Статья "Экологическая культура в русле ноосферного образования"
Татьяна Медведева
30.10.2015
2129
0
Научно-исследовательская деятельность учителя
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г.
Схема 1. Ноосферный переход и его этапы (Н.В.Маслова)
Литература
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г.
Экологическая культура в русле ноосферного образования
XXI век – век интеграции, системности, наукоёмкости. Вот и родилась в образовании новая научная школа, задачей которой стало: интегрировать все лучшие наработки человечества в науке, педагогике, психологии, философии, культуре, истории развития мысли. Такой этап интеграции, когда «мысль становится геологической силой», В.И.Вернадский в начале XX века назвал сферой разума (по греч. – ноосферой). Отсюда пошло название нового эволюционного этапа образования, названного ноосферным.
Для ноосферного образования характерна системность, целостность во взгляде на природу, мир, человека. Открытые в ХХI веке системы законов мира, общества, познания, постижения, психики человека, а также законов образования впервые дают в руки педагогов «золотой ключик» успешной мотивации учащихся к учебе.
Концепция ноосферного образования располагает полной системой идей и средств здорового развития, включая в себя традиционную, личностно-ориентированную, экологическую, валеологическую и любую другую стратегию школы в качестве частных компонентов. Ноосферное образование – это система, которая не декларативно, а фактически построена на раскрытии личностного потенциала ребёнка независимо от того, какой он изучает предмет, и является новым эволюционным этапом развития традиционного образования, нацеленного на воспитание гармоничной личности и общества с устойчивым развитием.
С одной стороны ноосферное образование выступает как образовательная система, формирующая личностное пространство ребёнка как пространство созидания. С другой стороны ноосферное образование нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и воспитание истинно здорового человека, отличительной чертой которого будет целостное ноосферное сознание, основанное на всеобщих законах мира, человеческого общества и постижения.
Таким образом, появляется новая цель социокультурного развития – формирование целостного мировоззрения и мироотношения, экологической культуры и ноосферного мышления.
Для достижения этой новой цели предстоит выйти за пределы прежней традиционной образовательной модели, создав новую экогуманитарную парадигму, способную проектировать экологическую культуру и ноосферное мышление, а также достроить естественнонаучное мировоззрение до целостного.
Получается, что базой и одновременно платформой для развития идей В.И.Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу в педагогической науке и практике становится экологизация образования и формирование экологической культуры, способной к коррекции девиантного ( по этому критерию) поведения и деятельности личности.
Выходит, что, в определённом смысле, природосообразное воспитание, мышление и образование являются ключевым звеном ноосферного перехода к формированию экологичного мышления (синонимы: гармоничное, естественное, универсальное, биосферное, здоровое, природосообразное), определяемого согласованностью с естественными законами природы, не приводящего к возмущению биосферы.
Экологическое мышление, в свою очередь, означает сознательный выбор человека в пользу экожизни, позиции «я в природе», любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции «я – царь природы», покорения-преобразования природы, в конечном счёте, позиции потребительского и хищнического отношения к природе).
Являясь ключевым звеном, система ноосферного образования поможет человечеству совершить ноосферный переход (см. схему 1):
Для ноосферного образования характерна системность, целостность во взгляде на природу, мир, человека. Открытые в ХХI веке системы законов мира, общества, познания, постижения, психики человека, а также законов образования впервые дают в руки педагогов «золотой ключик» успешной мотивации учащихся к учебе.
Концепция ноосферного образования располагает полной системой идей и средств здорового развития, включая в себя традиционную, личностно-ориентированную, экологическую, валеологическую и любую другую стратегию школы в качестве частных компонентов. Ноосферное образование – это система, которая не декларативно, а фактически построена на раскрытии личностного потенциала ребёнка независимо от того, какой он изучает предмет, и является новым эволюционным этапом развития традиционного образования, нацеленного на воспитание гармоничной личности и общества с устойчивым развитием.
С одной стороны ноосферное образование выступает как образовательная система, формирующая личностное пространство ребёнка как пространство созидания. С другой стороны ноосферное образование нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и воспитание истинно здорового человека, отличительной чертой которого будет целостное ноосферное сознание, основанное на всеобщих законах мира, человеческого общества и постижения.
Таким образом, появляется новая цель социокультурного развития – формирование целостного мировоззрения и мироотношения, экологической культуры и ноосферного мышления.
Для достижения этой новой цели предстоит выйти за пределы прежней традиционной образовательной модели, создав новую экогуманитарную парадигму, способную проектировать экологическую культуру и ноосферное мышление, а также достроить естественнонаучное мировоззрение до целостного.
Получается, что базой и одновременно платформой для развития идей В.И.Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу в педагогической науке и практике становится экологизация образования и формирование экологической культуры, способной к коррекции девиантного ( по этому критерию) поведения и деятельности личности.
Выходит, что, в определённом смысле, природосообразное воспитание, мышление и образование являются ключевым звеном ноосферного перехода к формированию экологичного мышления (синонимы: гармоничное, естественное, универсальное, биосферное, здоровое, природосообразное), определяемого согласованностью с естественными законами природы, не приводящего к возмущению биосферы.
Экологическое мышление, в свою очередь, означает сознательный выбор человека в пользу экожизни, позиции «я в природе», любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции «я – царь природы», покорения-преобразования природы, в конечном счёте, позиции потребительского и хищнического отношения к природе).
Являясь ключевым звеном, система ноосферного образования поможет человечеству совершить ноосферный переход (см. схему 1):
Схема 1. Ноосферный переход и его этапы (Н.В.Маслова)
В МБОУ Арбатская СОШ в программе развития школы «Школа успеха» на период до 2016г. есть раздел «Экологическое оздоровление», в рамках которой учителя естественных наук и начальной школы ведут работу по развитию ноосферного мировоззрения педагогов, школьников, родителей, населения.
Основными экологическими проблемами территории по-прежнему остаются загрязнения водных объектов – рек Абакан, М-Арбатка, Джебаш, Б-Арбатка, Афуриха, деградация почвенных ресурсов, низкий уровень озеленения территорий, неудовлетворительное состояние объектов размещения отходов, потребительская позиция многих жителей села к природному богатству родного края. В связи с этим организуется взаимодействие педагогов школы с целью содействия образовательной политике в развитии экологической активности детей и подростков через экологически важную деятельность подрастающего поколения.
Осуществляется внедрение социально-значимых эколого-образовательных проектов «Мой зелёный друг», «Мои комнатные растения», «Птицы нашего леса», «Зелёная аллея памяти», «Родничок». Учащиеся школы становятся непременными участниками Всероссийских экологических акций «Зелёная весна», «Чистая вода», «Рекам – чистые берега».
В школе реализуются программы внеурочной деятельности для начальных классов - «Мир природы», «Мы исследователи»– как условия развития личностных достижений учащихся в оказании помощи объектам природы. Для учащихся 5-го класса, перешедших в 2015-16 уч.г. на обучение по программам ФГОС, введены программы внеурочной деятельности «Природа нашей местности», дополнительного образования «Экогорик», которые предусматривают реализацию экологообразовательных мероприятий по изучению состояния природных насаждений леса, родников, рек и других близлежащих экосистем.
Особое значение приобретает практическое взаимодействие с природной средой, выработка готовности к определённому пониманию ноосферных ценностей природы и экологоориентированному поведению.
Таким образом, главным критерием экологического образования в современном обществе становится не объём экологических знаний и умений личности, а, прежде всего, мера её приобщения к экологической и ноосферной культуре, т.е. экологическое мышление.
Формирование субъекта ноосферы – это комплексная задача, включающая в себя формирование экологической культуры, экологического мировоззрения личности и ноосферизацию образования. Этот уникальный основополагающий комплекс ноосферного образования (Патент Российской Федерации) представляет собой глубоко и тщательно разработанную систему воспитания, образования и оздоровления учеников и учителей.
Ноосферное образование, нацеленное на воспитание природосообразно мыслящего человека с экологическим мышлением, является необходимым и обязательным условием прогрессивного развития человеческой цивилизации.
Основными экологическими проблемами территории по-прежнему остаются загрязнения водных объектов – рек Абакан, М-Арбатка, Джебаш, Б-Арбатка, Афуриха, деградация почвенных ресурсов, низкий уровень озеленения территорий, неудовлетворительное состояние объектов размещения отходов, потребительская позиция многих жителей села к природному богатству родного края. В связи с этим организуется взаимодействие педагогов школы с целью содействия образовательной политике в развитии экологической активности детей и подростков через экологически важную деятельность подрастающего поколения.
Осуществляется внедрение социально-значимых эколого-образовательных проектов «Мой зелёный друг», «Мои комнатные растения», «Птицы нашего леса», «Зелёная аллея памяти», «Родничок». Учащиеся школы становятся непременными участниками Всероссийских экологических акций «Зелёная весна», «Чистая вода», «Рекам – чистые берега».
В школе реализуются программы внеурочной деятельности для начальных классов - «Мир природы», «Мы исследователи»– как условия развития личностных достижений учащихся в оказании помощи объектам природы. Для учащихся 5-го класса, перешедших в 2015-16 уч.г. на обучение по программам ФГОС, введены программы внеурочной деятельности «Природа нашей местности», дополнительного образования «Экогорик», которые предусматривают реализацию экологообразовательных мероприятий по изучению состояния природных насаждений леса, родников, рек и других близлежащих экосистем.
Особое значение приобретает практическое взаимодействие с природной средой, выработка готовности к определённому пониманию ноосферных ценностей природы и экологоориентированному поведению.
Таким образом, главным критерием экологического образования в современном обществе становится не объём экологических знаний и умений личности, а, прежде всего, мера её приобщения к экологической и ноосферной культуре, т.е. экологическое мышление.
Формирование субъекта ноосферы – это комплексная задача, включающая в себя формирование экологической культуры, экологического мировоззрения личности и ноосферизацию образования. Этот уникальный основополагающий комплекс ноосферного образования (Патент Российской Федерации) представляет собой глубоко и тщательно разработанную систему воспитания, образования и оздоровления учеников и учителей.
Ноосферное образование, нацеленное на воспитание природосообразно мыслящего человека с экологическим мышлением, является необходимым и обязательным условием прогрессивного развития человеческой цивилизации.
Литература
- Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. [Электронный ресурс] http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-duhovnost-soznaniya-pedagoga-v-paradigme-noosfernogo-obrazovaniya#ixzz3pTlEylJ7 (дата обращения 23.10.2015).
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М. Айрис – пресс. 2009
- .Инновационные технологии Петербургской современной школы: концептуальный анализ. Методическое пособие./ Е.А.Марковская, И.В.Муштавинская, И.Б.Мылова и др.; под науч. Ред. И.Б.мыловой.- СПб.: СПб АППО, 2010.-36с.
- Лысенко В.С. Ноосферная педагогика. Очерки телеологии и аксиологии ноосферного образования.- М.: , 2012, Часть первая-190с.http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pedagogica/66734.doc.htm (дата обращения 23.10.2015).
- Сикорская Г.П. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в парадигме ноосферного образования. [Электронный ресурс] http://www.science-education.ru/9-108 (дата обращения 23.10.2015).
- Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюционные парадигмы и модели образования XXI века. [Электронный ресурс] http://e-notabene.ru/pp/article_59.html (дата обращения 23.10.2015).
Другие статьи
- ОБЖ в новом стандарте (Военно-патриотическое воспитание в МАОУ СОШ № 51 г. Томска на современном этапе)
- Методика социально-педагогического обследования детей
- Использование активных методов обучения на уроках химии
- Система работы по повышению квалификации педагогов образовательной организации
- Анализ миссий образовательных организация среднего пофессионального образования
- Игра-первая самостоятельная деятельность детей
- Фёдор Фёдорович Кокошкин (1871-1918) и Владимирский край
- Образ учителя в изобразительном искусстве
- Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми
- Создание ЭОР - видеороликов к урокам литературы
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.