Статья "Математическая поэзия"
Валентина Титова
12.07.2015
23581
42
Научно-исследовательская деятельность учителя
Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым
Математическая поэзия
Математик, который не является
отчасти поэтом, никогда не достигнет
совершенства в математике.
К. Вейерштрасс
отчасти поэтом, никогда не достигнет
совершенства в математике.
К. Вейерштрасс
Интерес к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Большая умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний;
Нельзя быть математиком, не будучи
в то же время и поэтом в душе
Софья Ковалевская
в то же время и поэтом в душе
Софья Ковалевская
Математика показывает и доказывает, что настоящая поэзия неисчерпаема и неповторима. Могущество и красота математической мысли – в предельной чёткости её логики, изяществе её конструкций. А математические высказывания: определения, теоремы, формулы – сопоставлены с поэзией по силе воздействия на воображение, по целенаправленной плотности языка. Посредством гармонии ритма точных слов, образов и рифмы стихотворения приобретают эмоциональность, звучность, красоту. А ритм, гармония и даже стиль произведения подвластны математике.
Одной из форм эстетического воспитания на уроках математики является математическая поэзия. Кажется, нет никакого смысла в связи математики и поэзии. Математика и лирика... Слова, которые редко стоят рядом. Когда речь заходит о лирике - чаще подразумевают уроки литературу, музыки, изобразительного искусства. О математике же говорят как о науке абстрактной и сухой. Разумеется, у этой науки свой особый язык: язык рассуждений и доказательств. Но означает ли это, что на уроке математики не найдется места лирике?
«Математика более гармоничная, чем поэзия, наука».
И ты, друг, при этом высказывании со мной не спорь!
Поэт описывает жизнь словами прилежно и откровенно,
Математик постоянно ищет формулу жизни, теряя покой!
Людмила Филатова
И ты, друг, при этом высказывании со мной не спорь!
Поэт описывает жизнь словами прилежно и откровенно,
Математик постоянно ищет формулу жизни, теряя покой!
Людмила Филатова
Талантливые люди талантливы во всём.
Уроки математики проходят более эмоционально, благодаря рассказам о великих людях, использую их биографические данные, привожу цитаты, читаю стихотворения, иллюстрирую сказки, показываю видеофильмы. В стихотворной форме сообщаю цель урока, преподношу правила, понятия, решаю задачи в стихотворной форме, формулы. Например, в 9 классе на уроке геометрии перед изучением темы «Симметрия», читаю стихотворение, а затем рассказываю о красоте симметрии:
О, симметрия! Гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю!
Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в ёлочке, что у лесной дорожки
С тобою в дружбе и тюльпан и роза,
И снежный рой – творение мороза!
Антонов К.
Тебя повсюду в мире узнаю!
Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в ёлочке, что у лесной дорожки
С тобою в дружбе и тюльпан и роза,
И снежный рой – творение мороза!
Антонов К.
Симметрия устанавливает забавное и удивительное родство между предметами, явлениями и теориями, внешне, казалось бы, ничем не связанными. Например, земным магнетизмом и женской вуалью, поляризованным светом и естественным отбором, теорией групп, инвариантами и преобразованиями, рабочими привычками пчел в улье и строением пространства, рисунками ваз и квантовой физикой, лепестками цветов и интерференционной картиной рентгеновских лучей, делением клеток морских ежей и равновесными конфигурациями кристаллов, романскими соборами и снежинками, в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, музыкой и теорией относительности... . "Математика имеет задачей не обучение счислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении". Им был написан учебник "Арифметика" в двух частях с указаниями для учителя.
Великий писатель Л.Н.Толстой преподавал математику крестьянским детям в Яснополянской школе. Он писал: "У меня есть целый мир знаний математических, естественных, языка и поэзии, передать которые у меня недостаёт времени". В своём уезде он занялся школьным делом "только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретовых, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе".Предметом особого увлечения Л.Н.Толстого были математические задачи, занимательные задачи или задачи с неожиданными, нестандартными решениями и результатами. Писатель с интересом собирал такие задачи, знал их очень много и всегда с удовольствием предлагал их членам семьи, знакомым, гостям. Одна из любимых задач писателя была про косцов. Он был в восторге от графической иллюстрации её решения. Вот такая задача, например:
Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня вся артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру, вторая же половина артели косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, который один косарь скосил за день.
Сколько косцов было в артели?
Математические понятия Л.Н.Толстой использовал для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине. Вот некоторые из них:
"Все люди так же равны: как равны прямые углы при всем видимом различии".
"Человек есть дробь. Числитель - это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству". В связи с этим о людях, имевших о себе высокое мнение, Л.Н.Толстой говорил: "У этого человека слишком велик знаменатель".
"Человек есть дробь. Числитель - это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству". В связи с этим о людях, имевших о себе высокое мнение, Л.Н.Толстой говорил: "У этого человека слишком велик знаменатель".
Назову ещё некоторых великих поэтов, чьи стихи и высказывания использую на уроках математики: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» А.С. Пушкин. М.Ю Ломоносов: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», а это стихи:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать.
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать.
Из стихотворения Владимира Михановского "Мечта":
Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке, прильнув, математик.
Настоящий учёный, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.
Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке, прильнув, математик.
Настоящий учёный, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.
Рассматриваю стихи и стихотворения как математические формулы.
Раскрытие скобок:
Если перед скобкой плюс,
Ничего я не боюсь!
Просто скобки опускаю,
Ну а знаки сохраняю.
Если перед скобкой минус,
То мозгами пораскину.
Скобки тоже опускаю,
Ну а знаки поменяю.
Если перед скобкой плюс,
Ничего я не боюсь!
Просто скобки опускаю,
Ну а знаки сохраняю.
Если перед скобкой минус,
То мозгами пораскину.
Скобки тоже опускаю,
Ну а знаки поменяю.
Координатная плоскость:
Мы играем в наши игры,
Знает их и песик Рикс:
Ордината — это игрек,
А абсцисса — это икс.
Знает их и песик Рикс:
Ордината — это игрек,
А абсцисса — это икс.
Теореме Пифагора:
Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим —
И таким простым путем
К результату мы придем.
И. Дырченко
Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим —
И таким простым путем
К результату мы придем.
И. Дырченко
Одна из основных математических констант – число Пи. Оно равно отношению длины окружности к её диаметру. Т.е если взять окружность с диаметром равным единице, то длина окружности и будет равна числу Пи. Содержит число бесконечную последовательность чисел. С помощью компьютеров вычислено двести миллиардов знаков числа Пи. Максимальное число знаков, которое смог запомнить человек – сто тысяч. Число Пи приблизительно равно - 3,1415926535897932384626433832795…. Для запоминания можно использовать приведённую ниже запоминалку.
Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз;
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться,
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибаться,
Чтоб окружность верно счесть,
Надо только постараться
И запомнить все как есть
Три — четырнадцать —
пятнадцать — девяносто два и
шесть!
С.Бобров
Над твердыней Сиракуз;
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться,
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибаться,
Чтоб окружность верно счесть,
Надо только постараться
И запомнить все как есть
Три — четырнадцать —
пятнадцать — девяносто два и
шесть!
С.Бобров
Стихи и стихотворения можно рассматривать как математические формулы, то есть в некоторых случаях можно сравнивать поэзию с математикой, а фактически можно рассматривать стихи и стихотворения как словесные конструкции, построенные согласно закономерностям математической лингвистики.
А именно можно рассматривать слова и рифмы в стихах, а также комбинации слов и рифм в строках стихотворений как лингвистические композиции поэтических образов и фонетических созвучий, которые организованы согласно законам пропорции и математической гармонии.
А именно можно рассматривать слова и рифмы в стихах, а также комбинации слов и рифм в строках стихотворений как лингвистические композиции поэтических образов и фонетических созвучий, которые организованы согласно законам пропорции и математической гармонии.
Стихотворение о нахождении высоты, медианы и биссектрисы треугольника:
Три девицы, три сестрицы
В треугольнике живут.
Речь такую там ведут:
— Всех главнее высота!
Говорю вам неспроста.
Видят все, как сторонам
Нужен перпендикуляр… .
Ольга Панишева
В треугольнике живут.
Речь такую там ведут:
— Всех главнее высота!
Говорю вам неспроста.
Видят все, как сторонам
Нужен перпендикуляр… .
Ольга Панишева
Определение косинуса, синуса, тангенса и котангенса острого угла в прямоугольном треугольнике:
С тригонометрией сейчас
Знакомы даже звери.
Правила все говорят
Четко и уверенно.
И попросим мы зверят
Рассказать их для ребят.
Как мы косинус считаем,
Ты спроси медузу.
— Делим прилежащий катет
На гипотенузу.
Знакомы даже звери.
Правила все говорят
Четко и уверенно.
И попросим мы зверят
Рассказать их для ребят.
Как мы косинус считаем,
Ты спроси медузу.
— Делим прилежащий катет
На гипотенузу.
Синус вычислить сумеет
Зверь любой из чащи:
На гипотенузу делит
Катет противолежащий… .
Зверь любой из чащи:
На гипотенузу делит
Катет противолежащий… .
Площади многоугольников:
Друзья мои, легко найти
S параллелограмма:
Вы помножьте а на b
И на синус гамма.
(S=absin)
Друзья мои, легко найти
S параллелограмма:
Вы помножьте а на b
И на синус гамма.
(S=absin)
S трапеции ты, знаешь.
Посчитай, я подожду.
Полусумму оснований
Ты умножь на высоту.
S =((а+b) : 2)h
Посчитай, я подожду.
Полусумму оснований
Ты умножь на высоту.
S =((а+b) : 2)h
Площадь треугольника
Знать, конечно, надо:
Мы умножим а на аш
И разделим на два.
Ольга Панишева
Знать, конечно, надо:
Мы умножим а на аш
И разделим на два.
Ольга Панишева
Имея в виду, что истинный поэт должен обладать такими «математическими» качествами, как точность и логичность восприятия и выражения мыслей, известный американский писатель Эдгар По сказал: «Поэт тем талантливее, чем более математичен его дар».
В кабинете математики есть много раздаточного материала – задач в стихах. Кроме стихотворных задач применяю на уроках стихи с теоретическим содержанием. У меня сложился свой метод использования таких стихов в работе, определяю моменты их использования, чтобы они оказали наибольшее воздействие на детей. Но есть стихи, которые сами по себе говорят о времени их применения: «Симметрия», «Проценты», «Теорема Пифагора», «Теорема Виета». Некоторые примеры:
Как назвали отношенье катета к гипотенузе?
У кого ни спросим мы,
Отвечают: «Косинус».
Все мы думали-гадали:
Какой же они катет брали?
На дне глубокого сосуда
Лежит спокойно n шаров.
Попеременно их оттуда
Таскают двое чудаков.
Занятье это им приятно,
Они таскают t минут,
И каждый шар они обратно,
Его исследовав, кладут.
Ввиду занятия такого,
Как вероятность велика,
Что был один глупей другого,
И что шаров там было k?
У кого ни спросим мы,
Отвечают: «Косинус».
Все мы думали-гадали:
Какой же они катет брали?
На дне глубокого сосуда
Лежит спокойно n шаров.
Попеременно их оттуда
Таскают двое чудаков.
Занятье это им приятно,
Они таскают t минут,
И каждый шар они обратно,
Его исследовав, кладут.
Ввиду занятия такого,
Как вероятность велика,
Что был один глупей другого,
И что шаров там было k?
Подведя итог всему вышесказанному, следует заметить, что могущество и красота математической мысли – в предельной чёткости её логики, изяществе её конструкций, искусном построении абстракций. И вместе с тем, математические высказывания , определения, теоремы, формулы, сопоставлены с поэзией по силе воздействия на воображение, по целенаправленной плотности языка.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
О поэзии в математике могу говорить много. Сложился свой опыт работы применения поэзии на уроках математики. Накопилось много материала по данной теме: теорем и задач в стихах, правил в стихах, стихов о математике и математиках.
Источники
http://kog-pdubschool.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/file/poesia.doc
http://nashol.com/2011102661237/didakticheskie-igri-na-urokah-matematiki-kovalenko-v-g-1990.html
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/02/05/matematicheskaya-gazeta-posvyashchennaya-185-letiyu-so-dnya-rozhdeniya
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/12/12/matematika-i-poeziya
http://nashol.com/2011102661237/didakticheskie-igri-na-urokah-matematiki-kovalenko-v-g-1990.html
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/02/05/matematicheskaya-gazeta-posvyashchennaya-185-letiyu-so-dnya-rozhdeniya
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/12/12/matematika-i-poeziya
Другие статьи
- Обобщение опыта работы учителя музыки по теме "Взаимосвязь всех видов искусств"
- Предвыборная кампания и выборы в Первую Государственную думу во Владимирской губернии (январь – март 1906 года). Первые думцы края.
- О здровьесберегательных технологиях замолвим слово
- Технология организации процесса самообразования
- Роль уроков математики в развитии творчества
- Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника (из опыта работы)
- Внеурочная деятельность обучающихся в рамках ФГОС на примере работы творческой лаборатории «Поиск» МОБУ Новобурейской СОШ №1
- Работа с газетой на английском языке: из опыта работы в старших классах средней школы
- Исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся
- Повышение эффективности обучения математике
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ж. Дьедоне говорил: “Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте”. Большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии.
Например:Золотое сечение математики рассмотрим на примере композиции “Пиковой дамы” Пушкина. В повести 853 строчки. Кульминацией является сцена в спальне графини, куда проник Германн в надежде узнать тайну 3-х карт. Смерть графини от испуга случается на 535 строке. Эта строка располагается точно в месте золотого сечения.
Замечательная, интересная статья.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 12.07.2015 в 17:36
#2 Валентина Николаевна, очень интересная статья. Многие Ваши примеры возьму для своих уроков! Я иногда тоже на уроке могу сочинить правило, чтобы оно было удобно для запоминания детям. Спасибо!
Ольга Даниловская, дата: 12.07.2015 в 17:41
#3 Как мне нравятся эти слова:"Математик, который не является
отчасти поэтом, никогда не достигнет
совершенства в математике."
(К. Вейерштра) Жаль, что не все математики и физики понимают это. Среди моих знакомых математиков есть много людей, увлекающихся поэзией, литературой. И они очень хорошие профессионалы.
Галина Борискина , дата: 12.07.2015 в 17:58
#4 Валентина Николаевна, уважаю Вас и восхищаюсь Вами. Вы удивительный человек и творческая личность.
Галина Борискина , дата: 12.07.2015 в 18:06
#5 Интересный материал, возьму на заметку.
Татьяна Серкова, дата: 12.07.2015 в 18:06
#6 На уроках русского языка мы тоже используем стихи с цифрами. Вот такой пример: Ночью шум стоял в по2ле,
Там 2гнома побывали.
Залезали на весы,
Часто морщили носы,
Но без гирь они е2 ли
На весах свой вес узнали!
Галина Борискина , дата: 12.07.2015 в 18:20
#7 Валентина Николаевна, я Вами не перестаю восхищаться. Я тоже в своей работе стараюсь применять различные стихотворения посвященные химии, запоминалки в стихотворной форме.
Эльвие Алимова, дата: 12.07.2015 в 18:58
#8 Валентина Николаевна, очень интересный материал. Каждый раз, читая Ваши статьи,я учусь!По поводу математики и поэзии хорошо сказала Л.Филатова:
«Математика более гармоничная, чем поэзия, наука».
И ты, друг, при этом высказывании со мной не спорь!
Поэт описывает жизнь словами прилежно и откровенно,
Математик постоянно ищет формулу жизни, теряя покой!
В нашей жизни всегда было и будет честь по чести:
Математик и поэт чаще дружно существуют вместе.
Ирина Щербакова, дата: 12.07.2015 в 19:00
#9 Как жаль, что у меня учителем математики у меня были не Вы, Валентина Николаевна. Тогда точно я бы полюбила этот предмет. А то только недавно перестали сниться кошмарные сны, что меня вызывают к доске решать задачу...
Валентина Федоровна Шайдурова, дата: 12.07.2015 в 19:09
#10 Валентина Николаевна, весьма необычная статья, интересная и содержательная. Мне кажется ваши дети очень любят математику, обычно мы рассматриваем этот предмет как один из точных, а вы ещё и с поэтической стороны. Оригинально и лаконично, и самое, главное, доступно. Спасибо за приглашение. Кстати неплохо было бы провести интегрированный урок "Математика и литературное чтение". Спасибо за приглашение
Наталья Чубаева, дата: 12.07.2015 в 19:28
#11 Надо стремиться к тому, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и, увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Валентина Титова, дата: 12.07.2015 в 19:58
#12 В литературе симметрия существует как в прозе, так и в поэзии. Симметрия в литературе играет важную роль: её используют в качестве обычного приёма в поэзии (ритм и рифма) и для создания художественных произведений и уникальных стихотворений. Она придаёт произведениям оригинальность, красоту звучания и особое восприятие. Поэзия – это особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой.
Ритм – это повторяемость однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей.
Рифма – это повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк; одинаковое или сходное звучание окончаний стихов.
Получается, что симметрии в поэзии просто не может не быть. Периодическое повторение элементов стихотворной речи, различные виды рифм – всё это придает стихотворному произведению симметричность.
Валентина Титова, дата: 12.07.2015 в 20:01
#13 Внеклассная работа по математике имеет своей целью расширение познаний по математике и привития любви к этому предмету. Если проводить внеклассную работу сухо, то это будет отталкивать детей от такой лишней для них нагрузки. И математическая поэзия является для меня в этом случае подспорьем для оживления внеклассной работы. Большое место уделяю я в своей работе изучению исторических материалов по математике, изучению биографических справок великих древних и русских математиков. Для этой цели есть много известных стихов: «Теорема Пифагора», «Смерть Архимеда», «На смерть Ковалевской», «Лобачевский»
Валентина Титова, дата: 12.07.2015 в 20:04
#14 Математика, так же как и поэзия, живопись, театр и вообще – искусство, была вызвана к жизни духовными потребностями человека, его стремлением к познанию и красоте.
Татьяна Образцова, дата: 12.07.2015 в 23:29
#15 Крупнейший персидский математик и астроном, поэт и философ Омар Хайям был человеком, сведущим во всех областях, особенно же в математике.
Татьяна Образцова, дата: 12.07.2015 в 23:32
#16 У известного французского математика и физика Блеза Паскаля есть литературные и философские произведения мало известные широкому читателю.
Татьяна Образцова, дата: 12.07.2015 в 23:33
#17 Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. Этот афоризм А. С. Пушкина как нельзя лучше отражает личность великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского.
Татьяна Образцова, дата: 12.07.2015 в 23:33
#18 Софья Васильевна Ковалевская стала первой женщиной-академиком в России, но при этом она интересовалась не только математикой, но и литературой, написала несколько повестей и романов.
Татьяна Образцова, дата: 12.07.2015 в 23:34
#19 Многие знакомы с приключениями Алисы – героини волшебных сказок английского математика и писателя Чарльза Лютвиджа Джонсона, сочинявшего под псевдонимом Льюис Кэрролл.
Татьяна Образцова, дата: 12.07.2015 в 23:35
#20 Интересно, что среди математиков много писателей, людей занимавшихся не только строгой наукой, но и творчеством. Это, наверное, связано с тем, что ни один из них не считал свои успехи в науке единственной целью в жизни, каждый из этих ученых стремился познать окружающий мир во всей его красоте и многообразии.
Татьяна Образцова, дата: 12.07.2015 в 23:36
#21 Валентина Николаевна, материал интересный, ещё раз подтверждает Ваш творческий профессионализм и любовь к своему предмету. Спасибо!
Татьяна Образцова, дата: 12.07.2015 в 23:40
#22 Очень интересный материал! Его можно применять на бинарных уроках.Возьму себе на заметку и предложу учителям-математикам нашей школы.Спасибо!Творческих Вам Успехов!
Нина Васильевна Ефимова, дата: 13.07.2015 в 5:09
#23 Валентина Николаевна, спасибо за статью! Интересный материал.
Елена Маратовна Онищук, дата: 13.07.2015 в 6:22
#24 Отношение к математике имеют и знаменитые русские поэты М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин.
Известно, что Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собой учебник математики.
А. А. Лопухин, товарищ Лермонтова по кавалерийскому училищу, близко знавший поэта, сообщает о нем следующее.
Наталья Фокина, дата: 13.07.2015 в 8:53
#25 Лермонтов постоянно искал новой деятельности и никогда не отдавался весь тому высокому поэтическому творчеству, которое обессмертило его имя и которое, казалось, должно было поглотить его всецело. Постоянно меняя занятия, он со свойственной ему страстью, с полным увлечением отдавался новому делу. Таким образом, он одно время исключительно занимался математикой.
Наталья Фокина, дата: 13.07.2015 в 8:54
#26 Однажды, приехав в Москву к Лопухину, Лермонтов заперся в кабинете и до поздней ночи сидел над решением какой-то математической задачи. Не решив ее, Лермонтов, измученный, заснул. Задачу эту он решил во сне. Ему приснилось, что пришел какой-то математик и подсказал ему решение задачи. Он даже нарисовал портрет этого математика. Оказалось, что он очень похож на изобретателя логарифмов – шотландского математика Джона Непера
Наталья Фокина, дата: 13.07.2015 в 8:54
#27 Вероятно, до этого Лермонтов читал о работах Непера и видел его портрет. Этот портрет слился у Лермонтова с его помощником при решении задачи. Портрет фантастического математика, написанный кистью Лермонтова, после Великой Октябрьской революции поступил Пушкинский Дом Академии наук, где и хранится в настоящее время.
Наталья Фокина, дата: 13.07.2015 в 8:55
#28 Математика – основа и царица всех наук,
И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
Ее мудрые законы если будешь выполнять,
Свои знанья приумножишь,
Станешь ты их применять.
Сможешь по морю ты плавать,
Сможешь в космосе летать.
Дом построить людям сможешь:
Будет он сто лет стоять.
Не ленись, трудись, старайся,
Познавая соль наук
Все доказывать пытайся,
Но не покладая рук.festival.1september.ru/articles/213043/
Наталья Фокина, дата: 13.07.2015 в 8:55
#29 Многие ребята считают математику скучным предметом. Стихи для детей о математике - помогут им убедиться в обратном. На самом деле математика имеет большое значение в повседневной жизни и об этом как раз и говорится в детских стихах. Если же у ребенка не лады с умножением и делением, то стихи для детей о математике быстро научат его считать и выполнять сложные арифметические действия.
Гульнара Айтуганова, дата: 13.07.2015 в 12:04
#30 Для детей смешные стихи о математике - это своего рода стимул к действию, также как и зарядка в стихах для дошкольников. Поэтому каждый учитель математики должен взять себе на заметку несколько штук
Гульнара Айтуганова, дата: 13.07.2015 в 12:06
#31 Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учиться с тобой молодёжь
Развивать и волю и смекалку .
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Источник: vseanekdotu.ru/stixi-dlya-detej-o-matematike/
Гульнара Айтуганова, дата: 13.07.2015 в 12:09
#32 Математика – Царица всех наук,
Тебе с ней подружиться советую, мой друг.
Если сложные законы в школе изучаешь,
То любые трудности ты преодолеешь.
Сможешь ты решить задачу,
Сможешь в космос полететь,
Сможешь по морю ты плавать,
Не боясь сойти с пути.
Не ленись, трудись, старайся,
Познавая соль наук,
Все доказывать пытайся
Ты не покладая рук.
Станет пусть бином Ньютона
Для тебя, как друг родной,
Как в футболе Марадонна,
В алгебре он основной.
Если твердо все изучишь,
Будешь знать ты все на «5»,
То, возможно, ты сумеешь
Звезды в небе посчитать.
Гульнара Айтуганова, дата: 13.07.2015 в 12:13
#33 Чтоб задачки нам решать,
Математику следует знать.
Надо знать про Пифагора.
Теоремы…. И готово!
Гульнара Айтуганова, дата: 13.07.2015 в 12:41
#34 Что такое математика?
Это умное сложение.
Ведь умней – умножить раз,
Чем слагать всё целый час.
Умножения Таблица
Всем нам в жизни пригодится,
И недаром названа
Умножением она!
Гульнара Айтуганова, дата: 13.07.2015 в 12:45
#35 Математика, математика –
«Классный» урок!
Уравненья, задачи –
Все это впрок.
Чтоб пятерку получить,
Надобно урок учить.
Бывает, иногда, мы ленимся.
Время пройдет, поймем, исправимся.
Чтобы были мы умней,
Валентина Николаевна,
Гоняйте нас сильней!
Гульнара Айтуганова, дата: 13.07.2015 в 12:50
#36 Как воздух, математика нужна,
Самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья:
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья. .
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:
— Мечтать довольно, повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата.
И воином любовь сохранена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.
Гульнара Айтуганова, дата: 13.07.2015 в 13:09
#37 Прекрасная статья. Убедили всех математиков в том, что "Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике." А нам остается только прислушиваться и наслаждаться математической поэзией. Спасибо за приглашение.
Ольга Степанова, дата: 13.07.2015 в 13:26
#38 Спасибо,уважаемые коллеги,за обширные дополнения и приятные комментарии к статье, мне очень приятно, что статья заинтересовали вас,что вам было интересно обсудить мой опыт работы.
Валентина Титова, дата: 13.07.2015 в 19:13
#39 Очень интересный,обширный стихотворный материал,спасибо вам.
Тамара Спиридонова, дата: 14.07.2015 в 18:38
#40 В современном нашем мире, Прогрессирует народ. С математикой по жизни, Взявшись за руку идёт. Воздвигая в степень просто, Извлекая корень точно, График быстро мы построим, Уравнение решим. И спасибо за статьи, Вам Валентина Николаевна, говорим!
Тамара Спиридонова, дата: 14.07.2015 в 18:55
#41 Как ни странно теорему Пифагора в одну строчку ученики не могут выучить, а вот стихотворение "Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы..." ученики помнят даже после окончания школы.Воспользовалась вашим материалом, взяв стихотворение "О, симметрия! Гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю!.."для реферата о симметрии.Спасибо Вам за интересный и полезный материал.
Галина Пожарова, дата: 17.07.2015 в 11:42
#42 Благодарю коллег за отзывы и комментарии к статье: "Математическая поэзия".Каждый учитель в душе поэт, а на уроке артист.Математика показывает и доказывает, что настоящая поэзия неисчерпаема и неповторима.
Валентина Титова, дата: 20.07.2015 в 16:09
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.