Статья "Профессиональный классный руководитель в современной школе"
Валентина Титова
19.06.2015
13097
15
Научно-исследовательская деятельность учителя
Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым
Профессиональный классный руководитель в современной школе
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон
Платон
Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.
Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.
Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон; Пишут ученые, и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон.
Эдуард Асадов
Функции классного руководителя: организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива. Координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями) управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.
Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности, он должен:
1)быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика; 2) осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий; 3) взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, с библиотекарем, со школьным психологом, с медработниками, со специальными службами по делам детей, с родителями учеников; 4) вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и различными методами; 5) содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе; 6) получать помощь от коллектива сотрудников школы; 7) вести индивидуальную работу с учениками и их родителями не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей; 8 )проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики; 9) организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников; 10) помогать каждому, конкретному ученику в решении его проблем; 11) осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.
Каким должен быть классный руководитель?
Хороший, мыслящий классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования
Классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?
Классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?
Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто: Будьте хорошими. Вот и все!
Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся: 1)духовным образцом человеческой культуры; 2) защитником от безнравственности; 3) инициатором сплочения ученического коллектива; 4) фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика; 5) помощником социализации ребёнка; 6)консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества; 7) консультантом по профориентации ; 8)координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника человеком, позитивно влияющим на нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.
Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь: 1) эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями; 2)уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности; 3)правильно понимать и реализовывать цели воспитания; 4) планировать свою деятельность; 5)организовывать воспитательные мероприятия; 6)использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе; 7) внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.
Классный руководитель и педагогический коллектив.
Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.
Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.
Профессиональный классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.
Хорошей и продуктивной формой взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.
Очень важно, если классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.
Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, является тем человеком, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.
Классный руководитель и родители учащихся на родительском собрании.
Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту — школьные психологи.
Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические.
Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей.
Сегодня я слово хочу сказать Всем тем, кому золотых семнадцать, Кому окрыленных, веселых двадцать, Кому удивительных двадцать пять. По-моему, это пустой разговор, Когда утверждают, что есть на свете Какой-то нелепый, извечный спор, В котором воюют отцы и дети.
Эдуард Асадов
Чтобы вас услышалиНачало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.
Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.
Начать разговор нужно в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...
Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».
Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.
Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.
Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.
Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.
И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.
Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.
"Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки." Арт-Онг Джумса
Источники1.http://paidagogos.com/?p=7836
2.http://do.gendocs.ru/docs/index-168692.html?page=6 3.shoolsgeograf.at.ua/load/pedagogicheskij_opyt/klassnomu_rukovoditelju/prava_i_objazannosti_klassnogo_rukovoditelja/3-1-0-407 4.900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Klassnyj-kollektiv/003-Klassnyj-rukovoditel-osobyj-fenomen-pedagogicheskoj-sfery.html 5. www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-o-vospitanii
2.http://do.gendocs.ru/docs/index-168692.html?page=6 3.shoolsgeograf.at.ua/load/pedagogicheskij_opyt/klassnomu_rukovoditelju/prava_i_objazannosti_klassnogo_rukovoditelja/3-1-0-407 4.900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Klassnyj-kollektiv/003-Klassnyj-rukovoditel-osobyj-fenomen-pedagogicheskoj-sfery.html 5. www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-o-vospitanii
Другие статьи
- Роль исторического краеведения в формировании патриотизма молодого поколения
- Современный подход к проведению урока в коррекционной школе в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов
- Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся
- Английский. Сюрприз на ладони
- С доской «SMART Board»! - урок всегда шедевр
- Развитие профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка в ходе педагогической практики в школе
- Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС
- ПОС и ФГОС
- «Формирование культуры здоровья педагога»
- Уроки здоровья в начальной школе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Валентина Николаевна, читая статью, вспомнила слова "Обучение без воспитания- это меч в руках сумасшедшего". Классному руководитель отводится огромная роль в плане становления и развития личности. Спасибо за статью.
Наталья Трачук, дата: 20.06.2015 в 11:26
#2 Валентина Николаевна, пожалуй, комментируя Вашу удивительно интересную статью, я могу только процитировать слова Арт-Онг Джумса : "Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки." Какие мудрые слова. Статья очень поучительная, заставляет задумываться над истинами ежедневных рутин классного руководителя и посмотреть на его проблемы по-новому. Спасибо Вам за приглашение.
Ольга Степанова, дата: 20.06.2015 в 13:00
#3 Если классный руководитель сделает всё от него зависящее для того, чтобы вверенный ему класс стал коллективом, тогда каждому ребёнку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, это сделает его чуточку счастливее в этом мире. Рассмотренная в статье тема актуальна для нас всех. Спасибо за содержательный материал.
Татьяна Образцова, дата: 20.06.2015 в 14:40
#4 «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов.
Татьяна Образцова, дата: 20.06.2015 в 14:40
#5 Спасибо за интересную статью. Вы правы, что классный руководитель играет ключевую роль на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала.
Эльвие Алимова, дата: 20.06.2015 в 15:11
#6 Отличные рекомендации молодым специалистам, так как зачастую они допускают панибратство. Спасибо за статью
Наталья Чубаева, дата: 20.06.2015 в 16:58
#7 Статья Ваша очень актуальная! Многие учителя боятся брать классное руководство. И вот из год в год они и те же работают классными руководителями. Желаю всем классным дамам здоровья, счастья и успехов в вашем нелегком труде!
Ольга Даниловская, дата: 20.06.2015 в 17:36
#8 Не выбираем мы родителей,
Как, впрочем, и учителей.
Зато они за годы школьные
Нам всех становятся родней!
И классному руководителю
Хотим сегодня пожелать:
Пусть ваши дети возвращаются
И новые придут опять!
Ольга Даниловская, дата: 20.06.2015 в 17:37
#9 Спасибо, Валентина Николаевна, за статью. Она может стать путеводителем для многих педагогов как молодых, так и со стажем. Ваша статья и пример Вашей педагогической деятельности поможет тому, чтобы дети написали своему учителю такие слова: "Мы много с Вами пережили вместе: и смех, и радость, и печаль, и боль... Вы наш руководитель самый классный, самый любимый, добрый и родной... Спасибо Вам, что в трудную минуту всегда Вы нас умели поддержать. Протягивали помощи нам руку, и помогали на ноги вставать!"
Гульнара Айтуганова, дата: 20.06.2015 в 17:51
#10 "Мы уйдём чемпионы и просто спортсмены. Вам придётся с другими с нуля начинать. Вы таланту и мужеству знаете цену, пусть другие научатся вас понимать. Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра. Кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера" Эти строчки из песни, я думаю, подойдут многим педагогам нашего сайта
Галина Борискина , дата: 20.06.2015 в 17:53
#11
"Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы" Классный руководитель - это большая ответственность, забота о каждом ребёнке, помощь и поддержка, разумная требовательность и честность. Классный руководитель - каждодневный рутинный труд. Но... особенно приятно встречаться с выпускниками, закончившими школу 10, 15 и 20 лет назад. Это так здорово! Спасибо за статью, за возникшие воспоминания
Галина Борискина , дата: 20.06.2015 в 18:01
#12 Всем коллегам огромное спасибо за участие в обсуждении моих статей!На нашем замечательном сайте есть возможность не только публиковать статьи из личного опыта работы, научно-исследовательские материалы, которые создаются не сразу,а обдумываются и обговариваются на своих или городских м/0 и педсоветах, но и обсуждать их, дополнять своими примерами.Такой обмен опытом имеет для педагога колоссальное значение.Спасибо Уч.Портфолио
Валентина Титова, дата: 20.06.2015 в 18:25
#13 Нашла в своей методической копилке интересный материал.Это ода классному руководителю,написанная Кирсановой С.Н. (стиль Маяковского):
Ода классному руководителю
Товарищи, серьезнее,
шире шаг!
В ряд становитесь
послушать нас!
Оду воспоем мы -
не учителю,
А -
классному руководителю.
Песнь моя начинается просто,
С множества дел, посчитать –
а их со ста.
И так каждый день, и неделю, и год,
Работает -
не просто учитель,
А -
классный руководитель.
Начнем с начала
трудового дня.
Понедельник. Утро. Проснулась Земля.
Только накануне не спал
не учитель,
А –
классный руководитель.
Ведь он – член особого секретного клана
Со множеством списков и –
множеством планов,
С огромным желанием воспитать детей,
А за год попробуй, возьми –
да успей!
Ведь именно работа
классного руководителя
Воспитать и учить, а -
не простого учителя.
Простой учитель никак не поймет,
Отчего классный руководитель не берет, а дает.
Дает свое время, и силы, и мужество
Выслушивать родительско-детское содружество
О разном, о нужном, о главном, о вечном
Печется КР
постоянно и бесконечно.
А если устал –
так никто ж не поймет:
Ведь это призванье –
кого ж оно проймет?
Это особенно видно на собраниях,
Где сплошные КРу напоминания.
О том, что воспитывать должен –
он,
Что знать он не должен никакой покой,
И денно и нощно общаясь с людьми,
Доказывать, бороться, искать –
и найти!
Гремите барабаны, и горны, и трубы!
Гремите вы громче, ведь это нетрудно:
Кто лучше всего позаботиться о Машах,
Подумает о Ванях, о Петях и Сашах?
Кто проследит за благополучием,
За образованием и –
недополучием
Ребенком самого необходимого,
Бесценного и вечного,
доброго, невообразимого?
У кого специальное образование,
Чтобы давать детям воспитание?
Кто им подскажет, что делать всегда,
И что им не следует делать никогда?
Кто же еще их причешет, поправит,
Спросит о делах и к врачу направит?
Подумайте, товарищи, разве не отрадно,
Что есть не просто учитель,
А –
классный руководитель?
Дел коего перечислить
просто невозможно,
Потому как он сам не считает их
сложными,
А своей обязанностью
без напоминания,
Похвалы и одобрения, а иногда –
без понимания.
И вот тут не понять простому учителю,
Зачем классному руководителю
Всегда беспокоиться, всегда волноваться
За Мишу да Настю, по школе скитаться.
Искать не пришедших, звонить в колокола,
Бежать за детьми и кричать в никуда.
Зачем? Так может спросить –
просто учитель,
Но –
не классный руководитель.
А мы, товарищи, встанем в ряд,
Поднимем руку и сделаем мах
В честь славных подвигов, а главное, невидимых
Не просто учителя,
А –
классного руководителя!
Ирина Щербакова, дата: 20.06.2015 в 20:53
#14 Валентина Николаевна, статья очень хорошая, полезная и актуальная. Спасибо за прекрасную работу!
Сергей Зинин, дата: 20.06.2015 в 23:31
#15 Если ученик помнит своего классного руководителя и рассказывает от нём с теплотой, значит это хороший классный руководитель.
Татьяна Серкова, дата: 21.06.2015 в 16:51
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.