играючи, а серьёзно, с чувством ответственности. Основной акцент в авторских школах делается на индивидуальность ребёнка - его возможности, способности, личностные качества. Школа Жизни в качестве основных целей образования ставит общечеловеческие ценности, к которым ведёт ребёнка через постижение общечеловеческих ценностей своего народа, своей Родины. Но на данный момент опять же традиционная школа в традиционной парадигме не может гуманность и нравственность ставить выше образования.
Следующее ключевое понятие - образовательный процесс. Традиционная школа является массовой школой (наполняемость классов – 30 ч. и более), где обучение направлено на среднего ребёнка. В Школе Жизни обучение направлено на личность (наполняемость класса 8-24 человека). В традиционной школе урок – время для подачи научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими требованиями, требованиям программы, время учить жизни. В школе Амонашвили Ш.А. урок - это сама жизнь, это время для выращивания и развития жизненных сил с помощью особо организованных знаний. В название урока вложена идея жизни, её осмысления, которое притягивает к себе ребёнка. И учебный план в противовес традиционной школе изменчив, гибок. Уроки насыщены, обогащены духовностью, нравственностью, самой жизнью, что близко и знакомо детям, они ведь в этом живут. Деятельностный подход – основной подход в образовательной деятельности. Сотрудничество – основа этой деятельности. И снова, традиционный уклад в современном образовании, реформы в сфере образования, диктуют субъект-объектные отношения, жёсткие рамки учебно-воспитательного процесса, строгость следования учебно-тематическому планированию и т.д.
Пятое понятие – руководство школой и педагогический коллектив. Коллегиальное руководство ОУ – явление, которое в России становится популярным. Но «педагогические ансамбли», набираемые ведущим учителем класса, явление, на мой взгляд, уникальное. При нынешней наполняемости педагогами школ, это достаточно сложная работа. Хотя о психологической совместимости детей и учителей речь должна вестись, ведь в команде единомышленников работается легко, свободно, творчески и целенаправленно. Многое зависит от руководителя школы. Современный руководитель – это не только управленец, это и психолог, и экономист, и социальный педагог, и психиатр, и юрист – можно продолжить до бесконечности. На мой взгляд, это должен быть достаточно креативный человек с хорошо развитой логикой и нестандартным мышлением, и, конечно, коммуникабельный, умеющий находить компромисс. Именно такие люди, по моему мнению, руководят авторскими школавми.
Подводя итог вышеперечисленным размышлениям, можно сказать, что в современном обществе основа образования – традиция, которая под современными веяними в российском обществе пытается вносить в свой процесс изменения, но данный процесс проходит очень медленно. Авторская же школа подразумевает коренной переворот в образовании. Пока для современной традиционной школы этот переворот не по силам. Система законодательной и исполнительной власти так же к данному процессу не готова. Но можно уже назвать успехом то, что в России существуют авторские школы, которые обращены к развитию личности ребёнка, основываясь на его индивидуальности, неповторимости, его самости. Вводимые в России ФГОСы подталкивают современное образование к изменениям, пытаются повернуть образование лицом к ребёнку. Но ситуация меняется медленно. Для разрушения традиций необходимо время.
В-третьих, толкование понятий «воспитание» и «образование» понимается по-разному в данных школах. В традиционной школе на первом месте стоит образование, а потом уже воспитание. Ребёнок прежде всего должен быть наполнен научными знаниями, предусмотренными учебными программами. Ученика мы оберегаем от трудностей, давая ему готовые знания. Так проще учителю. Авторитарное педагогическое мышление сковывает возможности ребёнка, направляет личность ребёнка в том направлении, в котором считает необходим. Человек становится образованным при общем падении нравственности.
В концепции Ш.А.Амонашвили в центре обучения и воспитания стоит понятие «душа», на первое место ставится воспитание, воспитание души ребёнка. Развитие в данной школе происходит в процессе преодоления трудностей. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на целостности природы ребёнка. Общение с ребёнком выстраивается на равных, а не как взрослого с маленьким ребёнком. Амонашвили Ш.А. считает, что детей надо учить не играючи, а серьёзно, с чувством ответственности. Основной акцент в авторских школах делается на индивидуальность ребёнка - его возможности, способности, личностные качества. Школа Жизни в качестве основных целей образования ставит общечеловеческие ценности, к которым ведёт ребёнка через постижение общечеловеческих ценностей своего народа, своей Родины. Но на данный момент опять же традиционная школа в традиционной парадигме не может гуманность и нравственность ставить выше образования.
Следующее ключевое понятие - образовательный процесс. Традиционная школа является массовой школой (наполняемость классов – 30 ч. и более), где обучение направлено на среднего ребёнка. В Школе Жизни обучение направлено на личность (наполняемость класса 8-24 человека). В традиционной школе урок – время для подачи научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими требованиями, требованиям программы, время учить жизни. В школе Амонашвили Ш.А. урок - это сама жизнь, это время для выращивания и развития жизненных сил с помощью особо организованных знаний. В название урока вложена идея жизни, её осмысления, которое притягивает к себе ребёнка. И учебный план в противовес традиционной школе изменчив, гибок. Уроки насыщены, обогащены духовностью, нравственностью, самой жизнью, что близко и знакомо детям, они ведь в этом живут. Деятельностный подход – основной подход в образовательной деятельности. Сотрудничество – основа этой деятельности. И снова, традиционный уклад в современном образовании, реформы в сфере образования, диктуют субъект-объектные отношения, жёсткие рамки учебно-воспитательного процесса, строгость следования учебно-тематическому планированию и т.д.
Пятое понятие – руководство школой и педагогический коллектив. Коллегиальное руководство ОУ – явление, которое в России становится популярным. Но «педагогические ансамбли», набираемые ведущим учителем класса, явление, на мой взгляд, уникальное. При нынешней наполняемости педагогами школ, это достаточно сложная работа. Хотя о психологической совместимости детей и учителей речь должна вестись, ведь в команде единомышленников работается легко, свободно, творчески и целенаправленно. Многое зависит от руководителя школы. Современный руководитель – это не только управленец, это и психолог, и экономист, и социальный педагог, и психиатр, и юрист – можно продолжить до бесконечности. На мой взгляд, это должен быть достаточно креативный человек с хорошо развитой логикой и нестандартным мышлением, и, конечно, коммуникабельный, умеющий находить компромисс. Именно такие люди, по моему мнению, руководят авторскими школавми.
Подводя итог вышеперечисленным размышлениям, можно сказать, что в современном обществе основа образования – традиция, которая под современными веяними в российском обществе пытается вносить в свой процесс изменения, но данный процесс проходит очень медленно. Авторская же школа подразумевает коренной переворот в образовании. Пока для современной традиционной школы этот переворот не по силам. Система законодательной и исполнительной власти так же к данному процессу не готова. Но можно уже назвать успехом то, что в России существуют авторские школы, которые обращены к развитию личности ребёнка, основываясь на его индивидуальности, неповторимости, его самости. Вводимые в России ФГОСы подталкивают современное образование к изменениям, пытаются повернуть образование лицом к ребёнку. Но ситуация меняется медленно. Для разрушения традиций необходимо время.
Литература
Ш.А. Амонашвили «школа жизни» - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.
http://ruswaldorf.ru/shkoli_sankt-peterburg.htm
Другие статьи
- Равные условия обучения - для каждого
- Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов.
- Психолого-педагогические приемы коррекционной работы с аутичными детьми
- «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
- Учитель и общество
- Самообразование преподавателя – путь к повышению профессионального мастерства
- Электронная презентация обобщения опыта работы учителя музыки по патриотическому воспитанию в урочной и внеурочной деятельности.
- Формирования интереса учащихся к национальной и зарубежной культуре на уроках и во внеклассной работе по английскому языку
- Такая далекая и такая близкая (70 – летию Победы посвящается…)
- Развитие презентационной культуры обучающихся изостудии "Радуга"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.