Статья "Деятельность учителя начальных классов по здоровьесбережению школьников (из опыта работы)"
Елена Фотеева
25.10.2015
2357
1
Классное руководство
Фотеева Елена Николаевна
1 категория
учитель начальных классов
МБОУ "Средняя школа № 7"
г.Каменск-Уральский
Свердловская область
Деятельность учителя начальных классов по здоровьесбережению школьников
(из опыта работы)
В программе выделено несколько направлений:
Благодаря программе учебная деятельность и состояние здоровья улучшались. Хорошее здоровье благоприятствует успешной учебной деятельности.
Я считаю, что применение здоровьесберегающей программы способствует сохранению и улучшению здоровья детей, а также способствует повышению качества успеваемости и развивает творческую активность учащихся.
Список использованной литературы:
1.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников», Методическое пособие, М.: ТЦ «Сфера», 2002.
2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс, М.: ВАКО, 2004.
3. Кулинич Г.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1-4 класс, М.: ВАКО, 2009.
4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 класс, М.: ВАКО, 2007.
В настоящее время проблема сохранения здоровья школьников перестала быть проблемой здравоохранения. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся во многом зависит от организации условий образовательной среды, позволяющей получение знаний без потери здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает создание комплексной системы сохранения, укрепления и развития здоровья учащихся.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучению, поэтому именно учителю начальных классов необходимо направить свою работу на обучение детей основам здорового образа жизни. В 2012 году я стала классным руководителем первого класса из 25 человек. В августе, пересмотрев личные дела и медицинские карты детей, я пришла в ужас, от того, что у меня в классе только 6 здоровых детей, которые имеют 1 группу здоровья.12 человек были со второй группой, и 7 человек с третьей группой здоровья. На первом родительском собрании я обсудила с родителями вопрос о здоровье их детей. Они дали согласие, что будут помогать мне в мероприятиях, проводимых по оздоровлению детей. Я написала программу для того, чтобы обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе.
Программа рассчитана на четыре года.
Я поставила такие цели.
Цели программы:
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучению, поэтому именно учителю начальных классов необходимо направить свою работу на обучение детей основам здорового образа жизни. В 2012 году я стала классным руководителем первого класса из 25 человек. В августе, пересмотрев личные дела и медицинские карты детей, я пришла в ужас, от того, что у меня в классе только 6 здоровых детей, которые имеют 1 группу здоровья.12 человек были со второй группой, и 7 человек с третьей группой здоровья. На первом родительском собрании я обсудила с родителями вопрос о здоровье их детей. Они дали согласие, что будут помогать мне в мероприятиях, проводимых по оздоровлению детей. Я написала программу для того, чтобы обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе.
Программа рассчитана на четыре года.
Я поставила такие цели.
Цели программы:
- создание в классе организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
- создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению детей к здоровому образу жизни;
- развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения.
Задачи программы:
- создание комфортной образовательной среды, включающей в себя соответствие школьного помещения гигиеническим, эстетическим и экологическим нормам;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий
и режима дня;
- освоение новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных знаний на практике;
- организация и проведение мониторинга состояния здоровья учащихся.
В программе выделено несколько направлений:
- воспитательно-образовательное;
- оздоровительно-профилактическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- коррекционно-развивающее;
- мониторинг состояния здоровья и развития учащихся.
Реализация основных направлений:
1.Соблюдение требований САНПиН
2.Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
3. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
4. Создание комфортной атмосферы в школе и классном коллективе, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
При проведении этой работы я следила за изменениями в состоянии здоровья детей.
Мониторинг проводился по четырём направлениям: состояние здоровья учащихся, физическое здоровье учащихся, психическое здоровье учащихся (психолог школы), учебная деятельность (успеваемость).
При оценке состояния здоровья я учитывала: заболевания учащихся, группу здоровья, показатели зрения и количество пропусков дней по болезни.
При оценке физического здоровья я учитывала следующие показатели: физкультурную группу (основная, подготовительная, освобождение); уровень физической подготовленности учащихся (высокий, средний, низкий). Анализ результатов выявил:
За три года у двух человек улучшилась группа здоровья, со второй на первую, у пятерых улучшилось зрение, у двадцати человек физкультурная группа осталась без изменения. В 5-ый класс перейдут уже не 6, а 8 полностью здоровых детей.
Проверка уровня тревожности детей, развитие познавательных процессов и самооценку учащихся показала,что наблюдается положительная динамика состояния психоэмоциональной составляющей здоровья. По результатам тестирования по Люшеру уровень тревожности за период обучения с 1 по 3 класс понизился на 28 %. Если в первом классе высокую самооценку имели 19% учащихся, а низкую – 27%, то к концу третьего класса учащихся с высокой самооценкой возросло до 33%, а с низкой сократилось до 15%. Анализ полученных результатов за три года показал рост высокого уровня комфортности на 38%, а недостаточный и критический уровень комфортности снизился на 25%.
Учебная деятельность анализировалась успеваемостью. В первом и во втором классах у нас безотметочная система обучения. С третьего по четвёртый класс (две четверти) успеваемость улучшается.
1.Соблюдение требований САНПиН
2.Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
3. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
4. Создание комфортной атмосферы в школе и классном коллективе, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
При проведении этой работы я следила за изменениями в состоянии здоровья детей.
Мониторинг проводился по четырём направлениям: состояние здоровья учащихся, физическое здоровье учащихся, психическое здоровье учащихся (психолог школы), учебная деятельность (успеваемость).
При оценке состояния здоровья я учитывала: заболевания учащихся, группу здоровья, показатели зрения и количество пропусков дней по болезни.
При оценке физического здоровья я учитывала следующие показатели: физкультурную группу (основная, подготовительная, освобождение); уровень физической подготовленности учащихся (высокий, средний, низкий). Анализ результатов выявил:
За три года у двух человек улучшилась группа здоровья, со второй на первую, у пятерых улучшилось зрение, у двадцати человек физкультурная группа осталась без изменения. В 5-ый класс перейдут уже не 6, а 8 полностью здоровых детей.
Проверка уровня тревожности детей, развитие познавательных процессов и самооценку учащихся показала,что наблюдается положительная динамика состояния психоэмоциональной составляющей здоровья. По результатам тестирования по Люшеру уровень тревожности за период обучения с 1 по 3 класс понизился на 28 %. Если в первом классе высокую самооценку имели 19% учащихся, а низкую – 27%, то к концу третьего класса учащихся с высокой самооценкой возросло до 33%, а с низкой сократилось до 15%. Анализ полученных результатов за три года показал рост высокого уровня комфортности на 38%, а недостаточный и критический уровень комфортности снизился на 25%.
Учебная деятельность анализировалась успеваемостью. В первом и во втором классах у нас безотметочная система обучения. С третьего по четвёртый класс (две четверти) успеваемость улучшается.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год | |
3 класс | 26% | 49% | 58,3% | 62% | 62% |
Благодаря программе учебная деятельность и состояние здоровья улучшались. Хорошее здоровье благоприятствует успешной учебной деятельности.
Я считаю, что применение здоровьесберегающей программы способствует сохранению и улучшению здоровья детей, а также способствует повышению качества успеваемости и развивает творческую активность учащихся.
Список использованной литературы:
1.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников», Методическое пособие, М.: ТЦ «Сфера», 2002.
2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс, М.: ВАКО, 2004.
3. Кулинич Г.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1-4 класс, М.: ВАКО, 2009.
4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 класс, М.: ВАКО, 2007.
Другие статьи
- В деле воспитания каникул не бывает (из опыта организации работы городского лагеря на базе УДОД)
- Современный школьный музей
- Моё призвание
- Деятельностный подход в обучении физике
- Проектная деятельность на уроках музыки
- ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- Особенности обучения математике в коррекционно – компенсирующем классе с использованием элементов технологии самосовершенствования личности
- Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми
- Гиперактивный ребенок в школе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Елена Николаевна, здравствуйте! Ознакомилась со статьей. Спасибо! Действительно, как учитель начальных классов заложит, так оно в дальнейшем и будет. Думаю, что не каждый педагог работает по программам именно здоровьесбережения. Еще раз, спасибо за статью!
Елена Маратовна Онищук, дата: 28.10.2015 в 15:58
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.