С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование карточных игр Пряжникова в профориентационной работе со старшеклассниками"
Брашко Евгения Владимировна,
заместитель директора по научно-
методической работе, учитель
технологии МАОУ СОШ № 67
с углубленным изучением отдельных предметов
г.Екатеринбург
 
Использование карточных игр Пряжникова в профориентационной работе со старшеклассниками
 
    Растёт  интерес к школьной профориентации. В ряде школ возобновляется профориентационная работа. Во многом проблемы возрождающейся школьной профориентации связаны с плохим осознанием цели такой работы, когда цель понимается либо слишком упрощенно («помочь выпускникам получше устроиться и адаптироваться в условиях рынка»), либо слишком усложнено («помочь самореализоваться, самоопределиться»). На помощь приходят активизрующие методики, которые направлены на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагают не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив. Важно понимать, что почти любая методика и форма работы обладают определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал.
     К активизирующим профконсультационным методикам относят игровые профориентационные упражнения, карточные профконсультационные методики, настольные карточки игры, бланковые карточные методики, активизирующие профориентационные опросники, информационно-поисковые системы («професьянсы»).
     Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности: интересность, увлекательность процедуры  для учащегося; личная значимость; добровольность участия (как известно, «насильно играть не заставишь», и тем более, насильно не активизируешь); двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации).
     Карточные игры в отличие от тестовых методик не дают школьникам готовых результатов, не рекомендуют профессии, а предлагают задуматься, осознать внутренние вопросы и противоречения. Карточные игры Пряжникова  («професьянсы») разработаны  с учетом необходимости первичного профессионального самоопределения учащихся. Эти  игры можно использовать  на уроках по темам профессионального самоопределения в рамках предмета «Технология» в старших классах, также они могут стать основой для проведения тематических (профориентационных) классных часов, профориентационных занятий и консультаций. Одна из особенностей карточных игр - активизации профессионального самоопределения старшеклассников, так как во время игры происходит творческое переосмысление проблемы.
     Еще одно удобство игр – их не нужно покупать, методики изложены простым и доступным языком, все карточки можно изготовить самостоятельно, имея компьютер и принтер.
    Из множества карточных игр я выбрала две – «Формула-5» и «Кто? Что? Где?». Привлекли они меня своей доступностью и возможностью использовать как в индивидуальной консультационной работе, так и с классом.
    Цель методики «Профессьянс «Формула-5» - оперативный поиск (или уточнение) наиболее привлекательной для старшеклассника профессии (группы профессий), а также знакомство с основными группами характеристик профессионального труда. Удобство данной методики в том, что перед глазами выпускника выложены все карточки методики, что позволяет не только строить целостный образ выбираемой профессии, но и оперативно корректировать его в ходе совместного обсуждения. Ниже представлен образец карточек, с которыми работает учащийся.


   
   Голубым цветом выделены карточки, в которых обозначены цели, коричневым - предмет труда, оранжевым - средства, зеленым - условия труда, желтым - особенности труда. Текст написан с двух сторон карточки. С красной полосой выбирается карточка, если она привлекательна, но по каким-то причинам пока не достижима.
     Класс можно разбить на несколько групп, дав каждой группе комплект карточек и четко проговорив инструкцию. При групповой работе в каждой группе выбираются Клиент (тот, кто определяется с профессией), Психолог-консультант (поддерживает связь с ведущим, помогает Клиенту проводить игру), Помощники (их задача, используя справочники, в т.ч. в интернете, составлять списки подходящих профессий в соответствии с  карточками, которые выбрал Клиент). Используя перечень профессий, подготовленный Помощниками, опираясь на свои предпочтения, Клиент пытается составить круг возможных профессий, видит свои ограничения и возможности.
     Цель методики «Професьянс «Кто? Что? Где?» - определение наиболее привлекательных для учащихся профессий, построение «образа себя» как будущего профессионала. На рисунке ниже представлен пример карточек. Чем больше совпадений цифр (на  красных карточках  с синими и зелеными карточках), тем четче представления, если цифры не совпадают, значит, учащийся мечтает об одной профессии, но не представляет ее особенности и требования.


     
     Во время игры старшеклассник обосновывает свои расклады и, таким образом, начинает лучше понимать самого себя. В конце игры остается лишь угадать профессию, увидев свои предпочтения и возможности.
     Игра проводится индивидуально, требует достаточно много времени, поэтому при использовании ее в классе я бы предложила всем остальным по ходу игру составить список рекомендуемых профессий с аргументацией, а в конце игры ученик, который раскладывал карточки, мог бы при построении «Молекулы профессии» воспользоваться советами одноклассников.
     Работа с карточными играми, как и с метафорическими ассоциативными картами, очень полезна для учащихся, на мой взгляд. Так как позволяет им не только задуматься над тем «кем хочу быть», «чего хочу достигнуть», но и позволяет осознать свои сильные и слабые стороны, увидеть, что, образно говоря, тревожит душу, посмотреть на ситуацию под другим углом зрения. Эффективность такой работы достаточно высока. При этом тестовые методики не отвергаются, а разумно сочетаются. Популярностью у выпускников пользуются «Цветовые метафоры» (см. экспресс-диагностику И.Соломина), «Будь готов» (Пряжников).
 
Список литературы:
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11    классы).   -   М.:   ВАКО,   2005.   -   288   с.
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Евгения Владимировна, с огромным интересом прочитала Вашу статью. Информация новая для меня. Зачастую дети, выбирая будущую профессию, не предстввляют ее особенностей, и представленная методика играет большую роль в профориентационой работе. Спасибо!
Наталья Трачук, дата: 15.08.2015 в 23:31  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ