Статья " Применение игровых технологий на уроках химии"
Эльвие Алимова
23.06.2015
7476
3
Игровые технологии
Алимова Эльвие Назимовна
учитель химии
МОУ «Вольновская школа»
магистр химии
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым
2. Игра “Третий лишний”
Определите вещество, которое является лишним в каждой строчке.
CuO HCI AI2O3
HCI H2SO4 NaCI
NaOH HNO3 H3PO4
Na2SO4 K2SO4 BaSO4
3. Задания на логические умозаключения.
а) Все оксиды имеют в своем составе кислород. Угарный газ - оксид. Следовательно, он имеет в своем составе атомы кислорода.
б) Все оксиды - сложные вещества. Вещество Х - сложное. Следовательно, это вещество оксид.
в) Кислотные оксиды обычно оксиды неметаллов. Следовательно, оксид неметалла всегда будет кислотным оксидом.
г) Кислотные оксиды реагируют с основаниями. Вещество Х реагирует с основанием. Следовательно, вещество Х - кислотный оксид.
4.Задания на преодоление ригидности мышления.
За одну минуту подберите вещества, с помощью которых можно осуществить следующее превращение.
а) 2HCl+Fe = FeCl2+ ….
б) H2SO4+…= CaSO4+…
в) HCl + …= AgCl+…
5.Составьте формулы десяти кислот, комбинируя нижеперечисленные составные части кислот по горизонтали при условии, что части кислот стоят подряд:
учитель химии
МОУ «Вольновская школа»
магистр химии
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым
Применение игровых технологий на уроках химии
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке химии является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке химии является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Проблемы повышения эффективности преподавания химии в школе решаются различными методами. Один из них – внедрение в учебный процесс дидактических игр. Отмечая роль таких игр в процессе обучения химии, следует прежде всего отметить, что у учащихся при этом кроме интереса к предмету вырабатываются умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются и запоминаются сложные химические понятия. Даже самые пассивные ребята прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В ходе игры ученики, приобретая новые знания и умения, расширяют свой кругозор.
Использование игр на уроках - необходимое условие развития учащихся. Конечно, наряду с решением иллюстрированных задач и созданием положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность. В связи с усилением развивающего аспекта возможна цель: формирование начальных умений предприимчивости у учащихся. Ей соответствует урок делового общения и такие его формы, как деловая игра, дискуссия, урок творческого проектирования и др. Их использование дает положительные результаты на практике. Дело в том, что каждая из форм урока: лекция, семинар, практикум, игра, могут иметь разные цели, а потому вписываются в логику системы эффективных учебных занятий по теме, разделу, как в начале изучения, так и на других этапах овладения учебным материалом. Все зависит от того, какая цель будет доминировать на данном учебном занятии.
Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны многими учителями-предметниками. К нетрадиционным технологиям урока относятся:
• интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
• уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
• уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, интервью, репортаж;
• уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, презентация;
• уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-загадка, урок с элементами фантастики;
• уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, детективное расследование, ученый совет, патентное бюро;
• уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью;
• перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», «Форт Боярд», «Последний герой», диспут, и др.
Можно выделить ролевые игры (КВН, уроки-суды, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.).
Игры-тренажеры, конечно более просты в реализации, чем ролевые игры со сценарием и требуют не так много времени на подготовку, репетиции и проведение. Любая игра направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося.
Приведу несколько примеров дидактических игр, которые я использую на уроках химии.
Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны многими учителями-предметниками. К нетрадиционным технологиям урока относятся:
• интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
• уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
• уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, интервью, репортаж;
• уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, презентация;
• уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-загадка, урок с элементами фантастики;
• уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, детективное расследование, ученый совет, патентное бюро;
• уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью;
• перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», «Форт Боярд», «Последний герой», диспут, и др.
Можно выделить ролевые игры (КВН, уроки-суды, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.).
Игры-тренажеры, конечно более просты в реализации, чем ролевые игры со сценарием и требуют не так много времени на подготовку, репетиции и проведение. Любая игра направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося.
Приведу несколько примеров дидактических игр, которые я использую на уроках химии.
- Игра «Восстанови пропущенное»
В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что:
- по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов;
- в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов;
- в среднем ряду - знаки элементов II группы;
- по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды.
Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте.
Al | ? | K |
? | Zn | Ca |
Li | Mg | ? |
2. Игра “Третий лишний”
Определите вещество, которое является лишним в каждой строчке.
CuO HCI AI2O3
HCI H2SO4 NaCI
NaOH HNO3 H3PO4
Na2SO4 K2SO4 BaSO4
3. Задания на логические умозаключения.
а) Все оксиды имеют в своем составе кислород. Угарный газ - оксид. Следовательно, он имеет в своем составе атомы кислорода.
б) Все оксиды - сложные вещества. Вещество Х - сложное. Следовательно, это вещество оксид.
в) Кислотные оксиды обычно оксиды неметаллов. Следовательно, оксид неметалла всегда будет кислотным оксидом.
г) Кислотные оксиды реагируют с основаниями. Вещество Х реагирует с основанием. Следовательно, вещество Х - кислотный оксид.
4.Задания на преодоление ригидности мышления.
За одну минуту подберите вещества, с помощью которых можно осуществить следующее превращение.
а) 2HCl+Fe = FeCl2+ ….
б) H2SO4+…= CaSO4+…
в) HCl + …= AgCl+…
5.Составьте формулы десяти кислот, комбинируя нижеперечисленные составные части кислот по горизонтали при условии, что части кислот стоят подряд:
H | ||||||||
H2 | Cl | H | ||||||
H | SO4 | H2 | NO3 | H | ||||
H2 | Cl2 | H2 | S | H3 | PO4 | H2 | ||
H | Br | H | SO3 | H | I | H4 | SiO2 | H2 |
5.Игра"Крестики-нолики"
Вычеркни правильный ряд солей.
По какому признаку можно классифицировать соли?
а)
Вычеркни правильный ряд солей.
По какому признаку можно классифицировать соли?
а)
NaNO3 | KCl | Na2SO4 |
NaHS | MgCO3 | Na2 SiO3 |
Na3PO4 | Cu(OH)Cl | Zn(OH)NO3 |
6.Игра «Узнай меня»
Цель. Закрепить первоначальные понятия о типах химических реакций, развить внимание и зрительную память.
Атрибуты. Карточки с уравнениями химических реакций. Уравнения реакций должны быть разного типа.
Задание. На доске учитель пишет названия химических реакций различных типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки к доске под названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение реакции данного типа и приводит пример.
7. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках
Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках химии.
Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках химии мне помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды.
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.
Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
Опыт показывает, что использование такой формы проведения игры или ее элементов способствует развитию самостоятельности и творческих способностей школьников; придает яркую эмоциональную окраску урокам химии, делает процесс обучения увлекательным и интересным.
П.П. Блонский писал: «Можно быть педагогом, сделавшим только первый шаг: изучив свой предмет. Это минимум, не зная которого, никого ничему не научишь. Лучше быть педагогом, сделавшим второй шаг: изучив теорию обучения и воспитания детей. Но только тот педагог в самом истинном смысле слова, кто сделал и третий шаг: кто добыл очень серьезное образование, кто внимательно изучил педагогический опыт народа и школы, кто хорошо знает психологию, философию, физиологию, социологию, логику».
Литература:
1) Шкилева О.А. Современные технологии обучения химии: учеб.- метод. Пособие.- Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена» , 2006.
2) Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя – М: Просвещение, 1992.
3) Штемплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. М: Дрофа, 2003.
Атрибуты. Карточки с уравнениями химических реакций. Уравнения реакций должны быть разного типа.
Задание. На доске учитель пишет названия химических реакций различных типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки к доске под названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение реакции данного типа и приводит пример.
7. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках
Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках химии.
Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках химии мне помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды.
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.
Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
Опыт показывает, что использование такой формы проведения игры или ее элементов способствует развитию самостоятельности и творческих способностей школьников; придает яркую эмоциональную окраску урокам химии, делает процесс обучения увлекательным и интересным.
П.П. Блонский писал: «Можно быть педагогом, сделавшим только первый шаг: изучив свой предмет. Это минимум, не зная которого, никого ничему не научишь. Лучше быть педагогом, сделавшим второй шаг: изучив теорию обучения и воспитания детей. Но только тот педагог в самом истинном смысле слова, кто сделал и третий шаг: кто добыл очень серьезное образование, кто внимательно изучил педагогический опыт народа и школы, кто хорошо знает психологию, философию, физиологию, социологию, логику».
Литература:
1) Шкилева О.А. Современные технологии обучения химии: учеб.- метод. Пособие.- Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена» , 2006.
2) Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя – М: Просвещение, 1992.
3) Штемплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. М: Дрофа, 2003.
Другие статьи
- Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения
- Сайт школьного Методического Объединения как новый ресурс организации методической работы в школе
- Организация дистанционного обучения на мобильном портале ЯКласс
- Патриотизм казачества в годы Великой Отечественной войны
- Использование метафорических ассоциативных карт в профориентационной работе
- Веб-квест
- Вести из «Прекрасного далека»
- Использование информационных технологий в обучении математике (из опыта работы)
- Опыт выполнения группового проекта
- Инновационный характер использования компьютерного моделирования в историческом краеведении
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Спасибо за этот замечательный материал!!
Елизавета Левахина, дата: 23.06.2015 в 18:45
#2 Возьму себе на заметку !!!В дальнейшем будущем пригодиться!
Елизавета Левахина, дата: 23.06.2015 в 18:46
#3 Использование игр на любых уроках - необходимое условие развития интереса учащихся к предмету.Чем больше на уроке игровых моментов, тем привлекательнее урок, интереснее, тем больше вероятность, что такой урок запомнится детям.
Учиться надо весело,
Учиться надо весело!
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!
Очень интересный материал статьи и нужный.Спасибо
Валентина Титова, дата: 24.06.2015 в 20:58
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.