С нами 15547 учителей, 5328 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Организация работа с одаренными детьми. Проблемы педагогического сопровождения"

Онищук Елена Маратовна, учитель
математики, зам.директора по ВР 
МОБУ Новобурейской СОШ №1
п.Новобурейского Бурейского района
Амурской области
 
Организация работы с одаренными детьми. Проблемы педагогического сопровождения
 
«Одаренность человека – это маленький росточек,
требующий к себе особого внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос
и дал обильный плод»      
В.А.Сухомлинский
 
    Выявление одарённых детей, организация системной работы - задача современной школы.
   Одарённость - это развивающееся качество психики, возможность достижения человеком высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
   Существуют две крайние точки зрения:
1. Все дети являются одаренными. Нужно просто выявить эту одаренность и развить ее.
2. Одаренные дети встречаются крайне редко. Нет смысла тратить усилия на развитие того, чего, может, и не существует.
    Поэтому принято считать, что под одаренными детьми будем понимать перспективных детей, одаренных, успешных в различных видах учебной, спортивной и творческой деятельностях.
Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:
1) своевременная диагностика возможностей;
2) адекватное содержание воспитания;
3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;
4)психологическое и педагогическое сопровождение учащегося;
5) побудительная деятельность учителя.
   Задачи, стоящие перед педагогом: своевременное выявление одарённых детей; использование на уроке дифференциации; развитие самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности; организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
    Я в своей практике использую методическое популярное пособие для родителей и педагогов Л.Ф.Тихомировой «Развитие интеллектуальных способностей школьника»,  Ярославль, «академия развития», 1996 год и методическое пособие О.Пороховой «Диагностические методики по выявлению детской одаренности», Благовещенск, 2006 год.
   Формами работы в ОУ являются индивидуальный подход и дифференцированное обучение, активные формы обучения, внеурочные занятия по предметам, участие в олимпиадах, предметных неделях, проектная деятельность обучающихся, научно-исследовательская деятельность обучающихся, конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, создание детских портфолио, посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий. Данные формы работа применяются во всех образовательных учреждениях нашей страны.
    Но существуют и определенные требования к личности учителя, который будет работать с одаренными детьми. Требования к личности учителя, работающего с одарёнными обучающимися: увлечённость своим делом, желание работать нестандартно, знание психологии одарённых учащихся, любознательность, эрудированность, поисковая активность, мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися, нравственность. Существует достаточно много материалов по определению склонностей педагога к работе с одаренными детьми. Предлагаю вашему вниманию следующую анкету:
 
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»
1. Могут ли быть улучшены современные формы и методы работы с одаренными детьми?
а) да, б) нет, они и так хороши, в) да, в некоторых случаях.
 2. Сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?
 а) да, б) нет, в) в некоторых случаях.
3. Возможно ли то, что Ваши идеи улучшили бы выявление одаренных детей?
 а) да, б) да при благоприятных обстоятельствах, в) лишь в некоторой степени.
 4. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях обучения и воспитания?
а) да, наверняка, б) это маловероятно, в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?
а) да, б) часто думаю, что сумею, в) да, часто.
6. Хотели бы Вы заняться изучением особенностей неординарных личностей?
а) да, это меня привлекает, б) нет, меня это не привлекает, в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.
7. Занимаетесь ли Вы поиском новых методов развития способностей детей?
 а) да, б) удовлетворяюсь тем, что есть, в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
8. Для решения проблемы (педагогической) пытаетесь ли Вы отыскать тот теоретический материал, который поможет в её решении?
а) да, б) нет, достаточно знаний передового опыта, в) нет.
9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях, б) махнете рукой на затею, в) продолжаете делать свое дело.
10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?
а) да, б) не совсем легко, в) болезненно.
11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?
а) не всегда, б) при хорошем настроении, в) в основном стараюсь это делать.
12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком подробно?
 а) да, конечно, б) запоминаю только то, что интересно, в) не могу.
13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?
а) да, без затруднений, б) в некоторых случаях, в) нет.
14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?
а) уклоняетесь от ответа, б) тактично переносите ответ на другое время, в) пытаетесь отвечать.
15. У Вас есть кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то …..
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы, б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили, в) измените свое мнение, если давление будет мощным.
16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы:
а) средний, б) достаточный, в) оригинальный.
17. Во время отдыха Вы предпочитаете ….
а) решать проблемы связанные с работой, б) прочитать интересную книгу по проблеме, в) погрузиться в мир любимых увлечений.
18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если ….
а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца, б) Вы более или менее довольны, в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Обработка результатов.
Ответы: а) 3 балла, б) 1 балл, в) 2 балла.
Подсчитать количество набранных баллов:
46-54 баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся.
24 - 45 баллов. У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе.
23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта, Вы сможете достичь многого.
 
    Цель педагогического сопровождения: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
   Обеспечение этой возможности в основном происходит через воспитательный процесс. При построении воспитательного процесса стоит учитывать 2 вида мотивации:
  1. Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников (похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней.)
  2. Содержательную: применение знаний и умений детей  в  нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения)
В любой деятельности важен результат (продукт)
   Образовательным продуктом при педагогическом (а в нашем случае воспитательном) сопровождении одаренных и способных детей могут быть следующие материалы: собственные тексты, стихи, сказки, живопись,  компьютерный учебный проект, викторины, рекламные проспекты и другие материалы.
    Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны (изготовлены) учащимися в ходе творческой  деятельности; это может быть и какая-либо оригинальная идея, которую можно воплотить в жизнь.
    При составлении плана на год классным руководителям необходимо уделять особое внимание  поддержке одаренных детей (исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему). В план необходимо включать:
- диагностики склонностей учащихся (оформление в планах кл. руководителей сводной таблицы одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей);
- участие детей в конкурсах различного плана (школьные, районные, областные и т.д.);
- обсуждение на пед. совете (либо на заседании МО классных руководителей) темы «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики);
- создание портфолио одаренных детей;
- консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;
- привлечение детей к участию в коллективных творческих делах, раскрывающих наиболее полно их способности.
- включение детей в работу дополнительного образования.
    Из опыта работы могу сказать, что несколько лет тому назад в нашем ОУ была составлена и утверждена программа «Одаренные дети». Реализация этой программы плавно влилась в воспитательный процесс, в связи с чем, на заседаниях МО классных руководителей мы с педагогами обязательно стали рассматривать вопросы, связанные с развитием одаренности детей. Рассматриваем эту деятельность в аспекте различных основных направлений деятельности школы: интеллектуальное, художественно-эстетическое, спортивное, гражданско-патриотическое и т.д. Педагоги готовят содержательные выступления. Кроме того, на протяжении многих лет мы отслеживаем одаренных (перспективных) детей, занося их данные в школьную базу данных (папка). База данных ежегодно обновляется и пополняется.
   По поводу ученических портфолио могу сказать, что огромная работа проводится педагогами начальной школы. Порой портфолио учеников начальной школы более содержательные, яркие и интересные. Неплохой результат дают проведение общешкольных фестивалей «Портфолио». Подобные мероприятия как раз способствуют повышению мотивации детей, что является одним их условий развития одаренностей, носят информационный и познавательный характер (упражнения, игры на развитие способностей и т.д.)
 Исходя из этого, необходимо придерживаться следующих принципов работы с одарёнными детьми:
 - индивидуализация воспитания  (наличие индивидуального плана воспитания учащихся – высший уровень).
 -  принцип комфортности в любой деятельности.
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- принцип добровольности.
     Проблемами педагогического сопровождения могут являться невыполнение условий:  
1) своевременная диагностика возможностей;
2) адекватное содержание воспитания;
3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;
4) психологическое и педагогическое сопровождение учащегося;
5) побудительная деятельность учителя.
    Нет необходимости развивать творческие навыки ребенка, если диагностика показала одаренность в интеллектуальной сфере, или, например, своевременное диагностирование позволит более ярко проявить способности школьника на более раннем этапе обучения. При всем при этом, роль педагога важна и неотъемлема.
     Сегодня жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А это возможно при поддержке талантов и дарований, заложенных в ребёнке со стороны педагогов. Для того чтобы эта поддержка состоялась на высоком уровне для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» педагог. Т.О. можно сделать вывод, что высокие способности наших детей — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться. Но только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка.
 
Литература:
  1. О.Г.Порохова. «Диагностические методики по выявлению одаренности», Благовещенск, 2006 год
  2. Л.Ф.Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, «Академия развития», 1996 год
  3. Диск «Работа с одаренными детьми», М., 2008 год
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очень интересная статья, особенно понравился тест, хочется протестировать наших учителей. Спасибо.
Евгения Брашко, дата: 09.09.2015 в 19:59  
#2 Думаю, каждому учителю будет интересно узнать степень своей склонности работы с одаренными детьми
Елена Маратовна Онищук, дата: 11.09.2015 в 16:31  
#3 Спасибо за замечательную статью! Мне, как будущему учителю, эта информация очень пригодиться.
Анастасия Билобрицкая, дата: 01.03.2016 в 20:29  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.