Статья "Признание рождается только тогда, когда привносится ценность"
Татьяна Пылаева
09.11.2015
3908
9
Эссе
Пылаева Татьяна Леонидовна,
заместитель директора по УВР,
учитель биологии I квалификационной категории
МКОУ "СОШ№1" ГО Ревда Свердловской области
заместитель директора по УВР,
учитель биологии I квалификационной категории
МКОУ "СОШ№1" ГО Ревда Свердловской области
Признание рождается только тогда, когда привносится ценность
Любовь к детям вполне может послужить основой для одиннадцатилетнего романа, как случилось уже в моей жизни, а порой и для романа величиною с жизнь. Платоническая ценность этого романа отнюдь не снижает накала чувств, красоты отношений, способности к самопожертвованию. Когда окружающие люди меня спрашивают: «Как можно работать в современной школе с современными детьми?», я отвечаю: «Детей надо любить!».
Признание! Как много в этом слове: заветная мечта, нелёгкий труд и долгий путь. Признание – это награда за истинные вложения, проявление профессиональных и человеческих ценностей, которые достаточно определены, ясны, истинно человечны. Признание – это следствие добросовестного отношения к своей миссии, которое, ни в коем случае, не должно являться ведущей целью всей деятельности. Главная миссия – развитие и формирование личности воспитанника.
Должен ли молодой учитель, пришедший в школу, думать об этом? Им руководят собственные мотивы, но, какие именно, нам не известно.
Признание должно начинаться с призвания. Призвание рождает мечту, которая определяет жизненный путь человека в его становлении. Именно призвание помогает сформировать те жизненные ценности, которые определяют профессиональное направление человека. Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа.
Я с детства мечтала быть учителем. Играя в ролевые игры, я выбирала именно роль учителя, ведущего за собой. Член Совета школьной пионерской дружины, староста класса, активист школьного и студенческого самоуправления – это ступени на пути моего профессионального становления. После пятилетнего педагогического опыта начинаю выполнять обязанности заместителя директора. Теперь моя деятельность направлена не только на работу с учащимися, но и на работу с педагогами.
И.Кант считал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». Я начинаю понимать: мне необходимо изучать особенности детей и педагогов и создавать условия для их эффективного взаимодействия, основанного на полном доверии друг к другу. Для этого я определяю жизненные и профессиональные ценности, которые служат основой педагогической миссии. Несмотря на свой молодой возраст, я 7 лет занимаюсь управленческой деятельностью. Существует одна проблема – не ярко выраженный конфликт поколений. Порой приходиться убеждать педагогов в том, что многолетний опыт не всегда может отвечать современным запросам образования и воспитания, основанных на применении новых технологий. Или наоборот, что документ о высшем педагогическом образовании - это не пик вершины педагогического мастерства.
Ценность – вещь сугубо личная, поэтому вряд ли можно говорить о нормативных требованиях к её содержанию. В воспитании всё начинается в детстве, но в чьём? В детстве будущего учителя. Как говорил А.Дистерверг: «Никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным, образованным». Именно в детстве будущего учителя происходит формирование его личности.
Я считаю, что выбор профессии учителя должен быть осознанным. Я согласна, что любого можно научить определённым стандартам учителя, но сможет ли человек, которые пришёл работать в школу без понимания данной миссии, отдаться без остатка детям? А.В.Луначарский писал: «…Что нужно для того чтобы можно было производить учителя? Две вещи: 1) чтобы к нам шли охотно в педагогические институты, 2) чтобы шли туда не те люди, которым больше деваться некуда, а чтобы шла туда настоящая передовая молодёжь, понимающая, что положение учителя есть положение святое, положение в высокой степени почтенное!» Зачастую я наблюдаю, что молодые педагоги не остаются работать в школе, значит, их выбор был не осознанным, а желание воспитывать детей не истинным. Как утверждал М. Горький: «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности»
Если же молодые специалисты сделали правильный выбор, им необходимо постоянно работать над своим самообразованием. Систематическая работа над собой – это ценностная установка учителя.
Молодые педагоги обладают знаниями, но, естественно, у них ещё мало опыта и профессионального мастерства. Учёба будет продолжаться, но теперь будет носить самостоятельный характер. Если молодой учитель решит, что уже всё знает, - не быть ему никогда хорошим педагогом. Учителю нужно постоянно работать над своим воспитанием и образованием.
Ценностная ориентация личности, в том числе и профессиональная, определяет практически все её действия. Ценность – это и есть индивидуальный выбор, мера нравственной взыскательности. Одним из основополагающих факторов существования человека является его потребность в ценностях, которые направляют его суждения, поступки, вдохновения, чувства и мотивации. Как правило, существует разница между тем, что человек считает своими ценностями, и действительными ценностями, которыми он руководствуется и которые им не осознаются. Однако далеко не все задумываются о собственных ценностях. Часто это приводит к тому, что человек не понимает самого себя. Создаётся ситуация: я работаю не для людей, я работаю для себя. Внешние мотивы порождают статичность, бедность мысли, не соответствие требованиям среды.
Да, профессия налагает на человека определённый отпечаток. Профессия учителя развивает в человеке особое мировоззрение и особое отношение к людям, делает из него своеобразную личность. Но, несмотря на то, что каждый педагог имеет определённый склад характера, свой стиль, он должен обладать определёнными моральными ценностями, которые определяют его профессиональное поведение. Я уверена - педагог всегда должен соответствовать возвышенным требованиям общества, ему нельзя оступиться.
Основной ценностью в школе является ребёнок. Учитель, обладая устойчивыми осознанными ценностями, несёт изменения в мир ребёнка, учитывая все его особенности. Главной ценностью личности педагога является любовь к детям. Основное условие эффективности воспитания – реализация личностного подхода. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая как ведущую его ориентацию на развитие и ценностную ориентацию личности воспитанника.
Личностный подход принципиально отличен от возрастного, гендерного, дифференцированного и индивидуального подходов. Это отличие состоит в том, что все подходы предполагают изучение, знание, учёт и использование тех или иных особенностей человека, а личностный подход имеет в виду отношение к любому воспитаннику как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей.
В беседах с педагогами я пытаюсь донести всего лишь одну мысль: «Отвлекитесь ото всех субъективных причин, которые могут вызвать у вас некое негативное отношение к ребёнку, примите его таким, какой он есть. Он пришёл к нам, несмотря на все свои трудности, и это уже есть успех наших с ним отношений». В подтверждение своего мнения, привожу слова М.И.Калинина: «Воспитание учеников – это прежде всего поведение учителя в классе, это отношение учителя к ученикам».
Как гласит русская поговорка: «Дерево и учитель познаются по плоду». Уважение учеников и их родителей и будет являться признанием учительского труда. Я считаю, чтобы дети полюбили учителя, сначала нужно полюбить их!
Источники:
1. www.wisdoms.ru/
2. www.aforism.su/
Признание! Как много в этом слове: заветная мечта, нелёгкий труд и долгий путь. Признание – это награда за истинные вложения, проявление профессиональных и человеческих ценностей, которые достаточно определены, ясны, истинно человечны. Признание – это следствие добросовестного отношения к своей миссии, которое, ни в коем случае, не должно являться ведущей целью всей деятельности. Главная миссия – развитие и формирование личности воспитанника.
Должен ли молодой учитель, пришедший в школу, думать об этом? Им руководят собственные мотивы, но, какие именно, нам не известно.
Признание должно начинаться с призвания. Призвание рождает мечту, которая определяет жизненный путь человека в его становлении. Именно призвание помогает сформировать те жизненные ценности, которые определяют профессиональное направление человека. Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа.
Я с детства мечтала быть учителем. Играя в ролевые игры, я выбирала именно роль учителя, ведущего за собой. Член Совета школьной пионерской дружины, староста класса, активист школьного и студенческого самоуправления – это ступени на пути моего профессионального становления. После пятилетнего педагогического опыта начинаю выполнять обязанности заместителя директора. Теперь моя деятельность направлена не только на работу с учащимися, но и на работу с педагогами.
И.Кант считал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». Я начинаю понимать: мне необходимо изучать особенности детей и педагогов и создавать условия для их эффективного взаимодействия, основанного на полном доверии друг к другу. Для этого я определяю жизненные и профессиональные ценности, которые служат основой педагогической миссии. Несмотря на свой молодой возраст, я 7 лет занимаюсь управленческой деятельностью. Существует одна проблема – не ярко выраженный конфликт поколений. Порой приходиться убеждать педагогов в том, что многолетний опыт не всегда может отвечать современным запросам образования и воспитания, основанных на применении новых технологий. Или наоборот, что документ о высшем педагогическом образовании - это не пик вершины педагогического мастерства.
Ценность – вещь сугубо личная, поэтому вряд ли можно говорить о нормативных требованиях к её содержанию. В воспитании всё начинается в детстве, но в чьём? В детстве будущего учителя. Как говорил А.Дистерверг: «Никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным, образованным». Именно в детстве будущего учителя происходит формирование его личности.
Я считаю, что выбор профессии учителя должен быть осознанным. Я согласна, что любого можно научить определённым стандартам учителя, но сможет ли человек, которые пришёл работать в школу без понимания данной миссии, отдаться без остатка детям? А.В.Луначарский писал: «…Что нужно для того чтобы можно было производить учителя? Две вещи: 1) чтобы к нам шли охотно в педагогические институты, 2) чтобы шли туда не те люди, которым больше деваться некуда, а чтобы шла туда настоящая передовая молодёжь, понимающая, что положение учителя есть положение святое, положение в высокой степени почтенное!» Зачастую я наблюдаю, что молодые педагоги не остаются работать в школе, значит, их выбор был не осознанным, а желание воспитывать детей не истинным. Как утверждал М. Горький: «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности»
Если же молодые специалисты сделали правильный выбор, им необходимо постоянно работать над своим самообразованием. Систематическая работа над собой – это ценностная установка учителя.
Молодые педагоги обладают знаниями, но, естественно, у них ещё мало опыта и профессионального мастерства. Учёба будет продолжаться, но теперь будет носить самостоятельный характер. Если молодой учитель решит, что уже всё знает, - не быть ему никогда хорошим педагогом. Учителю нужно постоянно работать над своим воспитанием и образованием.
Ценностная ориентация личности, в том числе и профессиональная, определяет практически все её действия. Ценность – это и есть индивидуальный выбор, мера нравственной взыскательности. Одним из основополагающих факторов существования человека является его потребность в ценностях, которые направляют его суждения, поступки, вдохновения, чувства и мотивации. Как правило, существует разница между тем, что человек считает своими ценностями, и действительными ценностями, которыми он руководствуется и которые им не осознаются. Однако далеко не все задумываются о собственных ценностях. Часто это приводит к тому, что человек не понимает самого себя. Создаётся ситуация: я работаю не для людей, я работаю для себя. Внешние мотивы порождают статичность, бедность мысли, не соответствие требованиям среды.
Да, профессия налагает на человека определённый отпечаток. Профессия учителя развивает в человеке особое мировоззрение и особое отношение к людям, делает из него своеобразную личность. Но, несмотря на то, что каждый педагог имеет определённый склад характера, свой стиль, он должен обладать определёнными моральными ценностями, которые определяют его профессиональное поведение. Я уверена - педагог всегда должен соответствовать возвышенным требованиям общества, ему нельзя оступиться.
Основной ценностью в школе является ребёнок. Учитель, обладая устойчивыми осознанными ценностями, несёт изменения в мир ребёнка, учитывая все его особенности. Главной ценностью личности педагога является любовь к детям. Основное условие эффективности воспитания – реализация личностного подхода. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая как ведущую его ориентацию на развитие и ценностную ориентацию личности воспитанника.
Личностный подход принципиально отличен от возрастного, гендерного, дифференцированного и индивидуального подходов. Это отличие состоит в том, что все подходы предполагают изучение, знание, учёт и использование тех или иных особенностей человека, а личностный подход имеет в виду отношение к любому воспитаннику как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей.
В беседах с педагогами я пытаюсь донести всего лишь одну мысль: «Отвлекитесь ото всех субъективных причин, которые могут вызвать у вас некое негативное отношение к ребёнку, примите его таким, какой он есть. Он пришёл к нам, несмотря на все свои трудности, и это уже есть успех наших с ним отношений». В подтверждение своего мнения, привожу слова М.И.Калинина: «Воспитание учеников – это прежде всего поведение учителя в классе, это отношение учителя к ученикам».
Как гласит русская поговорка: «Дерево и учитель познаются по плоду». Уважение учеников и их родителей и будет являться признанием учительского труда. Я считаю, чтобы дети полюбили учителя, сначала нужно полюбить их!
Источники:
1. www.wisdoms.ru/
2. www.aforism.su/
Другие статьи
- О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
- Деятельность начальной школы № 7 г. Владимира в годы Великой Отечественной войны
- Использование ИКТ в обучении английскому языку в школе
- Взаимодействие благочиния и школы в духовном воспитании школьников
- Театральный проект
- "Трудные" дети или некоторые подходы в воспитании детей "группы риска"
- Методика совершенствования бега на скорость учащихся первых классов.
- Программа "Школа-территория здоровья"
- Особенности обучения математике в коррекционно – компенсирующем классе с использованием элементов технологии самосовершенствования личности
- Проектная технология
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Признание ценности человека как личности,его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений- это, по сути своей, Гуманизм, что в философском словаре означает - это"...демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни".Хорошая научная статья. Спасибо за приглашение.
Валентина Титова, дата: 09.11.2015 в 21:19
#2 Татьяна Леонидовна, мне очень понравилась Ваша статья. Я, как и Вы в детстве играла " в школу". Была учителем для младшей сестры. Я совершенно согласна с Вами в том, что не каждый может быть учителем. Можно иметь диплом и быть "урокодателем". Но это никак не учитель, потому что учитель должен отдавать частичку себя. Если Вы читали стихи на моей главной страничке, то поймёте меня и моё отношение к нашей профессии...
Марина Лаптева, дата: 09.11.2015 в 21:47
#3 Статья актуальная. Поэтому мне хочется привести высказывание великого писателя, автора романа "Война и мир":«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Нина Васильевна Ефимова, дата: 10.11.2015 в 5:15
#4 Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги. Профессия педагог – особенная. Согласна, статья актуальна.
Татьяна Образцова, дата: 10.11.2015 в 16:43
#5 "Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь" (Василий Ключевский).
Татьяна Образцова, дата: 10.11.2015 в 16:44
#6 Спасибо за статью. "Учитель и ученик всегда идут рядом" Конфуций. Педагогика сотрудничества близка мне и понятна.
Галина Борискина , дата: 11.11.2015 в 15:30
#7 Мне нравится высказывание: "Учитель! Воспитай ученика так, чтоб было тебе у кого учиться"
Галина Борискина , дата: 11.11.2015 в 15:31
#8 Татьяна Леонидовна, спасибо за приглашение обсудить статью. Я бы назвала ее признанием в любви к детям, школе и своей педагогической деятельности. Я совершенно согласна с Вами, что ребенка надо принимать таким, какой он есть и своим отношением к жизни формировать его мировоззрение.
Валентина Федоровна Шайдурова, дата: 11.11.2015 в 23:17
#9 Татьяна Леонидовна, интересная статья вначале вашего пути. Хотелось бы через несколько лет прочитать мысли продолжение с позиции опытного, влюбленного в работу педагога.
Ирина Алексеева, дата: 31.03.2020 в 0:51
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.