Статья "Приоритетное направление развития информационной среды в системе образования"
Татьяна Медведева
30.08.2015
2656
3
ИКТ
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2017г.
ЧОУ ДО "Центр знаний" Всероссийская педагогическая конференция:
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2017г.
Приоритетное направление развития информационной среды в системе образования
Информатизация образования - не очередная реформа,
а требование времени
а требование времени
Информатизация образования является приоритетным направлением развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России:
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р [1].
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" [2].
- Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды»" [3]/
Она необходима для обеспечения качественного и эффективного образовательного процесса, для повышения доступности образования, для достижения поставленных общеобразовательных целей.
Модернизация предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов — формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Сформированность этой компетентности у выпускника школы — важнейшее условие современной экономики.
Реализация данного направления будет способствовать эффективной организации учебного процесса, позволит анализировать результаты деятельности всего ученического коллектива и каждого ее участника в процессе обучения.
Современные школьники – главные действующие лица интеллектуальных, информационных, общественно – социальных и производственных процессов в XXI веке. Их жизнь протекает в принципиально отличной от нашей технологической среде, во многом связанной с созданием, передачей и потреблением информации.
Процесс «информатизации образования», включающий в содержание образования такие элементы, как умение работать с информацией, способность использовать информационные технологии в преподавании различных учебных дисциплин, организовывать индивидуальную, самостоятельную, групповую, поисково-исследовательскую деятельность школьников, готовить их к единому школьному информационному образовательному пространству.
В то же время идет развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение и педагога, и учащихся в мировое информационно-образовательное пространство. Меняются образовательные стандарты, формы, методы и технологии обучения.
Востребованны учителя, способные обучаться и переобучаться быстро и качественно, способные организовывать исследовательскую и проектную деятельность, использовать разнообразные современные источники педагогической информации, способные адаптироваться к новым условиям.
Как говорит В.В. Нестеров, один из региональных министров общего и профессионального образования: «Мы являемся свидетелями уникального явления: впервые за многолетнюю историю образования лидерами процесса модернизации информационного поля выступают именно дети. Семья и школа вынуждены идти вслед за своими воспитанниками, формируя собственную информационную компетентность».
Таким образом, учитывая актуальность проблемы, информатизация учебно-воспитательного процесса стала одним из приоритетных направлений развития МБОУ Арбатская СОШ.
Информатизация образования в нашей школе предполагает:
Модернизация предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов — формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Сформированность этой компетентности у выпускника школы — важнейшее условие современной экономики.
Реализация данного направления будет способствовать эффективной организации учебного процесса, позволит анализировать результаты деятельности всего ученического коллектива и каждого ее участника в процессе обучения.
Современные школьники – главные действующие лица интеллектуальных, информационных, общественно – социальных и производственных процессов в XXI веке. Их жизнь протекает в принципиально отличной от нашей технологической среде, во многом связанной с созданием, передачей и потреблением информации.
Процесс «информатизации образования», включающий в содержание образования такие элементы, как умение работать с информацией, способность использовать информационные технологии в преподавании различных учебных дисциплин, организовывать индивидуальную, самостоятельную, групповую, поисково-исследовательскую деятельность школьников, готовить их к единому школьному информационному образовательному пространству.
В то же время идет развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение и педагога, и учащихся в мировое информационно-образовательное пространство. Меняются образовательные стандарты, формы, методы и технологии обучения.
Востребованны учителя, способные обучаться и переобучаться быстро и качественно, способные организовывать исследовательскую и проектную деятельность, использовать разнообразные современные источники педагогической информации, способные адаптироваться к новым условиям.
Как говорит В.В. Нестеров, один из региональных министров общего и профессионального образования: «Мы являемся свидетелями уникального явления: впервые за многолетнюю историю образования лидерами процесса модернизации информационного поля выступают именно дети. Семья и школа вынуждены идти вслед за своими воспитанниками, формируя собственную информационную компетентность».
Таким образом, учитывая актуальность проблемы, информатизация учебно-воспитательного процесса стала одним из приоритетных направлений развития МБОУ Арбатская СОШ.
Информатизация образования в нашей школе предполагает:
- увеличение доли учителей, владеющих информационными технологиями будущего;
- увеличение доли педагогов, повысивших уровень педагогической компетентности в области информационной деятельности;
- увеличение охвата обучающихся дистанционным обучением.
В коллективе нашей школы создается положительная среда, способная повысить мотивацию сотрудников, способствовать их самореализации, личностному и профессиональному росту.
Располагаем современной компьютерной техникой: все кабинеты школы имеют автоматизированное рабочее место учителя с ПК, имеющим выход в Интернет, мультимедийный проектор, в 6-ти кабинетах имеются интерактивные доски.
Все педагогические работники школы не только прошли подготовку по использованию информационных технологий в образовательном процессе, но и активно применяют свои знания и умения в ходе учебной и внеурочной деятельности.
В связи с информатизацией расширяются возможности профессионального роста педагогических работников, их самообразования, творческой работы, повышается уровень информационной культуры, эффективность управленческой деятельности.
Задача повышения профессиональной компетентности педагогов решается через систему непрерывного образования, активизацию деятельности коллектива по реализации инновационных программ. Тем самым осуществляется своевременное прохождение курсовой подготовки учителями школы, в том числе и по ФГОС второго поколения.
Педагоги школы проходят переподготовку по программам дополнительного образования, осваивают смежные специальности, используя различные формы обучения: очное, заочное, дистанционное, онлайн.
Так, только в прошедшем учебном году, педагоги школы прошли дистанционное повышение квалификации через курсы:
"Современные подходы к организации и проведению урока русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС" - Филиал ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет" в г. Канске;
АНО "Санкт-Петербургский центр ДПО": "Педагогические и психологические аспекты подготовки школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ", "Учебно-познавательные задачи как средство достижения образовательных результатов в контексте ФГОС на уроках технологии "
АНО ДПО "Инновационный образовательный центр ПКиП "Мой университет" - "Все о табличном редакторе Excel для педагога".
Фоксфорд - «Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся по биологии», «Информатика и программирование в 8-11 классах».
Учителя школы активно участвуют в вебинарах издательства «Просвещение», завуч Инфо, образовательных программ Интел:
Располагаем современной компьютерной техникой: все кабинеты школы имеют автоматизированное рабочее место учителя с ПК, имеющим выход в Интернет, мультимедийный проектор, в 6-ти кабинетах имеются интерактивные доски.
Все педагогические работники школы не только прошли подготовку по использованию информационных технологий в образовательном процессе, но и активно применяют свои знания и умения в ходе учебной и внеурочной деятельности.
В связи с информатизацией расширяются возможности профессионального роста педагогических работников, их самообразования, творческой работы, повышается уровень информационной культуры, эффективность управленческой деятельности.
Задача повышения профессиональной компетентности педагогов решается через систему непрерывного образования, активизацию деятельности коллектива по реализации инновационных программ. Тем самым осуществляется своевременное прохождение курсовой подготовки учителями школы, в том числе и по ФГОС второго поколения.
Педагоги школы проходят переподготовку по программам дополнительного образования, осваивают смежные специальности, используя различные формы обучения: очное, заочное, дистанционное, онлайн.
Так, только в прошедшем учебном году, педагоги школы прошли дистанционное повышение квалификации через курсы:
"Современные подходы к организации и проведению урока русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС" - Филиал ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет" в г. Канске;
АНО "Санкт-Петербургский центр ДПО": "Педагогические и психологические аспекты подготовки школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ", "Учебно-познавательные задачи как средство достижения образовательных результатов в контексте ФГОС на уроках технологии "
АНО ДПО "Инновационный образовательный центр ПКиП "Мой университет" - "Все о табличном редакторе Excel для педагога".
Фоксфорд - «Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся по биологии», «Информатика и программирование в 8-11 классах».
Учителя школы активно участвуют в вебинарах издательства «Просвещение», завуч Инфо, образовательных программ Интел:
- Исследования на уроках естественных наук.
- Формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в свете требований нового ФГОС.
- Реализация требований ФГОС по информатике средствами УМК издательства "Просвещение».
- Формирующая оценка: формирование оценочной самостоятельности школьников.
- Проектирование урока русского языка с позиций достижения планируемых результатов ФГОС НОО.
- Школьное сочинение: работа над ошибками.
- «Современный урок по географии с УМК «Полярная звезда».
- Институт образования НИУ ВШЭ, Инф. портал 273-фз.РФ Вопросы реализации нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
ЧОУ ДО "Центр знаний" Всероссийская педагогическая конференция:
- Научно-исследовательская деятельность педагога и ее презентация,
- Практика работы современного учителя с интерактивной доской и др.
Педагоги школы ведут электронные портфолио на сайте http://uchportfolio.ru/, ведут свои сайты на хостингах Про школу Ру, Мультиурок, Инфоурок, публикуют свои материалы как на страницах своих сайтов, так и на страницах сайтов Методическая копилка, ЗавучИнфо и др.
По дополнительному образованию – сайты и блоги для учащихся «Экогорик» и «Смайлик»:
http://ekogorik.blogspot.ru/, http://smailik.blogspot.ru/
На базе школы проводились курсы от ХАКИРО и ПРО, где 10 педагогов и воспитателей – 5 из школы, и 5 из МДОУ д/сад «Колокольчик» прошли курсовую подготовку по повышению ИКТ-компетенции по теме «Использование ИКТ в образовании: web-технологии», создав свои блоги и получив удостоверения о прохождении курсов по 72-часовой подготовке.
Учащиеся школы, также как и их наставники, принимают активное участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, во всероссийских и международных мероприятиях:
По дополнительному образованию – сайты и блоги для учащихся «Экогорик» и «Смайлик»:
http://ekogorik.blogspot.ru/, http://smailik.blogspot.ru/
На базе школы проводились курсы от ХАКИРО и ПРО, где 10 педагогов и воспитателей – 5 из школы, и 5 из МДОУ д/сад «Колокольчик» прошли курсовую подготовку по повышению ИКТ-компетенции по теме «Использование ИКТ в образовании: web-технологии», создав свои блоги и получив удостоверения о прохождении курсов по 72-часовой подготовке.
Учащиеся школы, также как и их наставники, принимают активное участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, во всероссийских и международных мероприятиях:
- Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» - русский, английский языки, биология, информатика.
- Международный дистанционный блиц-турнир по английскому языку (начальные классы) проекта «Новый урок»,
- Всероссийский творческий конкурс «Рассударики».
Школа не осталась в стороне от участия в таких сетевых проектах, как Карта Памяти, Бессмертный Полк, Мой полк, Свеча памяти, посвященных 70-летию Победы в ВОВ.
Анализируя педагогическую деятельность в нашей школе, а также создание условий для повышения уровня информационной культуры педагогов, можно сделать вывод, что инновационная деятельность, в которую включается учитель в школе, становится мощным фактором его личностно-профессионального саморазвития, самостоятельного «взращивания» себя как свободного, самоценного человека и компетентного профессионала.
Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единого информационного образовательного пространства, что подразумевает вовлечение в процесс информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы. Это и есть главная задача информатизации.
Важно правильно определить направления достижения поставленной цели, которая повлечёт за собой повышение качества обучения, совершенствование управления школой, информационную интеграцию с внешней средой, доказывая ещё раз, что информатизация образования – это не очередная реформа, а требование времени, приоритетное направление развития информационной среды в системе образования.
Литература:
Анализируя педагогическую деятельность в нашей школе, а также создание условий для повышения уровня информационной культуры педагогов, можно сделать вывод, что инновационная деятельность, в которую включается учитель в школе, становится мощным фактором его личностно-профессионального саморазвития, самостоятельного «взращивания» себя как свободного, самоценного человека и компетентного профессионала.
Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единого информационного образовательного пространства, что подразумевает вовлечение в процесс информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы. Это и есть главная задача информатизации.
Важно правильно определить направления достижения поставленной цели, которая повлечёт за собой повышение качества обучения, совершенствование управления школой, информационную интеграцию с внешней средой, доказывая ещё раз, что информатизация образования – это не очередная реформа, а требование времени, приоритетное направление развития информационной среды в системе образования.
Литература:
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы". http://fip.kpmo.ru/fip/info/13430.html
- Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" - http://www.inforegion.ru/ru/main/science/IT_education/REOIS/
Другие статьи
- Обучение школьников филологическому анализу текста на уроках русского языка
- Этика, такт, стиль –основные составляющие профессиональной культуры педагога
- От компьютерных технологий к природе
- Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- Применение методов повышающих мотивацию в обучении химии.
- Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников
- Учебно-методическая разработка на тему "Работа школьного МО "Развивающего цикла"
- Из опыта интеграции вопросов здоровьесбережения в предметную область «ФИЗИКА»
- "Артек": вчера, сегодня, завтра
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Татьяна Александровна, очень интересная и содержательная статья.Успехов Вам и Вашему педагогическому коллективу.
Татьяна Щербакова, дата: 21.09.2015 в 23:01
#2 Татьяна Александровна,познакомилась с Вашей статьей.Какие же Вы молодцы!Шагаете в ногу со временем! Желаю Вашему педколлективу удач,творчества,отличных результатов!
Александра Андреева, дата: 14.10.2015 в 22:00
#3 В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ. Современный педагог должен быть не только изобретательным, но и готовым изучать новые технологии. Будь то это современные портативные устройства, приложения или персональные среды обучения. Современные учителя должны быть в постоянном поиске новых решений в области ИКТ для реализации на своих занятиях.
Татьяна Косенкова, дата: 07.02.2019 в 19:10
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.