Статья "Игра-первая самостоятельная деятельность детей"
Анна Петровна Чернова
18.09.2015
1947
1
Игровые технологии
Анна Петровна Чернова
воспитатель
МБДОУ детский сад "Колокольчик"
С.Арбаты, Таштыпский район, Хакасия
воспитатель
МБДОУ детский сад "Колокольчик"
С.Арбаты, Таштыпский район, Хакасия
Игра-первая самостоятельная деятельность детей
(Второй год жизни)
(Второй год жизни)
На втором годе жизни закладываются основы игрового поведения детей, формируется сюжетно - отобразительная игра-первая самостоятельная деятельность. Вот почему руководство игрой с самого начало должно быть направлено на формирование игры как деятельности, в основе которой - умение отображать знакомые практические ситуации в игровом условном плане.
Необходимость условного отображения действительно диктуется задачами всестороннего развития личности с раннего возраста. Именно в игре впервые начинает формироваться активное отношение к жизненным явлениям, их осмысливание и творческое воспроизведение. В игровом условном способе действий заложены огромные резервы для развития мышления ребенка, его самостоятельности и инициативности. По игре детей с образными игрушками можно судить о степени понимания и осмысления окружающей жизни. Играя, малыши учатся разрешать знакомые практические задачи в условном плане ("Понарошку", "как будто").
Игра с образными игрушками на втором году жизни несет в себе элементы воображаемой ситуации и протекает в форме решения игровых задач (покормить куклу, уложить мишку спать), которые в отличие от практических направлены на получение воображаемого результата или достижением мнимой цели игровыми способами и средствами.
Решаются эти задачи в раннем детстве разнообразными способами. Это игровые действие различной степени сложности, эмоционально-выразительные реакции, позднее - речевые высказывания, заменяющие действия. Средства для решения задачи: опять-таки различные по тематики и степени обобщенности образные игрушки, образно не оформленный игровой материал, заменяющий игрушки, а так же жесты и слова, обозначающие воображаемые отсутствующие предметы.
Конкретное содержание жизненной ситуации, которую ребенок отображает в игре, определяет ее сюжет. В раннем детстве сюжет игры ограничен хорошо знакомым бытом; постепенно, с накоплением практического опыта, с познанием окружающего, возрастает количество отображаемых сюжетов.
Но уровень сформированности игры соответственно возрасту определяется, в конечном счете, не количеством сюжетов, а глубиной отображения смысла жизненной ситуации, выраженной в том, какие игровые способы и средства использует малыш. Не случайно один и тот же сюжет, например, игры в семью проходит через дошкольное детство.
Поэтапно формируя усложняющиеся способы решение игровых задач с более сложными средствами, педагог совершенствует игру ребенка, а вместе с тем способствует развитию его мышления. Именно в этом состоит основное значение игры в раннем и в младшем дошкольном возрасте.
На первых этапах развития игры малыш может решать элементарную задачу очень примитивно, используя единичные игровые действия, постепенно действия становится более развернутыми, аккуратными, и повторяются самостоятельно несколько раз.
Примерно в возрасте 1 г.9мес. малыш начинает готовиться к решению игровой задачи, выполняя для этого ряд подготовительных игровых действий. Сам сажает куклу перед кормлением за стол, наливает чай, кормит и т.д. С течением времени обобщенные действия заменяются словом.
Параллельно происходит и изменение игровых средств, предметов для игры. Первоначально малыш использует лишь образные игрушки, которые лаконично изображают хорошо знакомые ему предметы быта, людей, животных, за тем в игру вовлекается более детализированная игрушка. При этом возрастает самостоятельность и инициативность в постановке игровой цели и использовании игровых способов и средств для ее реализации. Активность ярко проявляется в эмоциональной заинтересованности содержанием игры, игрушками, игровыми действиями.
Однако дети второго года жизни сами не могут переводить жизненные познания в игровой условный план. Им помогает взрослый организацией обучающих игр (показов-инценировок, дидактических игр и др.). Если ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для игры, то самостоятельная игра, ее содержание, способ решение детьми игровых задач определяются соответствующим подбором игрушек и направленным проблемным общением взрослого с ребенком в процессе игры.
Таким образом, руководство игрой с сюжетно-образными игрушками должно носить комплексный характер, т. е включать деятельное ознакомление с окружающим, обучающие игры, усложнение игрового материала и проблемное общение взрослого с ребенком в процессе игры которое поэтапно подводит к решению игровых задач более обобщенными способами.
Литература
Дошкольное воспитание №7 июль 1982 Москва «Просвещение» стр.46-47
Необходимость условного отображения действительно диктуется задачами всестороннего развития личности с раннего возраста. Именно в игре впервые начинает формироваться активное отношение к жизненным явлениям, их осмысливание и творческое воспроизведение. В игровом условном способе действий заложены огромные резервы для развития мышления ребенка, его самостоятельности и инициативности. По игре детей с образными игрушками можно судить о степени понимания и осмысления окружающей жизни. Играя, малыши учатся разрешать знакомые практические задачи в условном плане ("Понарошку", "как будто").
Игра с образными игрушками на втором году жизни несет в себе элементы воображаемой ситуации и протекает в форме решения игровых задач (покормить куклу, уложить мишку спать), которые в отличие от практических направлены на получение воображаемого результата или достижением мнимой цели игровыми способами и средствами.
Решаются эти задачи в раннем детстве разнообразными способами. Это игровые действие различной степени сложности, эмоционально-выразительные реакции, позднее - речевые высказывания, заменяющие действия. Средства для решения задачи: опять-таки различные по тематики и степени обобщенности образные игрушки, образно не оформленный игровой материал, заменяющий игрушки, а так же жесты и слова, обозначающие воображаемые отсутствующие предметы.
Конкретное содержание жизненной ситуации, которую ребенок отображает в игре, определяет ее сюжет. В раннем детстве сюжет игры ограничен хорошо знакомым бытом; постепенно, с накоплением практического опыта, с познанием окружающего, возрастает количество отображаемых сюжетов.
Но уровень сформированности игры соответственно возрасту определяется, в конечном счете, не количеством сюжетов, а глубиной отображения смысла жизненной ситуации, выраженной в том, какие игровые способы и средства использует малыш. Не случайно один и тот же сюжет, например, игры в семью проходит через дошкольное детство.
Поэтапно формируя усложняющиеся способы решение игровых задач с более сложными средствами, педагог совершенствует игру ребенка, а вместе с тем способствует развитию его мышления. Именно в этом состоит основное значение игры в раннем и в младшем дошкольном возрасте.
На первых этапах развития игры малыш может решать элементарную задачу очень примитивно, используя единичные игровые действия, постепенно действия становится более развернутыми, аккуратными, и повторяются самостоятельно несколько раз.
Примерно в возрасте 1 г.9мес. малыш начинает готовиться к решению игровой задачи, выполняя для этого ряд подготовительных игровых действий. Сам сажает куклу перед кормлением за стол, наливает чай, кормит и т.д. С течением времени обобщенные действия заменяются словом.
Параллельно происходит и изменение игровых средств, предметов для игры. Первоначально малыш использует лишь образные игрушки, которые лаконично изображают хорошо знакомые ему предметы быта, людей, животных, за тем в игру вовлекается более детализированная игрушка. При этом возрастает самостоятельность и инициативность в постановке игровой цели и использовании игровых способов и средств для ее реализации. Активность ярко проявляется в эмоциональной заинтересованности содержанием игры, игрушками, игровыми действиями.
Однако дети второго года жизни сами не могут переводить жизненные познания в игровой условный план. Им помогает взрослый организацией обучающих игр (показов-инценировок, дидактических игр и др.). Если ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для игры, то самостоятельная игра, ее содержание, способ решение детьми игровых задач определяются соответствующим подбором игрушек и направленным проблемным общением взрослого с ребенком в процессе игры.
Таким образом, руководство игрой с сюжетно-образными игрушками должно носить комплексный характер, т. е включать деятельное ознакомление с окружающим, обучающие игры, усложнение игрового материала и проблемное общение взрослого с ребенком в процессе игры которое поэтапно подводит к решению игровых задач более обобщенными способами.
Литература
Дошкольное воспитание №7 июль 1982 Москва «Просвещение» стр.46-47
Другие статьи
- Творчество-основа успеха
- Творческий отчёт о работе пришкольного лагеря "Буратино"
- "Прикладная направленность в обучении химии"
- «УчПортфолио», или Электронная презентация результатов внеурочной деятельности учителя музыки в области проектно-исследовательской деятельности обучающихся
- Компьютер помогает учиться
- К аспекту об изучении творчества омского художника А.Н. Либерова. Военные страницы
- Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации (из опыта работы)
- Создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта
- Письмо моей любимой бабушке
- Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Игра – не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому игра становится источником творческого воображения и общей креативности.
Наталья Фокина, дата: 22.09.2015 в 4:31
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.