С нами 13995 учителей, 4954 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках курса ОРКСЭ "
Наталья Шумилова   21.08.2015   5888   3   ФГОС

Шумилова Наталья Крестьяновна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 44»
 г.Полысаево, Кемеровская область
 
Формирование универсальных учебных действий
младших школьников в рамках курса ОРКСЭ
 
         Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ. Формирование универсальных учебных действий является важной составляющей  образования, поэтому все учебные предметы направлены  именно  на вооружение обучающихся УУД. 
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Уроки ОРКСЭ  дают большие возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.
В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока (таблица 1).
 
Таблица 1
Виды УУД и их характеристика.
Вид УУД Характеристика УУД
Личностные Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных и межличностных отношениях.
Регулятивные Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. 
Коммуникативные Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
 
 
Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС обеспечивают:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.
С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: «Россия – наша Родина» и «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале каждой учебной программы ОРКСЭ и ею же завершается.
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы – российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм.
4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Содержание уроков в каждом из 6 учебников раскрывает определенные ценности или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление.
5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших.
7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям – важнейшая задача всех модулей комплексного курса, решаемая по ходу образовательной деятельности.  
Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, обеспечивают:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.
Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» происходит уже на первом уроке «Россия – наша Родина». Здесь обучающиеся получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности – приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая учащемуся самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.
3. Формирование умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
В дополнение к поурочным учебным заданиям в конце четвертой  четверти в 4 классе предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др. Овладение навыками смыслового чтения осуществляется в процессе диалога разных текстов, их смысловой «переклички», перевода одного текста на язык другого.
5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Все учебники содержат развернутую систему творческих заданий по каждому уроку. Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного курса предусмотрено проведение  презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и культурными традициями.
6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Решение этих задач обеспечиваются следующими методическими формами и приемами:
учебники по модулям имеют общие  уроки, в которых выражена задача каждого модуля – приобщение к традициям многонационального народа России;
большая система творческих заданий, обеспечивающая деятельностный, развивающий характер обучения, коллективную работу обучающихся, старших и младших;
организация школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», завершающего изучение комплексного курса.
Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, обеспечивают:
  1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей (Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие) как основы культурных традиций многонационального народа России.
  2. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
  3.  Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
  4.  Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Возможности для формирования УДД обеспечиваются развивающим, творческим характером организации учебного содержания, включением в учебный процесс текстов различных стилей и жанров, единством теории и личного опыта обучающихся и их родителей, других взрослых.
  Формирование УУД в рамках курса ОРКСЭ отражено в таблице 2.

Таблица 2
  Формирование УУД в рамках курса ОРКСЭ.
УУД Конкретизация видов УУД
в рамках курса ОРКСЭ
 
Личностные
 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями художественных текстов посредством эмоционально-действенной идентификации;
смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;
формирование эстетических ценностей на основе эстетических критериев;
формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений;
эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса; умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока;
умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать.
 
Регулятивные
 
Определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
самостоятельное формулирование темы и цели урока;
овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану;
составление плана решения действий на уроке;
умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и
текстами учебного пособия;
корректирование своей деятельности;
в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
 
Познавательные
общеучебные
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Познавательные
логические
 
Ориентирование в учебном пособии                            (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной (система взглядов, мыслей, чувств автора);
владение разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое) и их использование;
извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
переработка и преобразование информации
из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование, переконструирование, таблица, схема и др.);
использование словарей, справочников;
осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
прогнозирование содержания урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт;
установление причинно-следственных связей;
осуществление синтеза (составление целого
из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов) для понимания смысла и целостного восприятия текста;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по теме; 
подведение под понятия, выведение следствий;
построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование;
доказательство;
постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
 
Коммуникативные
 
Планирование учебного сотрудничества                         с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи            в соответствии с грамматическими                                  и синтаксическими нормами родного языка;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
овладение умением работать в паре, группе;
умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;
оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
восприятие и понимание речи других;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
владение монологической и диалогической формами речи;
развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
коммуникативно оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета;
умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.
 
 
 
Список литературы
  1. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики [Текст] : программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А. Я. Данилюк. – М. : Просвещение, 2010.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
  3. Кукота, М. А. Комплексный подход к разработке и реализации программ по основам православной культуры как фактор оптимизации деятельностного подхода к формированию УУД обучающихся [Текст]  / М. А. Кукота  // Учитель Кузбасса. – 2014. – № 4. – С. 28 – 30.
 
 
 
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Интересная статья, полностью раскрыта тема содержания статьи на примере курса ОРКС. Спасибо вам за содержательный и актуальный материал
Наталья Чубаева, дата: 22.08.2015 в 19:28  
#2 В вашей статье указана вся расшифоровка УУД в рамках введения ФГОС. Наша школа тоже осуществляет свою деятельность в рамках внедрения ФГОС, однако многие педагоги - воспитатели испытывают затруднения в определении УУД. Наконец-то благодаря вашему материалу мы сможем правильно и чётко сформулировать и определить УУД при разработке плана - конспекта воспитательного материала
Александра Титова, дата: 23.08.2015 в 11:53  
#3 Александра Андреевна, рада, что материал статьи оказал практическую помощь. Мне сейчас легко разбираться в УУД(т.к. уже 5 лет являюсь тьютором по внедрению ФГОС НОО), а сначала тоже приходилось нелегко.
Наталья Шумилова, дата: 25.08.2015 в 18:24  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.