С нами 17126 учителей, 7286 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Дифференцированное обучение в классах гибкого состава (стратовая дифференциация)"


Мардашева Татьяна Павловна
учитель математики
высшей квалификационной категории
ГБОУ Лицей 1575
города Москвы
Дифференцированное обучение в классах гибкого состава
 (стратовая дифференциация)
 
Ребёнок обладает поистине огромными возможностями и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Мы, учителя, помогаем каждому ребёнку развивать и реализовывать свои возможности.
         Обучать всех школьников одинаково качественно практически невозможно. Тем более, что высокий уровень обученности является часто недостижимым для многих школьников. У детей появляется чувство дискомфорта, формируется ощущение не успешности и отрицательного отношения к школе в целом, что напрямую отражается на здоровье школьника.
           Как правило, в одном классе занимаются абсолютно разные по своим математическим способностям дети: одни быстро решают нестандартные задачи, другие, по разным причинам, с большим трудом осваивают минимальный стандарт. И те, и другие требуют одинакового внимания. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости - иначе говоря, он ведет обучение, ориентируясь на некоторого виртуального “усредненного” ученика. Это неизбежно приводит к тому, что одни искусственно сдерживаются в своем развитии, теряя интерес к обучению, которое не требует от них умственного напряжения, а другие ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению. Хороший выход из этой ситуации – дифференцированное обучение в классах гибкого состава. Дети идут на урок с желанием, и учитель тоже.
В течение учебного года действовали 4 страты учащихся с разным составом по предметам математика и физика, были определены механизмы перевода учащихся из одной страты в другую. Деление на страты проводилось с учетом индивидуальных психофизиологических и мотивационных особенностей ребёнка. Нахождение лицеиста в той или иной группе определялось особенностями его мышления, способами получения информации и ее последующей переработки. Была создана комфортная среда для обучения и развития ребенка. По истечении каждого триместра решением координационного совета проводился перевод ученика из одной страты в другую в соответствии с его интересами и учебными достижениями.   Поделюсь некоторым опытом работы по данной технологии в средней страте. У нас их сформировалось две, в каждой группе по 24 человек, это 60% от общего количества учащихся 8-х классов, они оказались самыми многочисленными.
Изучаем одно, но по – разному – суть стратового обучения.
         В средней страте мы хотим    достичь следующих целей:
  1. развить устойчивый интерес к предмету;
  2. закрепить и повторить имеющиеся знания;
  3. актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
  4. развивать воображение, раскрыть творческие возможности.
         Программа средней страты обеспечивает овладение учащимися приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение знаний. Поэтому помимо заданий базового уровня вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал, иллюстрируют и конкретизируют основные знания, показывают возможность применения полученных знаний в новых ситуациях. Таким образом, наши восьмиклассники, помимо формулы корней квадратного уравнения, на изучение которой у них будет потрачено меньше времени, займутся решением более сложных примеров, рассмотрят применение данной формулы при решении текстовых задач.
Работа в рамках стратовой системы несколько отличается от работы в разно уровневом классе, так как в рамках одной страты собраны учащиеся примерно одного уровня обученности, а также более или менее сходные по темпу освоения новой информации и по уровню мотивации изучения математики.
         При планировании урока в стратовой системе основное внимание уделяю выбору оптимального для данной страты соотношения объема информации и количества упражнений, необходимых для ее усвоения и закрепления. В средней страте можно уже больше уделить внимания заданиям, связанным с применением полученной информации в новой незнакомой ситуации. Идет большая опора на умение учащихся устанавливать логические связи, усваивать и формулировать научные понятия, чаще применяется ход рассуждения от общего к частному.
       Для планирования урока в этой группе уделяю меньше внимания подготовке индивидуальных заданий, поскольку дифференциация внутри страты меньше, чем в обычном классе, чаще использую фронтальные методы работы.
         Работа по данной технологии позволила накопить большой дидактический материал- разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, материалы к зачетам по геометрии. Были разработаны и проведены открытые уроки по различным темам изучаемых предметов.
Результаты опроса детей третьей страты, какие предложения они хотели бы внести по обучению в страте:
 
Рассматривать более сложные задачи 
 
 
4
 
Рассматривать более простые задачи   
 
 
2
 
Меня всё устраивает
 
 
13
 
  • проводить уроки в занимательной форме            
  • рассматривать больше интересного.
 
 
5
Анализ предложений детей подтверждает, что можно ещё и 2 средние страты разбить на страты по способу и темпу усвоения материала.
Также делаем вывод: включать элементы занимательности.
         В средней страте мы имеем возможность наращивать темп и повышать уровень сложности. Дети завели папки, в которых собираем олимпиадные задания и решения к ним. Ввели практику выполнения индивидуальных заданий, направленных на отработку заданий повышенной сложности.
            Рассылаю детям ссылки на различные олимпиады и конкурсы. У нашей страты появляются результаты: только за один учебный год трое учащихся участвовали в олимпиаде МФТИ и стали призерами, многие дети принимали участие в интеллектуальных и предметных конкурсах различного уровня.
      На мой взгляд, одной страты высокого уровня в профильном лицее мало, т.к. у нас мотивированных детей больше, чем в общеобразовательных школах.
Каковы результаты обучения при стратовом делении?
На вопрос, дать самооценку успеваемости по математике, учащиеся страты 83 ответили:
Считаю, что знаю математику …
 
Отлично 4
Хорошо 20
Плохо 0
 
Опрос родителей так же выявил интерес к данной технологии.
Динамика качества обученности по предметам, реализующим технологию стратового обучения
Учебные предметы алгебра геометрия физика
1 триместр 74% 81% 89%
2 триместр 74% 79% 89%
3 триместр 79% 85% 94%
Данные таблицы демонстрируют позитивную динамику качества обученности как результат применения технологии дифференцированного обучения в классах гибкого состава по математике и физике на параллели 8-х классов.
Можно сделать некоторые выводы:
  • При обучении учитываются интересы и возможности ребенка;
  • Идет подготовка к профильному обучению путем создания условий для осознанного выбора уровня и глубины освоения предмета;
  • развивается интерес и мотивация к обучению;
  • формируется адекватная самооценка.
Внедрение данной технологии обучения стало дополнительным ресурсом по повышению качества математического и физического образования, а также по подготовке к предметным олимпиадам.
Свобода мышления составляет неотъемлемое право каждого(Жозеф Эрнест Ренан)
Считаю, что коллектив нашего лицея прилагает все усилия для того, чтобы это право было реализовано у каждого ребенка.
 

                              Литература

1.    Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла.  -Л., 1991.

2.      Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.

3.      Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.

4.   Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2т. Т.1.М.: НИИ школьных технологий, 2006г.- 816с. 

5.      Унт Ише. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990.

6.     Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.- 94с.

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ